{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто такие Маркетмейкеры Манипуляторы на крипторынке?

Невидимая рука рынка, которая управляет, манипулирует всей крипто-сферой и охотится за нашими стопами. Именно такое сложилось представление о маркетмейкерах у большинства. Они обвешаны различными мифами, но давайте для начала разберемся, кто такой маркетмейкер и какие у него функции. И исходя уже из этого, решим могут ли эти ребята создавать какие-то движения и манипуляции на рынке.

Marketmaker – лицо, заключившее договор с биржей о поддержании уровня цен торгуемых активов. Разбиваем термин на части и получаем мarket – рынок, make(r) – делать. Получается человек, делающий рынок. Но не спешите с доводами…

Для качественного выполнения своих функций ММ должны реализовывать две основные задачи: поддерживать двусторонние котировки и соблюдать стабильный спред. И раз уж мы о функциях, то их у ММ всего 3:

  • обеспечение ликвидности
  • поддержание стабильности цен
  • поддержание объема торгов

А теперь подробнее о каждом из них.

Обеспечение ликвидности

Другими словами - поддержание спроса и предложения. По факту благодаря маркетмейкерам мы можем торговать ликвидными инструментами, почти не меняя их стоимости.

На рынке бывают ситуации такие:

а) тенденция движения покупателей и продавцов четко определена или…б) не установлена вовсе.

В первом случае вроде всё хорошо (“ведь всё же понятно”). Но может легко оказаться так, что одна из ролей, то есть покупатель или продавец, будет совсем отсутствовать. Это явно не есть хорошо. К счастью, не нам это разгребать, а маркетмейкерам.

Поэтому здесь ребятам из ММ респект. Они позволяют любому пользователю всегда находить покупателя или продавца, поддерживая ликвидность.

Поддержание стабильности цен

Наличие маркетмейкеров предотвращает возникновение больших скачков на графиках, за которыми судорожно наблюдают трейдеры.

Вернемся к “ситуациям на рынке” (☝ смотрите выше). В 1-ом случае заявок на одной из сторон (покупателя или продавца) может совсем не оказаться. А во 2-ой ситуации ценовые категории сильно будут различаться, так как продавцы захотят указать стоимость товара выше их последней сделки, а покупатели будут добиваться низкой цены.

ММ поддерживает стабильность путем регулирования настроений между продавцами и покупателями, то есть участники почти всегда совершают сделку по стоимости близкой предыдущей.

Поддержание объема торгов

Благодаря первым двум функциям значительно падает риск остановки свершения сделок. Также активно ведется оборот торгов, а значит пойдет привлечение эмитентов (лиц, выпускающие ценные бумаги), а они в свою очередь будут привлекать “живые” деньги и т.д.

Также биржи дают дополнительные возможности маркетмейкерам для лучшего осуществления их функций. Например, ММ могут видеть не только последние сделки и “стаканы” лимитированных заявок, но и отложенные заявки, тейк-профиты и стоп-лоссы.

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) наделяет специалистов (так они решили назвать своих маркетмейкеров) дополнительными полномочиями. Поэтому у них имеется ряд особых интересных функций:

  • посредничество между сторонами покупателя и продавца – все сделки на платформе совершаются только со специалистом
  • обеспечение информацией участников торгов – специалисты должны вносить данные и сведения сделки в “Книгу специалиста”, а также предоставлять нужные материалы участникам торгов.
  • признание котировок, определение цен открытия и закрытия – ответственность за установление таких цен полностью ложиться на ММ. Официальное признание цен является очень важным для инвестиционных фондов.

Важно!

Маркетмейкер не хочет торговать, он не трейдер. Его цель – быть максимально нейтральным к рынку, выполнять свои задачи в поддержании ликвидности и спреда. Если получится, то зарабатывать на ребейтах, возвратах. Возможно, как трейдер немного подзаработает, хотя далеко не факт. Но самое главная задача ММ – терять меньше, чем ему будет платить биржа.

Как на практике определить ММ

Для того, чтобы увидеть маркетмейкера на рынке необходимо перейти на какую-нибудь неликвидную биржу. К сожалению, это будет рынок только криптовалют, потому что на американском фондовом рынке и российском маркетмейкеров увидеть очень сложно, придется действительно долго понаблюдать.

Как только перешли на криптобиржу – сразу увидим “руку” ММ. Маркетмейкер одинаковыми заявками стоит в “стакане”. Делается это для того, чтобы мейкер исполнил свои обязательства, если начнется сильный пролив вверх или вниз. Если ММ видит, что летит череда заявок на покупки лимитов, он отойдет от событий, потому что может быть максимально близко расположен к бирже и у него очень маленький пинг. ММ просто отходит со стакана и в итоге мы получаем очень плохую цену, зачастую, если покупаем маркетом.

А маркетмейкер, конечно, не дурак. Он будет это всё “размазывать”. У него одна часть активов обязательно стоит в стакане, а другая будет убираться совсем. И таким образом мы встречаем огромную свечу с длинным хвостом, где с большей долей вероятности свершается сделка на верхушке хвоста.

И это происходит не из-за того, что маркетмейкер – мастерский манипулятор. Здесь ноль манипуляции, если у пользователя нет достаточных знаний, что не нужно запрыгивать с маркетом на любую заявку. Маркетмейкер просто делает свою работу, создает ликвидность. Но так как здесь инструмент неликвидный совсем, ему приходится достаточно широко “заряжать” стакан.

На чем зарабатывает ММ

Свой доход они получают от биржевого вознаграждения и заработка на спреде и обороте.

Вознаграждение от биржы – только для тех маркетмейкеров, которые заключили договор с организатором торгов. Например, ММ может получать комиссию после каждой совершенной сделки.

Заработок на оборотах и спреде:

ММ ставит одновременно цену на обоих сторонах. И на стабильном рынке у мейкеров есть хорошая возможность совершать сделки с неплохим оборотом, так как у одних участников он приобретает по низкой цене, а другие покупают у него по установленной им стоимости.

В периоды резко-скачковых движениях рынка нашим героям приходится несладко. Обычно в такие моменты маркетмейкеры особо не могут заработать на оборотах.

Давайте всё-таки ответим на вопрос, который звучал в начале:

Маркетмейкеры являются манипуляторами? В какой-то мере, да. Но всё происходит по определённой формуле, и при должных знаниях, можно это отследить.

Хорошо ли обычным трейдерам от этого? В целом, тоже да! ММ регулируют рынок, и не дают ему обратиться в хаос.

Еще больше о крипте в ТГ-канале

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда