Почему мы не достигаем результата: методические советы для учащихся взрослых

Почему многие из нас не любят учиться? Факторов много. Тут вам и психологические травмы юности, и ложное представление о современных методиках обучения взрослых, и отсутствие времени, и разочарование в эффективности образования в принципе. “Ой, мне института хватило”, “да пробовал я эти курсы, не помогло”, “опять за парту?”, “а когда мне учиться, я ведь работаю?”... и еще миллион отговорок.

Почему мы не достигаем результата: методические советы для учащихся взрослых

Беда заключается в том, что очень часто именно так оно и оказывается. Виной тому - абсолютное несоответствие личных целей и выбранного обучения. Мы часто идем учиться, руководствуясь распоряжением начальства, сиюминутными импульсами и необоснованными решениями. И очень грустно, когда в итоге неправильно подобранные курсы с горем пополам пройдены, а человек разочарованно вздыхает: “ну я же говорил, что это бесполезно”.

Главное, что нам надо понять - правильное образование - самая лучшая инвестиция, которую мы можем себе позволить. Но когда вы, например, покупаете акции в банке с долгосрочной перспективой выгоды, вы руководствуетесь какой-то стратегией. Точно также это должно работать в образовании. У каждого должна быть стратегия своего развития. Продуманная, целеполагающая, индивидуальная и комфортная. И это именно то, с чего надо начать каждому, кто жаждет развития.

Есть такое утверждение:

образование — это всегда вопрос про образ жизни

И это абсолютно так. Первое, что мы делаем - моделируем итоговый результат. Как показывает практика, большинство случаев разочарований в обучении - из-за неправильной постановки целей.

Попробуйте ответить на простые вопросы:

Как я представляю себе свой оптимальный образ жизни? Какими событиями и делами она наполнена? Как я провожу время? Какой у меня ритм, график? Какой доход и какие возможности?

Отвечать надо максимально конкретно: не “живу хорошо, работаю разработчиком”, а “я живу в двухкомнатной квартире в пригороде Санкт-Петербурга, со своей семьей, работаю на фрилансе, у меня около 5 постоянных заказчиков, выходные я всегда провожу с семьей, а в будни работаю с 11 до 17, остальное время - спорт, семья, собака, обучение”.

Для чего это надо?

Дело в том, что конкретизация глобальных целей всегда помогает понять инструменты их достижения. Следующий этап в осознании того, чему нам надо учиться, это ответить на вопрос “ЗАЧЕМ”. Важно помнить, что мы учимся программированию, не чтобы уметь программировать. Осваиваем новую профессию не для того, чтобы абстрактно “заработать много денег” и не для того, чтобы “попробовать что-то новое”.

Мы вкладываем силы в учебу, чтобы, например, обеспечить продажи в бизнесе и повысить прибыль за счет оптимизации кадровых ресурсов! Постигаем маркетинг или графический дизайн, чтобы уйти во фриланс и брать заказы объемом до 10 часов в неделю! Учимся аналитике, чтобы внедрить новые решения в рабочий процесс и получить новую должность и так далее. Чувствуете разницу?

Итак, мы представили итоговую цель и даже разобрались с тем, зачем она нам. Но теперь она кажется очень далекой и недостижимой. Принцип целенаправленного пути — преодолевать длинный путь небольшими шагами, потому что без этого вы просто не поймете, двигаетесь ли вы вперед или стоите на месте.

Важно разбить путь к “жизни мечты” на этапы и определить инструменты и методы преодоления каждого этапа. Концентрироваться на пятом пункте и ломать голову над тем, как же вы будете разбираться с переходом на новую работу через год - не надо. Вы со старой еще не разобрались Важно сконцентрировать внимание на настоящем этапе, но при этом понимать общую стратегию и направление пути.

Хороший инструмент для постановки образовательных целей - технология SMART.

Она помогает превратить абстрактные мечты в осязаемую реальность. Мы не будем углубляться в описание методики, о ней написано тонны литературы в интернете и спилены гектары леса для книг, посвященных этой классной идее. Вспомним лишь ключевые позиции. Итак, согласно данной концепции, любая цель должна быть:

  • Конкретная (S — Specific)
  • Измеримая (M — Measurable)
  • Достижимая (A — Attainable)
  • Актуальная (R — Relevant)
  • Ограниченная во времени (T — Time-bound)

Открываем любой планнер, любую страничку с описанием технологии и сидим себе спокойно - образование планируем. Планируем и улыбаемся. Потому что такое образование точно будет работать. А в следующей статье поговорим о том, как дальше выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

33
Начать дискуссию