{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Быстрое программирование самого себя или слепая печать за 3 часа

Приятно найти «лайфхак» в жизни и им воспользоваться, даже не смотря на то, что «лайфхак» на русский лаконично не переводится. Со стороны звучит как фантастика изучить раскладку клавиатуры не за 3 недели, а за три часа, и ещё более фантастично звучит утверждение, что можно изучить английскую раскладку вторым этапом уже за пол часа часа. Возникает закономерный вопрос, если такая феноменальная методика существует, то почему она не повсеместно распространена? Ответ на этот вопрос, я попытаюсь сформировать в конце статьи. Между тем, методика имеет научное теоретическое обоснование, как и полагается в научной теории, она универсальная касается не сколько слепой печати, а сколько вообще нейрофизиологических процессов влияющих на ускоренное обучение, от ускоренного обучения стрельбы из пистолета, до ускоренного обучения операторов станков ЧПУ. Данные методика основывается на теории П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственных действий». Одним из аспектов её применения является усвоение навыков слепой печати, которым занимался в частности Б.Ц. Бадмаев.

В принципе, как и многое в мире, приёмы ускоренного усвоения информации или навыков на практике переоткрывались и используются достаточно часто. Простым языком его можно выразить следующем образом - эффективность усвоения информации зависит от количества зон мозга вовлечённых в согласованный процесс обработки информации, то есть обучения, запоминания или формирования навыка, происходит тем эффективнее, чем больше различных зон вовлечены в процесс обработки информации и принятия решений. Самый простой пример, комбинация анимации и звука, которая формируется видео потоком, активизирует зоны ответственный за обработку визуальной и аудиальной информации и связи между. Эффект колоссальный, если сравнивать с изолированного воздействием звука и анимации на мозг. Можно сказать, эффект на грани гипнотического воздействия. Очень широко эти приёмы эффективного усвоения информации используется в маркетинге. Маркетологи в поисках возможностей максимально эффективно донести и закрепить информацию о продукте, как они говорят «узнать потребности», помимо простейших вещей сочетания картинки плюс звука, или картинки плюс текста, додумались даже до сочетания музыки и запаха. Лично, мне интересно, есть ли у них какие фундаментальные рекомендации по выбору этих решений, или это все эмпирические находки.

С технической точки зрения процесс обучения или формирование навыков, представляется процессом обучения нейронных сетей самого человека. Для человеческих нейронных сетей тоже существует своей «бустинг». Этот термин обозначает «ускорение» из теории искусственных нейронных сетей, который тоже предполагает объединение разных зон для решения одной задачи. И вот теперь можно применить «бустинг» к самому себе. Главная задача при обучении слепой печати совместно активировать две зоны, первая зона отвечающая за мелкую моторику рук, вторая за вербальное произношение. Достигается это с помощью следующего приёма: перед печатью каждого символа нужно проговорить в слух команду, которая содержит руку, правую или леву, номер пальца на руке, и смещение пальца относительно изначального положения на клавиатуре, либо на месте.

Простейший пример. Буква «Н» - правая рука, первый палец, вверх.

Для формирования таких команд нужна схема, по которой можно понять какая команда какой букве соответствует. Множество самоучек для этого использовали непосредственно изображение клавиатуры на экране. В принципе, основная сложность самостоятельно освоения заключается именно в формирование схемы команд для каждого символа. В оригинальной методики Б.Ц. Бадмаева составлены специальные схемы, которые увеличивают эффективность обучения. Подробности теории можно найти на сайте проекта.

Можно выделить два критичных нюанса методики:

1) методика не работает на вырожденных учебных текстах, текст должен быть разнообразным,

2) текст должен быть интересным.

Одно дело найти «лайфхак» другое дело им поделится. Формат в данном случае диктует профессионально трансформация, обусловленная парой десяток лет программистской деятельности. Если есть «лайфхак», который хоть как-то можно запрограммировать, то его нужно запрограммировать. Для достижения этой цели, родилось вэб-приложения для ускоренного обучения слепой печати. Путь к нему был долгий, лет в 20ть, с тех пор как освоил слепую печать при написании курсовиков и дипломного проекта. И вот благодаря стараниям дипломника, уже под моим руководством этот проект сдвинулся с мёртвой точки. Неожиданный отпуск позволил всерьёз им заняться и довести его до рабочего прототипа развёрнутого в сети и доступного для реального применения.

Делать приложение, в котором нет «искусственного интеллекта» - не интересно. И как оказалось методы NLP органично помогают в таком вопросе как генерация заданий для освоения методики. Сначала чисто из технического интереса я сделал посимвольный и пословный генератор на базе сетей Маркова, с переменной длинной энграм. Проявился интересный артефакт, так как в качестве обучения был взял сборник текстов Л.Н. Толстого, при длине энграммы больше 4х слов, генератор начинает выдавать цитаты из «Войны и мир», что, как я полагаю, не влияете на эффективность обучения. Детали технической реализации приводить здесь смысл нет, на мысль о генерации текста, меня навела статья на хабре, именно благодаря ей, мой генератор использует именно тексты Л.Н. Толстого. Следующим, уже более приземленным источником текстом, стала идея о том, зачем генерировать текст для задания, если его можно взять готовый, прям из интернета. Внешняя HTML страница просто нарезается кусками, а далее и контролируется корректность нажатия следующего символа. Этот метод для реализации проще, зато, как я полагаю, существенно улучшает интерес к тексту, можно вставить ссылку на интересный, или тематический текст связанный с профессиональной деятельностью.

На этапе разработки прототипа пока осталась за бортом ещё одна технология, которую хотелось применить - это работа с речью, точнее пара технологий, на первом этапе для пояснения принципов работы, это генератор речи, и далее анализатор речи, для проверки корректности следования методики. Но эту технологическую вершину с наскока взять не получилось. Попытка завести open-source библиотеки, и включить их в проект не увенчалась успехом. Остался запасной вариант платные речевые API, но они для режима прототипа и для длительного бесплатного доступа не подходят к проекту.

А теперь ответ на вопрос, если существует такая прорывная технология обучения, почему она не получила широкого распространения. Готового ответа нет, есть только предположение о том, какие факторы мешают коммерческому продвижению данной методики. Первое - это инертность мышления, что бы внедрять и продавать методику, нужно её понимать и нужной ей овладеть; второе - сложная коммерциализация, очень сложно продать курс на 3 - 5 часов, когда на выходе человек будет печатать 60 - 100 символов в минуту, при этом аналогичные курсы занимают 3 неделе занятий, там понятно за что клиент платит деньги, за огромное время которые он сам потратит, и которое потратят на него. С другой стороны, сама методика доступна и любой интересующейся может свободно с ней ознакомится и освоить её самостоятельно, а те кто не интересуются пройдут мимо в любом случае. В принципе, я несколько лет назад, адаптировал бесплатную Стамину под данную методику, просто подложив схемы клавиатуры на фоновой рисунок самой Стамины.

В ходе подготовки этой статьи, я нашёл, один вэб-проект, которые пытается зарабатывать на ускоренном обучение методу слепой печати, не знаю как у них успехи и нюансы технологии, они не публикуют.

В заключение, о планах на проект. Проект для частного использования будет оставаться бесплатным до тех пор пока я не потеряю к нему интерес, и расходы на него не начнут доставлять дискомфорт, исходники из read-only станут GPL.

Есть пару идей коммерциализации проекта. Первая идея, это сделать платную функциональность связанную с контролем за успеваемость группы пользователей, сейчас эта функциональность ограничено доступна, при появление реальных клиентов эта функциональность будет развиваться. Вторая идея, поддержка нестандартных клавиатуры. Выпуск нестандартных клавиатур упирался в сложность изучения нестандартной раскладки, то сейчас, для человека освоившего базовые принцип, затраты на переключения на другую клавиатуру займут в районе получаса - час с учётом двух языков. При этом возврат на классическую раскладку, как я полагаю, должен происходить относительно легко. У нестандартных клавиатур есть шанс на широкое распространение.

0
4 комментария
Стерлядка Вяленая

Очень тяжело читать. Афтар, используй переносы строк. Абзац в 15-20 строк это жуть. Еще и написано тяжело. Прочитал чуть больше половины - нифига не понял, кроме того, что нашу нейронку натаскать тоже легко.

Ответить
Развернуть ветку
i.i.

Не осилила. Кто вас так научил текст сплошной стеной писать ((((

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Многообещающе. Попробую, когда буду за компом.

На сайте нужна регистрация - она обязательна?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Куликов
Автор

Уточню. Регистрация делается без подтверждения емайла. Подтверждать емайл нужно для организации групп.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда