NFT для бизнеса -- хайп или тренд? Практический гайд для современных бизнесов (и немного теории)
За последние 2 года NFT заполонили просторы интернета. Возможно вы их видели и могли подумать, что это просто хайп вокруг глупых картинок некрасивых обезьян и котов, но на самом деле NFT -- это очень интересная технология, которая сейчас находит применение среди бизнесов и артистов. И применение варьируется от уникальных программ лояльности (н. Starbucks Odyssey) до доступа к закрытым сообществам, fine dining клубам и товарам люксовых брендов.
За последние 2 года NFT заполонили просторы интернета. Возможно вы их видели и могли подумать, что это просто "Глупые картинки". Однако не нужно торопится в суждениях, ведь не зря говорят: "Не судите книгу по обложке". Так что давайте разберемся, что же такое NFT?!
NFT (Non-Fungible Token) — это невзаимозаменяемый, или же уникальный токен, от английского слова “Token”, что значит жетон, талон или просто значок. NFT относятся к цифровым активам.
Что такое NFT технически?
NFT — это одна из технологий “блокчейна”. Еще один термин, который сегодня на слуху так же как и криптовалюты.
Что такое блокчейн? Принципы работы.
Блокчейн (“blockchain”) — это технология, которая позволяет сохранять данные на большом количестве устройств без центрального управляющего “органа”. К главным особенностям такого хранения данных можно отнести то, что невозможно изменить историю записей, а как таковых администраторов с правами “Бога” не существует. Поэтому приложения построенные на основе blockchain технологий называются децентрализованными. То есть нет администраторов, которые имеют все права доступа, нет сервера который может сломаться, нет тех, кто случайно потеряет или удалит ваши данные.
Применение блокчейн и особенности криптовалюты, стейблкойны.
Популярным применением blockchain технологий являются криптовалюты. В этом случае в блокчейне просто сохраняется информация о том Кто, Кому и Сколько отправил денег. Грубо говоря — это бухгалтерская книга, в которой невозможно случайно или специально изменить историю. Если в реальном мире мы с вами используем фиатные валюты такие как доллары и евро, то в блокчейне мы имеем дело с токенами. Для обычного пользователя они практически ничем не отличаются от реальных или электронных валют, кроме пары интересных свойств. К положительным можно отнести их децентрализацию, и интернациональность, что значит, что никто не может ограничить вас в работе с пользователями по всему миру. К негативным свойствам можно отнести их волатильность, то есть нестабильность курса обмена. На этот случай чуть позже были изобретены так называемые стейблкоины (stablecoin) – их особенность в том, что их курс строго привязан к цене реальных валют. И именно это свойство позволяет их держателем по всему миру не переживать о волатильности токенов.
Чем NFT отличается от других токенов? Каждый NFT-актив единственный и уникальный в своем роде и подтверждением тому является сам блокчейн.
Есть классическая валюта, тот же рубль или юань — 1 рубль можно обменять на другой, 1000 рублей можно поменять на другую 1000 рублей. На блокчейне есть криптовалюта и токены, например Bitcoin или Ethereum — они тоже взаимозаменяемые. Есть стейблкойны (USDC, USDT) — прямые аналоги классической валюты на блокчейне, привязанные к курсу самой валюты (чаще всего это доллар) . Центробанки развитых стран уже давно работают над внедрением собственных финансовых блокчейн активов, для совершения быстрых и прозрачных платежей. CBDC в США, Цифровой рубль в России. И все токены взаимозаменяемы как традиционные валюты.
А вот NFT все разные, один токен нельзя просто так обменять на другой. Это как искусство — картины все уникальны и оцениваются по-разному, даже если они от одного художника или выставлены в одной галерее. Обычно NFT и есть искусство, в подавляющем большинстве картинки или анимации – иногда нарисованы художником/дизайнером, а иногда искусственным интеллектом или программой. Но больше всего ценятся NFT которые имеют объективную ценность и предоставляет владельцу токена бонусы. Например, членство в клубах, ресторанах и сообществах, скидочные карты, билеты на мероприятия и тд.
NFT — (Далеко) НЕ обычная картинка.
Главное же отличие NFT от обычной картинки в том, что они написаны как программы и опубликованы на блокчейне, соответственно, это не просто картинка – у нее может быть утилитарность и особые свойства, именно поэтому технология NFT открывает множество интересных возможностей для бизнесов, художников, инвесторов, и просто потребителей. Также право собственности на NFT закреплено на блокчейне и привязано к конкретному крипто-кошельку.
Бизнесы и артисты могут вести программы лояльности или членства на блокчейне, где главное преимущество заключается в том, что карты членства, "достижения” (посетили 5 раз за месяц, купили на такую-то сумму) или "купоны” (скидка, эксклюзивный доступ) не железобетонно привязаны к конкретному человеку, а могут перепродаваться между пользователями. Так элементы программы лояльности становятся активами, своего рода инвестициями, право на которые закреплено на блокчейне – создается рынок перепродаж, где с каждой продажи бизнес получает роялти (как раз особенность NFT).
Также бизнесы и артисты могут создавать эксклюзивные программы, доступ к которым открыт только для владельцев определенных NFT. Например, программа может включать в себя определенные эксклюзивные услуги/товары, мероприятия, роялти на продажи, мерч, закрытые чаты с создателями коллекции и тд.
Но я же могу сделать скриншот и наслаждаться той же картинкой? Можете, конечно, но в этом смысла немного. Прикол нфт в том, что это а) инвестиция — такой актив можно перепродать, а ценится только оригинал; б) полезные свойства нфт (такие как доступ в закрытые клубы, яхты, частные самолеты, рестораны) открываются только настоящим владельцам, а как мы помним право владения можно легко проверить через блокчейн. Это как купить реплику известной картины Ван Гога: “Подсолнухи” может и дополнят ваш интерьер, но на аукцион такое произведение не выставить и в клуб элитных коллекционеров через него не попасть.
Зачем интегрировать NFT?
- Это более эффективное и элегантное решение, чем традиционные технологии (при этом все совсем не так сложно, как кажется).
- Рынок только начинает развиваться, соответственно любой бизнес, который анонсирует использование NFT получает огромную медийную огласку (бесплатный маркетинг).
Starbucks Odyssey – 500K+ просмотров на роликах о программе в YouTube (еще больше в TikTok) , 170+ статей, включая статьи от лидирующих публикаций Techcrunch, Cointelegraph, CryptoNews, Inc, Coindesk. Самые маленькие Food & Beverage проекты получают минимум 20 статей от популярных локальных и глобальных СМИ, в добавок, сторис, посты и видео блогеров имеют большие охваты.
Какие свойства могут быть у NFT?
Первое — это то, что создатель может в программу нфт включить роялти (комиссию), которую он будет получать при каждой последующей смене владельца – продаже. Допустим, минт (выпуск) нфт прошел по цене 50 долларов и создатель выставил 10% роялти. Кто-то этот нфт купил и потом продал за 150 долларов другому пользователю – создатель получит $15 на свой кошелек. И так бесконечное количество раз. Это дает возможность создателю продолжительно зарабатывать с продаж своего проекта, а не только во время запуска. Это свойство очень помогло художникам, которые начали продвигать свои работы через TikTok и продавать часть из них как NFT.
Второе – нфт можно легко проверить на аутентичность (не подделка ли), вся информация о минте нфт и последующих транзакциях хранится на блокчейн. Также легко можно подтвердить, что человек реально его владелец – нужно только удостоверить, что человеку принадлежит кошелек, на котором хранится нфт.
Третье – картинку/анимацию нфт создатель может менять после запуска коллекции. Это делает возможным довольно интересные проекты.
Например, один парень в Чехии собрал $300,000 на реновацию семейного замка -- каждое NFT в коллекции представляет собой фото части разрушенной стены и создатель обновляет их по мере продвижения в ремонте. Так молодой человек получил финансирование с продаж NFT, а инвесторы стали частью интересного проекта и могут наблюдать за прогрессом.
Как бизнесы могут использовать NFT?
На основе вышеперечисленных свойств можно создавать NFT коллекции с полезными свойствами для бизнесов и создателей контента (блогеров, артистов, писателей).
- Создание закрытого коммьюнити. NFT может давать эксклюзивный доступ к продукту/услугам/сообществу/скидкам.
- Вовлечение клиентов, специальные предложения, программы лояльности.
- Билеты на мероприятия в формате NFT. Так как NFT уникальны (один нфт – один уникальный билет) и их аутентичность легко проверить, а подделать нельзя – это идеальный формат билетов для безопасного второго рынка.
- Верефикация аутентичности. Для элитного алкоголя, лимитированных кроссовок, и тд.
1. Создание закрытого коммьюнити. NFT может давать эксклюзивный доступ к продукту/услугам/сообществу/скидкам.
- Доступ в клуб: Flyfish Club – премиальный частный fine dining клуб, членство в котором приобретается как невзаимозаменяемый токен (NFT) и принадлежит владельцу токена, оно дает доступ к ресторану и мероприятиям клуба.
- Доступ к коллекции: Люксовые бренды могут запускать коллекции нфт, которые потом дадут доступ к приобретению эксклюзивных элементов из коллекции. Например, Louis Vuitton может продать 100 NFT стоимостью $10,000, каждый из которых дает эксклюзивную возможность заказать их новую лимитированную сумкy. Через несколько месяцев 100 сумок выйдет в продажу – тогда владелец NFT может зайти на сайт, верифицировать наличие диджитал-актива, и заказать сумку по обычной цене в $1200. За эти месяцы может образоваться вторичный рынок и NFT могут кочевать из кошелька в кошелек – от одного владельца к другому. А после запуска сумки ее цена на вторичном рынке сразу же поднимется из-за аспекта эксклюзивности. Стоит подчеркнуть, что NFT также является спекулятивным активом и его цена будет динамически меняться в зависимости от разных факторов. Автору NFT коллекции выгодно, чтобы токены переходили из рук в руки и динамическое изменение цен является скорее плюсом, чем минусом, потому что автор всегда получает комиссию с каждой сделки.
- Для фанатов – доступ к закрытому сообществу артиста: Диджей-бэнда The Chainsmokers запустила (бесплатный) минт нфт для своих фанатов, который дает роялти с продаж их нового альбома, доступ к закрытым каналам и чатам Discord, личным встречам, коллекциям мерча, фотографиям, билетам на выступления, и многое другое. Это позволило кумирам стать ближе к поклонникам и дать им мотивацию продвигать музыку и быть активными на сервере. Сейчас нфт коллекции перепродаются на OpenSea — самой популярной торговой площадке для NFT в мире.
2. Вовлечение клиентов, специальные предложения, программы лояльности.
- Зная номер крипто-кошелька клиента, можно делать айрдропы (airdrops) акций/специальных предложений – отправку нфт прямо клиентам в кошельки.
Преимущество использование блокчейн — создание рынка сбыта этих предложений, что дает сбор роялти с перепродаж, больше клиентов. Например, я на даче, а мне пришел купон на сет роллов – я могу его переслать другу в Москве или перепродать кому-то.
- POAPs (proof of attendance) – доказательство посещения. Можно выдавать нфт за посещение/покупки на определенную сумму/покупку определенного продукта, которые потом обменивать на эксклюзивные предложения. Зная историю посещений клиента, можно делать более персонализированные айрдропы.
- Можно выдавать нфт за выполнение определенных заданий, которые потом можно обменивать на крупные призы. Starbucks недавно анонсировала такую программу лояльности на основе цифровых активов.
Например, за 10 посещений ресторана с чеком более 15 тыс можно получить билет на закрытое фуд-шоу с бренд-шефом, а за 30 – гастрономический тур в Грузию, где закупается X & Y продукты ресторана. Каждый proof (доказательство) посещения и суммы чека – NFT. Если я не хочу обменивать на доступные предложения или понимаю, что не наберу достаточное количество proofs, то я могу продать заработанные NFT или, наоборот, докупить. Таким образом, мои "достижения” не пропадают. Я также могу сначала обменять 10 NFT за посещение на NFT, дающее доступ к закрытому шоу, и уже потом продать готовый "опыт”.
Что важно в решении?
- Простота в использовании – скорее всего ни клиенты, ни менеджеры не являются экспертами в крипто и нфт, поэтому важно, чтобы решением было легко пользоваться. Это включает возможность оплачивать в фиате обычной карточкой и отсутствие использования специализированного програмного решения.
- Возможность легко поддерживать связь с клиентами через решение.
- Возможность быстрой и безболезненной проверки наличия NFT у клиента – как в оффлайн, так и в онлайн.
Как это интегрировать?
- Интегрировать в свое приложение, как это планирует сделать Starbucks Odyssey, что красиво и удобно, но довольно сложно, дорого и долго в плане технической интеграции. Также для этого у бизнеса уже должно быть приложение, которое клиенты используют.
- Можно использовать нфт-маркетплейс, однако, это вариант только если ваша аудитория уже имеет опыт в web3, крипто и NFT.
- Решение, которое интегрируется в приложение, которое клиенты уже используют – Instagram, Telegram, Discord. Instagram, вероятно, не вариант для России по ряду веских причин. Discord подойдет для техно-гиков, геймеров и тп. Telegram же используется всеми.
Выводы.
Невзаимозаменяемые токены (NFT) – это в первую очередь технология с определенными свойствами, которые можно использовать под нужды бизнеса. NFT позволяют бизнесам взаимодействовать со своими клиентами на новом уровне, предоставляя возможности для развития закрытых групп, сообществ, программ лояльности и нестандартных источников монетизации. Все больше брендов и артистов начинают их использовать – Starbucks, Coca Cola, Adidas, McDonald’s, Gucci. Это не хайп, а тренд, с которым мы будем сталкиваться все больше и больше.
Вы готовы строить современный бизнес на современных технологиях?
Пишите в личку, если остались вопросы или хотите обсудить тему глубже.
Отправьте это тимати, я хочу собирать нфтшки от старс кофе и менять их на круассаны!!!!!!!
gen z has spoken!
Статья топ! все по-человечески и человеческим языком ☝🏼💥👍🏼 Скину маме.
Надеюсь, маме понравится!
Надеюсь после такой статьи я наконец-то смогу использовать нфт в ресторанах. Будет дальнейшая серия на эту тему? Мне кажется есть моменты, в которые нужно углубиться.