Миллиарды рублей минусом: как Fan ID разозлил болельщиков и вывернул карманы футбольных клубов
В Минспорта России заявили, что не намерены отменять Fan ID, несмотря на бойкот со стороны болельщиков. Более того, в ведомстве планируют запустить удаленную верификацию личности с помощью единой биометрической системы или загранпаспорта нового поколения.
Мы в Бюро Цифровых технологий неравнодушны к будущему российского футбола. Нас, как и миллионы болельщиков, волнует, что же будет дальше. Как оказалось, падение посещаемости матчей Российской премьер-лиги (РПЛ) — это лишь верхушка айсберга. Об этом нам рассказал Петр Защеринский, до января 2023 года занимавший пост замдиректора ФК “Зенит”. По его словам, с введением Fan ID изменились внутренние бизнес-процессы, что сильно ударило по клубам.
Собеседник БЦТ подчеркнул, что Fan ID нужен не только болельщикам, но и сотрудникам клуба, подрядчикам. То есть весь персонал, обслуживающий матч, в том числе стюарды, охранники, уборщики, должны его оформить. Это порядка трех-четырех тысяч человек на каждом матче.
По его словам, у стюардов добавилось работы. Теперь в их обязанности входит не только личный досмотр, но и сверка фотографии, которая загружается из централизованной системы Fan ID и выводится на монитор, со стоящим перед ним болельщиком.
Ключевым изменением Защеринский назвал использование QR-кодов при проходе на стадион. Болельщикам фактически не нужен билет, купленный у клубов, они входят по QR-коду из системы Госуслуг. То есть клубы утрачивают контроль над продажей билетов. При этом у клубов нет доступа к этой системе: невозможно получить номер сектора и места, информацию о пропуске в рестораны. Поэтому болельщикам приходится носить с собой клубный билет, а это еще один QR-код. Не исключено, что следующим шагом может быть введение сервиса продажи билетов прямо на сайте Госуслуг, в обход клубов.
Колоссальные потери для РПЛ и каждого клуба
По словам Защеринского, только у “Зенита” при негативном сценарии убытки за сезон могут составить 1-1,5 млрд рублей. У РПЛ — еще больше.
Однако у полупустых трибун есть и другие последствия. Во-первых, это негативно влияет на телесмотрение, поскольку без болельщиков картинка плохая. Телеканал, как и спонсоры, платит за то, чтобы болельщики смотрели футбол по телевизору. А кто захочет смотреть футбол без “озвучки”? Во-вторых, есть риск ухода инвесторов, поскольку они задумаются над целесообразностью вложений. К примеру, размещаемая на стадионах реклама беттинговых компаний рассчитана на болельщиков. А есть ли смысл вкладывать миллионы рублей в маркетинг ради пяти тысяч человек, пришедших на матч?
По данным Sports.ru, государство потратило 773,6 млн рублей на подготовку стадионов к Fan ID. К примеру, на “Газпром Арену” и “Лужники” ушло по 10-11 млн рублей, на “Ахмат-Арену” – 53,4 млн рублей. Эти деньги направили на систему идентификации болельщика (специальные мониторы, считыватели), модернизацию систем контроля доступа, информационную безопасность и аттестацию. При этом негосударственные стадионы закупают оборудование самостоятельно и ждут частичного возврата средств от государства.
Реклама Fan ID – на плечах клубов
Клубы понимают претензии фанатов, но повысить посещаемость матчей даже в таких условиях – в их интересах. Поэтому приходится проводить различные промо-акции, раздавая призы, скидки, бонусы. А это дополнительные расходы. По оценкам собеседника БЦТ, на эти цели обычно выделяется порядка 50 млн рублей, а на всю лигу – до 500 млн рублей. Сейчас речь идет не о том, чтобы привлечь новых болельщиков, а о том, чтобы сохранить тех, что были.
Мало кто понимает смысл Fan ID
В футбольной тусовке есть мнения, что Fan ID ввели, чтобы “приструнить” фанатов после ряда крупных инцидентов на матчах. Однако это не так, поскольку активной фанатской аудитории – не более 5%. При этом с агрессивными болельщиками обычно работают сотрудники службы безопасности клубов. К примеру, данные болельщиков с фан-сектора “Вираж” “Газпром Арены” с их фото находятся в базе “Зенита”. При входе на стадион их проверяют, “запретчикам” не разрешают посещать матчи.
Поскольку в Минспорта России не намерены отменять Fan ID, то можно рассмотреть вариант с его приостановкой. Нужен некий переходный период для болельщиков, дать им время на получение паспорта болельщиков. Это не вернет фанатов, которые категорически против Fan ID, но в целом может повысить посещаемость, считает Защеринский.
Также можно предоставить клубам возможность делать фотографии болельщиков для Fan ID, предложил он. Это важно, поскольку контроль при входе на стадионы все равно осуществляют сотрудники клубов. Однако реальную картину с паспортом болельщиков, мы увидим на матчах Кубка России. Возможно после этого удастся наладить конструктивный диалог между властями и клубами, подытожил Защеринский.
Переживания , что клубы утрачивают контроль над продажей билетов безосновательны. Источником билетов всегда является билетная система клуба, какой бы агент не продавал билеты.
Клубам хорошо бы хоть немного развивать свои сервисы, а то большая часть даже билеты на выездные матчи на своем сайте, на свой интернет-эквайринг, продавать не может (хотя технически это просто). Не говоря уже о продаже сопуствующих товаров и услуг (мерч, еда, напитки) через интернет-эквайринг, в привязке к билету.
Вполне основательны, потому что доработки под фан ид идут в билетке: продажи на 1 фан ид группе не работал, базы при синхронизации с фан ид билетными программами слетают (до сих пор), клубы объясняют болельщикам зачем это нужно.
Продавать билеты на выездные матчи это не просто, как минимум потому, что для этого нужна одна билетка или общий шлюз (которых нет), а также договоренности о заранее выданной квоте на гостевой сектор (которых тоже чаще нет).
У клубов было бы гораздо больше времени на развитие сервисов не занимайся они такой ерундой.
Отвечу как архитектор и тим лид команды разработчиков bil24.pro. О внедрении Fan ID было известно сильно заранее, клубы озаботились этим вопросом, их билетные системы были доработаны. Вот наш клиент https://tickets.championat.com/ продает билеты с Fan ID на матчи разных клубов, проблем не наблюдается. Я не слышал, чтобы "базы слетали", или были другие проблемы. Но наверняка, какое-то количество проблем где-то есть. если не секрет, расскажите где.
Продавать билеты на выездные матчи просто. У клубов РПЛ всего несколько билеток, во все есть шлюзы - https://bil24.pro/images/slide8_v2_31.png . Квоты - зло. Если какой-то клуб не может настроить продажи на выездные матчи на своем сайте, пусть обратится ко мне, расскажу как сделать за один день.
По роду деятельности, я вижу работу клубов 8 лет. Они все 8 лет плевать хотели на развитие сервисов. И для этого были и есть причины. Но вот жареный петух в одно место клюнул, и оказывается надо было раньше думать.