{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

За что платить бухгалтеру, который ведёт ИП на ПСН?

Такой вопрос мне задают предприниматели и бухгалтеры, которые знают, что Патентная система налогообложения максимальная проста. Максимум два налоговых платежа в год в фиксированной сумме, нет необходимости подавать декларацию. К тому же Законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 установлено, что индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет. Мы с командой Biznesinalogi решили рассказать про нагрузку бухгалтера, если клиент на ПСН

В смысле бухгалтер на ПСН?

Нет бухгалтерского учета - нет необходимости тратиться на бухгалтера. Действительно, зачем платить, когда можно не платить. Тем не менее, значительная часть ИП все же обращается к бухгалтерским услугам, разовым или постоянным. Зачем они это делают?

Начну с того, что в отношении ведения учета предприниматели бывают 3-х типов. Первые ведут всё самостоятельно, готовы во все вникать и тратить много времени на налоговое администрирование. Вторые не ведут документы и регистры, платят налог с помощью онлайн-сервисов или берут разовую консультацию у профессионала и далее действуют по шаблону. Третьи предпочитают передать всю документальную и налоговую рутину бухгалтеру и заниматься ключевыми делами - ведением самого бизнеса, его развитием и ростом. Такой подход, на мой взгляд, соответствует самой цели предпринимательской деятельности. Но никого не осуждаю.

Вернёмся к патентной системе. Что там можно делать профессионалу?

Функции бухгалтера при ПСН.

Если вести бухгалтерский учет не обязательно, это не означает, что не нужно делать вообще ничего. Кроме бухучета существует еще следующие задачи для бухгалтера:

  • налоговый учет;
  • специальная отчетность по наемным работникам;
  • составление и обработка первичной документации;
  • работа с ОФД и эквайрингом;
  • обработка банковских документов.

Помимо прямых функций, понятных и очевидных, бухгалтер непрерывно следит за изменениями законодательства, повышает свою квалификацию с помощью вебинаров и конференций и с помощью общения с коллегами в профильных комьюнити. Бухгалтерское комьюнити - это вообще такой «шабаш ведьм», где обмениваются заклинаниями, из которых можно узнать и понять больше, чем из комментариев законотворцев! Что-то вроде оракула, прочесть предсказания которого могут только посвященные в терминологию и рожденные с налоговым кодексом в руках.

Налоговый учет

Налоговый учет – это сбор и обобщение сведений, необходимых для расчета налоговой базы и налоговых платежей.

В случае применения ПСН налоговый учет ведется в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения (ст. 346.53 НК РФ). Чаще всего ИП самостоятельно не ведут книгу вовсе, откладывая на потом, или ведут неправильно. Например, наиболее частой ошибкой индивидуальных предпринимателей является неверное определение суммы выручки, включаемой для расчета лимита доходов, при превышении которого утрачивается право на ПСН. Например, неправильное отражение сумм, приходящих по эквайрингу или в иных ситуациях, когда на счет приходит оплата за реализованные товары и услуги за вычетом комиссий.

Чтобы разобраться во всех нюансах заполнения КУД и отчетности, надо обладать определенными знаниями и непрерывно изучать изменения в законах. Причем не только в рамках патента и своего вида деятельности. Предприниматель может совершить сделку, не попадающую под патент, и не знать, что нужно просто заплатить другой налог, сохранив при этом патентную систему по основной деятельности. Или что нужно приобрести 2 и более патентов.

Пример: ИП продает кондитерские изделия в розницу в Туле с оплатой патента в своем городе. Перед Новым годом предприниматель получает предложение от Московской компании на небольшую партию сладких подарков. Пусть будет 40 штук по 1,5 кг. Оптом это не назовешь с точки зрения продаж. Но с точки зрения налогового законодательства в целях уплаты патента это уже может быть и не розница. Как ИП определить самостоятельно, какой налог и где, в Туле или в Москве, нужно заплатить? Торговец здесь сломает голову, а бухгалтер знает, что нужно оценить вводные данные — предмет и условия договора. По договору розничной купли-продажи патент возможен, по договору поставки или оптовой продажи — нет (пп. 5 п. 6 ст. 346.43 НК РФ). В договоре должно быть условие, для каких целей приобретен товар (Письмом Минфина РФ от 09.02.2021 N 03-11-11/8265). Изучив эту информацию, профессионал подскажет, нужно ли платить по сделке другой налог или же нужен второй патент для другого региона продаж.

Это пример того, как бухгалтер может виртуозно приправить Письмом Минфина бульон из Налогового кодекса. Кто еще так сможет?

Отчетность по наемным работникам.

При любом налоговом режиме все работодатели, в том числе ИП, сдают отчеты по сотрудникам:

  • В Пенсионный фонд России (ПФР):

  1. - форма СЗВ-М — подается каждый месяц;
  2. - СЗВ-стаж — по итогу года или при определенных кадровых изменениях;
  3. - СЗВ-ТД — ежемесячно и при наступлении кадровых событий.
  • В Фонд социального страхования (ФСС):
  1. - форма 4-ФСС — ежеквартально;
  2. - форма "Сведения о застрахованном лице" — при каждом приеме на работу.

  • В Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС):
  1. - 6-НДФЛ — ежеквартально;
  2. - РСВ — ежеквартально.

Кроме того, работодатели обязаны вести и хранить кадровые документы.

Достаточно работы для бухгалтера? Полагаю, в случае с наемными сотрудниками, вопросов, за что платить специалисту, не возникает.

Составление и обработка первичной документации.

ИП на патенте не освобождены от обязанности оформлять предпринимательскую. деятельность первичными документами и хранить их в течение 5-х лет.

Реализацию работ и услуг необходимо оформлять актами выполненных работ (оказанных услуг). Продажу товаров сопровождать кассовыми документами, в некоторых случаях товарными чеками или накладными.

Документы по расходным операциям можно не структурировать и не хранить в целях соблюдения налогового законодательства. Но! Расходные документы — это юридическая безопасность бизнес.

Они необходимы ИП для сверки расчетов с контрагентами, для предъявления вопросов по качеству и претензий поставщикам.

И возьмем сразу крайний случай. Если ИП допустит нарушение (по незнанию, без бухгалтера) и утратит право на применение ПСН, то переходить на УСН или ОСНО придется задним числом с начала действия патента (п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Без документов по деятельности не удастся восстановить учет и корректно рассчитать УСН, а на ОСН тем более не получится уменьшить НДФЛ на сумму понесенных расходов.

Работа ОФД, расчетным счетом и эквайрингом.

Если ИП работает в сфере торговли или общепита, а также принимает наличные деньги при другой деятельности, он обязан установить онлайн-кассу независимо от системы налогообложения. Значит и на ПСН возникает необходимость работать с личным кабинетом оператора фискальных данных (ОФД), кроме случаев, когда все расчеты происходят безналичным путем.

ОФД - штука не страшная, но время затрачивать нужно.

Так же как и на работу с эквайрингом. Для корректного отражения выручки в КУД нам нужны данные из личного кабинета эквайера. На расчетный счет ИП приходит сумма, уже уменьшенная на комиссию агрегатора или банка. Это ещё не выручка. С расчётный счётом мы лишь сверяемся для самопроверки.

Кассовая дисциплина.

Существует еще понятие кассовый дисциплины. Для ИП тут порядок упрощенный и можно не вести кассовые документы, если нет сотрудников и расходов по кассе. ИП может брать наличку из кассы на личные нужды и ничем не оформлять, но тогда в идеале должен существовать приказ об отказе от ведения кассовых документов. Кто-то из ИП об этом знает?

Профессионализм и внимательность.

Встречаются предприниматели, которые не подозревают о существовании ввозного НДС или НДС за нерезидентов, не состоящих на налоговом учете в РФ, когда у ИП возникает статус налогового агента обязанность по уплате НДС даже при ПСН. Еще одна законодательная ловушка для тех, кто экономит на бухгалтере.

Разумеется, ИП может получить раз в год консультацию по своей деятельности или даже пройти курсы бухгалтеров. Только налоговое законодательство часто меняется, и разовая консультация не решает вопрос актуализации знаний.

Итого мы имеем:

Так за что же в итоге платить хорошему не дешевому бухгалтеру при ПСН:

  • за применение профессиональных навыков и актуальных знаний;
  • за обеспечение налоговой безопасности и контроль соблюдения всех условий применения ПСН, в том числе отдельных сделок;
  • за педантичное ведение рутинных документов, налоговых регистров и всевозможной отчетности;
  • за своевременное предупреждение о смене законодательства и помощь в планировании бизнеса;
  • за страховку от ошибок и анализ деятельности с целью оптимизации затрат.

Бухгалтер - хорошее средство от испуга, головной боли и ночных кошмаров. Это чего-то стоит?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда