{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мотивировать сотрудников соблюдать охрану труда: 5 способов борьбы с ленивым и некомпетентным персоналом

В статье поделюсь собственным опытом, как правильно мотивировать работников соблюдать требования охраны труда и дам 5 реальных способов, как специалист по охране труда может справиться с нерадивыми сотрудниками.

Приветствую всех! Давайте знакомиться. Я — Алексей Анохин и мой коллега Игорь Ишмухаметов — основатели Школы экспертов. Мы вместе с нашей командой экспертов создали уникальный сервис для специалистов по охране труда и предприятий, который поможет сократить издержки на охрану труда, вовремя и качественно провести обучение, инструктаж и медосмотр. У нас накопилось много практического опыта по охране труда, которым мы готовы поделиться со своими коллегами: специалистами по охране труда и руководителями компаний. Сегодня я начинаю публиковать серию статей, которые, я надеюсь, будут вам полезны в вашей текущей работе.

Расскажу в статье:

  • Почему важно правильно мотивировать персонал соблюдать ОТ
  • Способ № 1. Бунтарей наказываем рублем и никаких пряников
  • Способ № 2. Систематизируем собственную работу и действуем последовательно
  • Способ № 3. «Сколько ниточке не виться» или ищите крайнего
  • Способ № 4. «Кто владеет информацией» или почему важно правильно объяснять
  • Способ № 5. «Лучший помощник тренера — личный пример»

Почему важно правильно мотивировать персонал соблюдать охрану труда

Вы заметили, что в одной организации сотрудники безоговорочно носят спецодежду, а прорабы все приветливо ждут, когда проверят их наряды-допуски или журналы инструктажей, а в другой организации — работники снимают каски, как только отвернется. А некоторые не стесняются возмущаться, что мол им все это маски, каскетки и прочая ерунда просто мешают работать. Почему так происходит? Отчего такая разница между одинаковыми на первый взгляд компаниями? Ведь требования к охране труда для всех едины.

На самом деле, так происходит потому что не во всех организациях есть культура безопасности. Что я имею в виду под этим понятием? Все просто: культура безопасности есть там, где не допускается оставлять мусор по окончании рабочего дня, потому что каждый работник знает, что это — источник для возникновения пожара.

Учтите, что нет ленивых и некомпетентных людей. Не соблюдают охрану труда, по моему опыту, там, где специалист по охране труда банально не хочет работать, или не разбирается в охране труда.

Правильное поведение — это понимание самим работником, что все в компании делается для его защиты от несчастных случаев. Не для инспектора ГИТ или пожарного надзора. Не для специалиста по охране труда. А то, какие последствия бывают, если нарушаются правила по охране труда, можно увидеть на многочисленных видео в ютьюбе. Кстати, как вариант, их можно включить в обучение, чтобы на наглядном примере показывать непоправимые последствия таких нарушений.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности персонала вашей компании — предупреждение несчастных случаев. Предлагаю вам 5 способов, которые помогут справиться с ленивыми и некомпетентными сотрудниками в рамках закона.

Способ № 1. Бунтарей наказываем рублем и никаких пряников

Работник, которые не хочет соблюдать охрану труда — является, по сути, социально опасным элементом, который может не только сам пострадать в несчастном случае, но и посеять зерна сомнения в своих коллегах, которые приведут к многочисленным нарушениям. Особенно опасно, если этот работник — лидер, формальный или неформальный.

Представьте, вы приняли на работу прораба. В прошлой компании вся охрана труда заключалась в подписи в журнале, а на стройке всегда творился невообразимый хаос. Проработав там несколько лет, он привык не соблюдать охрану труда. Так вот, на новом месте он 100% начнет своим поведением демотивировать других работников, подбивать их на постоянные нарушения.

Как поступать специалисту по охране труда. Никакой жалости! С такими работниками нужно поступать жестко. Во-первых, нужно собрать необходимые и достаточные доказательства его нарушений. Вы не можете быть голословными. Если такие нарушения постоянные, они должны быть зафиксированы на камерах видеонаблюдения. Можно опросить коллег и зафиксировать их рассказ.

По закону вы можете привлечь работника за нарушение правил охраны труда к дисциплинарной ответственности. Есть три варианта: замечание, выговор и увольнение по основанию, которое предусмотрено в законодательстве. Помните, что увольнение — это крайняя мера.

💡 Важно! Если вы заметили, мы не назвали еще один способ наказания, который используют компании — штраф. Делать это в рамках закона запрещено. Единственный вариант «наказать рублем» — лишить полностью или частично премии за нарушения правил охраны труда. Но только если это предусмотрено внутренними правилами премирования.

Способ № 2. Систематизируем собственную работу и действуем последовательно

Еще одна ситуация — сотрудник не соблюдает требования по охране труда, так как элементарно не знает их. Просто специалист по охране труда не ознакомил его с обязанностями на вводном инструктаже, а руководитель подразделения — на инструктаже на рабочем месте. Например, от работника требуют прекратить обедать в цехе, но он спрашивает, где ему тогда принимать пищу, если нет специального помещения — в коридоре или на улице? Тут вопрос больше не к нему, а к вам как к специалисту по охране труда, который не решил проблему отсутствия комнаты для приема пищи.

Как поступать специалисту по охране труда. В любой компании — от маленькой до крупной единственным и главным локальным документом является Положение о СУОТ. Все остальные положения являются частью этого основного документа, и не могут быть в отрыве от общей системы.

Поэтому Положение о СУОТ разрабатывайте так, чтобы оно стало вашим рабочим инструментом. Охрана труда требует систематизации. Любые обязанности по охране труда сотрудника должны быть закреплены его подписями об ознакомлении. Любые мероприятия должны быть запланированы заранее.

Способ № 3. «Сколько ниточке не виться» или ищите крайнего

Представьте ситуацию, которая может происходить в любой компании. Ваш прораб отказывается выполнять законные требования специалиста по охране труда, но исполнение которых находится не в компетенции прораба. Например, прораб не является ответственным за проведение медосмотра или психосвидетельствования. Согласно должностной инструкции, он руководит людьми, которые уже прошли эти обязательные мероприятия, организованные отделом кадров или другой службой.

Не спешите выяснять отношения на повышенных тонах или жаловаться директору. В первую очередь нужно разобраться и понять, почему происходят подобные ситуации.

Возможно, вы как специалист по охране труда предъявляете заведомо невыполнимые требования, или адресуете их «не по адресу», а напрямую к виновнику не обращаетесь по каким-то причинам. В итоге нарушение не устраняется, а прораб справедливо считает вас некомпетентным.

💡 Пример из практики

Вы написали предписание прорабу, что он должен допустить к работе бригаду, только если все ее сотрудники прошли обязательное психиатрическое освидетельствование. А позже увидели, что бригада работает на объекте. Когда начали разбираться в ситуации, выяснилось, что выдающий наряд выдал наряд-допуск с конкретным сроком исполнения, в которые должна уложиться бригада. Таким образом, специалисту по охране труда необходимо требовать прохождение психиатрического освидетельствования не с прораба, а с начальника отдела кадров, и вместе с этим руководителем обратиться к руководителю объекта.

Как поступать специалисту по охране труда. Всегда, в любой ситуации соблюдайте субординацию. Прежде чем устраивать самосуд и выяснять отношения, обсудите ситуацию с вышестоящих начальников нарушителя. И учитывайте в работе, что если ввязываться в спор, вести себя некорректно, предъявлять претензий не по адресу, вас буду считать некомпетентным специалистом, а завоевать доверие снова будет очень сложно.

Способ №4. «Кто владеет информацией…» или почему важно правильно объяснять

Специалист по охране труда должен уметь не только находить нужную информацию, но и правильно ее доносить, ориентируясь на целевую аудиторию. Если речь идет о занятии по охране труда для работников рабочих профессий, нужно уделить больше внимания практическим примерам, снабжать свои материалы иллюстрациями.

Типы восприятия информации взрослым человеком:

📚 Визуалы. Они хорошо воспринимают информацию в читаемом виде. Поэтому быстрее запоминают новый материал, если дать его в виде текста, картинок, схем и графиков

🔊 Аудиалы. Они хорошо умению слушать и запоминать сказанное. Новый материал им лучше давать в виде лекций или аудиозаписи.

🤹 Кинестетики. Таким людям нужно все потрогать, ощупать, попробовать. Здесь новое нужно давать так, чтобы теория была связана с практикой.

Например, если вы хотите донести до сотрудников информацию, как правильно использовать новые для них СИЗ, подготовьте для них презентацию. Включите в нее текстовую часть со схемой и инструкцией, сделайте запись лекции, чтобы сотрудник смог послушать ее еще раз в удобное время, когда никто не отвлекает, и обязательно проведите практический урок.

Как поступать специалисту по охране труда. Важно получать обратную связь от сотрудников, которым вы рассказываете о правилах по охране труда. Например, при проведении семинаров по охране труда на входе раздавайте листки с тестированием, и также на выходе просите ответить на эти же вопросы. Так вы сможете понять, на каком этапе информация теряется, или доходит до работника в искаженном состоянии. Это происходит из-за того, что информации было слишком много, или из-за того, что она была не правильно структурирована.

Способ №5. «Лучший помощник тренера — личный пример»

Все нововведения по охране труда в вашей организации начинайте с себя. Если вы внедрили дежурные СИЗ, при каждой проверке объектов требуйте от себя и от тех, кто вас сопровождает, ношения дежурных СИЗ, и правильному их применению. По окончании проверки подразделения сдайте дежурные средства защиты ответственному лицу в аккуратно сложенном состоянии, если это каска, очистите ее от пыли. Так вы покажете пример того, как нужно обращаться с СИЗами. И тут речь идет не только о средствах защиты. Помните, фраза «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку» неприменима, если речь идет о безопасности персонала компании.

Узнать больше полезной информации о том, как правильно организовать охрану труда в компании и познакомиться с нашей Школой экспертов вы можете здесь >>>

0
5 комментариев
Aleksandr K

Как людям работать, когда объект на стадии завершения? Бытовок уже нет, комнаты предчистовая отделка (не заселиться), условия описанные в тексте врядли соблюдаются... Покушать или переодеваться некомфортно.. но доделывать работу необходимо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Анохин

Все верно написали, тут важно само отношение ТОП менеджемента компании и линейного персонала не только к штатным сотрудникам, но и к сотрудникам по ГПХ, самозанятым, ип и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr K

А делать-то что? Всех штрафануть? Соблюдение правил возможно в идеальной среде и мало строек этим могут похвастаться. Посему ТБ и не соблюдаются. Максимум это важно в работе на высотах или в какой то неблагоприятной среде.
В остальном "по-обстоятельству"

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Анохин

вносить изминения в СУОТ и положение по оплате труда работников, добавлять Kpi соблюдения требования охраны труда, не только для работников, но и для всего персонала включая руководителей. Тогда будут изминения. Примеров таких компаний очень много, которые изменили статистику несчастных случаев и риски их возникновения за 6-12 месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Отличник

Класс!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда