Как столяр-станочник стал стартапером. Часть 2: На сколько ценна идея?
В прошлой статье, в комментариях посоветовали назвать «Как из Папы Карло стать Буратино». Как вам такое название? А для тех, кто не понимает, что происходит то, здесь я делюсь опытом, своими мыслями и лайфхаками по запуску стартапа.
Если вы думаете, что это моя первая попытка запустить стартап, вы глубоко заблуждаетесь. Это третья попытка. Третья попытка запустить свой стартап, не просто придумать идею. А что-то сделать и дойти, хоть до кого-нибудь результата, даже отрицательного.
Идей то было много, но в большинстве случаев это были только идеи, так как попыток я не предпринимал, а хранил их у себя в голове, и находил миллиард отмазок для бездействия. А когда, это делал кто-то другой, утешал себя тем, что «какой я умный, это же я первый придумал».
Ну вот например пару из них:
Мне 35, но когда мне было 19 лет, я работал на мясокомбинате столяром. Я брал заготовки, гвозди, молоток и создавал чудо инженерной мысли — поддон. На мне держались все перевозки мяса, особенно важным были евро поддоны для экспорта мяса. Так что, я был важный винтик в системе. Кто в те времена любил беларускою колбаску в России — это благодаря мне.)))))
Кстати, вы знали, что вот эти небольшие квадратики, в поддоне, называются бобышки?
И вот, стою заколачиваю гвозди в доски и бобышки, и мне пришла идея. Еще, не было интернета в телефоне, зато у всех были кнопочные телефоны. Они продавались через рекламные объявления в газетах. Да вообще всё, продавалось через газеты, выходили они 2 раза в неделю. Спрос был такой, что если не купил себе телефон, со свежего номера газеты, то на завтра, ты уже не купишь, и ждёшь следующий номер.
Так вот, я придумал продавать их через смс. Всё просто: вводишь код из цифр и отправляешь на короткий номер, к примеру 501 — если нужна квартира на сутки или 502 — если телефон, и тебе приходит список объявлений на эту тему с контактами. Монетизация: стоимость подачи объявлений, в газете. Средняя цена на то время была по 1.5-2$ за объявление. Придумал и ждал чуда, так оно и не пришло.
Да-а, были времена, когда не было интернета и мессенджеры тогда назывались SMS, и были платными. Так эта идея, осталась мечтой и идеей. И не она одна.
Кибербар, с сони плейстейшен и ПК с играми: контра, куэйк, ред аллерт, варкрафт, дъябло, но 18+, чтоб алкоголь продавать.
Или вот: доставка алкоголя и продуктов, ночью, из ночных магазинов (а яндекса тогда в проекте не было) .
Чтоб вы понимали, тогда все работало без интернета, только по мобильному и стационарному телефону, а КиберБар по LAN-сети. В принципе ничего сверхсложного, никаких кодов, огромных команд, только бери и делай. Но нет, страхи, зона комфорта, лень тормозили.
Как вы уже поняли, все это осталось в голове. Вернёмся к первой попытке запуска стартапа. В 2018 году я понял, что пора что-то менять в жизни. Я женился, родилась дочка, и на семью моего заработка не хватит, нужно думать о будущем. Я из провинциального городка с населением в 300к, со средней зп по городу в 500-600$, а максимум, что меня ждёт — это жизнь из кредита в кредит.
Решил становиться предпринимателем, благо был опыт, пару лет. Купи-продай. Но тогда ещё не думал, что пойду в сферу IT. Созвонился с другом, который тоже, хотел что-то поменять в жизни и мы начали с ним поиск.
Продажи на амазон, вайлдбериз, арбитраж трафика и много других подобных вариантов, но наше внимание привлекло другое направление — "разработка ненужных приложений". Рынок — миллиарды. Нам бы по 2к, не нужны нам миллиарды, нам бы крохи, на жизнь хватит.
Нашли кейс, где парень с братом, создали 98 приложений с простыми детскими играми, где ребёнку надо выбрать из трех вариантов цветов, например жёлтый, или из овощей — помидор. Подключили рекламу и вышли на доход в 20к$ в месяц. Мы поняли, что нужно уметь кодить, но так же поняли, что в IT можно и без знания кода зайти. Так как один из братьев не знал код.
Да и вообще, зачем заниматься примитивными играми, если можно придумать, что-то на миллиард, аппетит приходит во время еды (мечты) . Мы верили, что все просто: придумал гениальную идею, и инвесторы сами будут нас молить, чтоб мы взяли деньги. Не тут то было.
Мне кажется — это влияние книг и различных примеров, которые с реальностью не имеют ничего общего. Ведь на один такой удачный пример — тысячи неудачных.
Нашей гениальной идей на миллион была такая: мобильное приложение с кэшбеком через QR-код. То есть, человек скачивал приложение, при покупке в магазине-партнёр, сканировал QR-код магазина, продавец, через свое приложение вводил сумму. Проводил расчёт, человек получал баллы, которые можно было тратить на товары, только в этом магазине. Условия кэшбека, магазин выставлял каждый сам себе, как считал нужным, в личном кабинете.
Взамен, магазин получал доступ в чат с клиентом, через приложение, возможность пуш-уведомлений, статистику его трат в своём магазине, и куча всего. Где-то 27 различных маркетинговых инструментов, для привлечения его, в свою сеть за повторной покупкой. Человек же получает баллы и может их тратить, только в этом магазине.
А ещё, эти баллы можно было положить в банк магазина и получать процент, за определённые условия от магазина, например 2 покупки в месяц.
Ну все инвесторы готовьте наколенники, а то протрете свои брюки от «Huggo Boss».
Как я уже выше писал, мы переоценили свои возможности. На аутсорсе такое приложение с 15 функциями в MVP, мне оценили 30к $, полный функционал под ключ 70к $.
Такие деньги, в моем городе могли дать 5-10 человек, которые уже в возрасте и IT для них сложно, и не понятно. "Недвижка — это тема. А не этот кэшбек, хэтчбэк"- говорили они.
После пару попыток, мы поняли, что ничего не понимаем в привлечении инвестиций. Друг мой начал потухать и тихонько слился.
Проанализировал ситуация, я понял, что нужны знания и понимание, как всё устроено в IT-индустрии и привлечении инвестиций. Так я попал на один курс по запуску стартапов.
Вывод такой:
Идея ничего не стоит, если она не реализована. Какая бы она не была гениальная.
Хоть криво, хоть косо, но она должна быть реализованной.
Для привлечения инвестиций нужен опыт в привлечении их. Это заменить может сам продукт, который хоть косой и кривой, но приносит деньги.
И так уже вышло объемно, про второй свой опыт, расскажу в продолжении.
Всем добра.