Как копирайтеру попасть в TOV с первого раза и избежать правок
«Мне нужен цепляющий и интересный продающий пост. Вся информация есть на сайте, жду готовый текст через 2 часа».
Если бы я услышала это от заказчика 3 года назад, то уже через пару минут набрасывала бы идеи в новом гугл-документе, судорожно постукивая по клавиатуре. И зачем задавать вопросы?
ТЕКСТ НУЖЕН СРОЧНО, мне же сказали.
Ничего сложного: поочередно перелистываю страницы с сайта на черновик поста, докручиваю тезисы и быстро пробегаюсь по «болям» аудитории. Отправить! Но в ответ прилетает не «вау, я восторге», а огромный пакет правок с комментариями а-ля «ну я бы так не сказала» и «читать очень скучно, много пользы и нет эмоций».
Пум-пум-пум. Неприятно.
Но так и получается, когда нет четкого ТЗ, а копирайтер не задает вопросы.
Чтобы написать хороший продающий/экспертный/вовлекающий (да какой угодно) текст, одного сообщения «вот инфа, жду пост на эту тему» недостаточно. Так мы просто переписываем уже готовые предложения и нанизываем на них свои смыслы, когда нужно отразить стиль эксперта, раскрыть ценности его продуктов и попасть в TOV.
TOV (tone of voice) — это язык, на котором эксперт, бренд, блогер говорит со своей аудиторией.
И это не только общая стилистика, но и узнаваемые речевые обороты и авторские фишки.
Что вы можете рассказать о человеке, которого не знаете?
У вас есть только фото, ниша эксперта и ТЗ с пометкой «срочно». Открываете его, а там пара тезисов и ссылка на блог. Хорошо, если ее дали, можно хотя бы ленту полистать. А если нет, то придется выкручиваться и буквально выдумывать новый образ.
В том то и дело, что мало просто пробежать по социальным сетям и прочитать пару постов, чтобы уловить стиль заказчика. Но как тогда это сделать?
Вам нужно познакомиться. Предложите новому клиенту созвониться в голосовом формате/по видео. Если на это нет времени, а текст нужен «вот прям сейчас», попросите его записать голосовые сообщения и проговорить основные идеи для поста.
Объясните, почему это важно и как поможет в работе, например, сделает текст более информативным, глубоким и эмоциональным.
Какие у него есть продукты и услуги? Что мы продаем?
Одной ссылки на сайт или мини-лендинг мало. Возможно, у эксперта есть отдельный документ с информацией для команды: с ценностями, структурой продукта и пользой для клиентов. Идеально, если вам откроют доступ к курсам или пришлют запись вебинара.
Для кого мы пишем этот текст?
Кто его будет читать?
Без портрета целевой аудитории не получится написать пост. Аудитория определяет TOV, задает темы и форматы. Про нее забывать точно не стоит, поэтому лучше запросить анализ ЦА до создания текста.
Попасть в TOV с первого раза не так сложно, как кажется. Не стесняйтесь задавать вопросы, просить ссылки и созваниваться с клиентом. Поверьте, никто не будет против, если у вас получится сильный и интересный продающий пост, да еще и без правок.
Еще больше полезных постов для копирайтеров можно найти в моем ТГ-канале «и что сказать?». Там я делюсь своими фишками и рассказываю, как продавать себя без бесплатных тестовых и «ну у вас и цены, это же всего лишь буквы». Заглядывайте 💔