{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Определяем конкурентов на поисковой выдаче

В данной статье рассказано как определить своих прямых конкурентов на поисковой выдаче.

Перед любым началом работ надо понять, где мы находимся и куда нам бежать.

Содержание:

  • Для чего нам изучать конкурентов
  • Кто такой — конкурент
  • Состав поисковой выдачи по типам сайтов
  • Способы определения своих конкурентов

Для чего изучать конкурентов?

Если мы знаем кто наш конкурент, то мы сможем выяснить следующее:

  • Узнать, по каким поисковым фразам наши конкуренты показываются на поисковой выдаче. Возможно при создании сайта нами было что-то упущено. Этот этап поможет внести корректировки в работу.
  • Понять, какие сайты и какими ссылками на них ссылаются. Имея список внешних ссылок на наших конкурентов, мы сможем использовать его для составления своей стратегии по наращиванию ссылочной массы.
  • Посмотреть, какой трафик они собирают как на весь сайт, так и на интересные для нас разделы и страницы. Из этого сделать соответствующие выводы.
  • На основе всего перечисленного, составить план работ, который сделает наш сайт лучше конкурентов, и тем самым продвинуться выше их сайтов.

Если мы знаем что происходит в нашей рыночной нише, мы сможем составить адекватную стратегию продвижения нашего проекта.

Кто такой - конкурент?

Конкурент это любой сайт, который показывается на поисковой выдаче по выбранным нами ключевым запросам. Не каждый такой сайт является нашим прямым конкурентом. Например Wikipedia.org, которая в большинстве случаев показывается на первых позициях, вряд ли является конкурентом коммерческим сайтам. То же самое можно сказать про товарные агрегаторы или тематические агрегаторы, которые не являются прямыми конкурентами для интернет магазинов (в поисковой выдаче).

Конкуренты бывают Прямые и Непрямые

Прямые конкуренты - это сайты, схожие с нашим сайтом по типу, и предлагающие точно такие же товары и услуги, в нашем регионе.

Непрямые конкуренты - это сайты, отличающиеся от нашего другим типом и, которые показываются в выдаче по вашим запросам в поисковой выдаче. Могут быть из других регионов.

Нас интересуют и первые и вторые.

Состав поисковой выдачи по типам сайтов

Для начала анализа, нам надо понять, что вообще бывает в поисковой выдаче. В сети существует множество классификаций, изучение которой, может нас запутать в вопросах продвижения. Поэтому я предлагаю краткую классификацию:

По структуре

  • Одностаничник - сайт, состоящий из одной страницы с подробным описанием услуги или товара. Обычно являются коммерческими сайтами. Пример: сайты визитки, сайты ремонта квартир.
  • Многостраничный - сайт, состоящий из множества страниц. По сути это все сайты, не состоящие из одной страницы.

Я специально выделяю структуру в отдельный тип, так как существуют выдачи, на 90% состоящие из одностраничников.

По смыслу

  • Коммерческий сайт - любой сайт, который напрямую предлагает товар или услугу. Характерная особенность - почти всегда есть телефон в шапке сайта, адрес, время работы, список товаров и услуг (так называемой коммерческой информации).
  • Каталог - это сайт, который представляет собой набор информации о фирмах, занимающихся услугами или продажей товаров (нет коммерческой информации о сайте, но есть информация о различных компаниях).
  • Агрегатор - сайт, который предлагает товары или услуги не напрямую. Характерная особенность - огромный ассортимент услуг и товаров от разных компаний и частных лиц.
  • Социальная сеть - это сайт, на котором посетители могут завести свои социальные профили (личные странички) и использовать его для общения с другими посетителями. При анализе поисковой выдачи чаще всего попадаются социальные группы и официальные странички различных компаний.
  • Информационный сайт - сайт, на котором собрано множество информации о товарах или услугах. Характерная особенность - длинные текстовые странички с множеством фотографий и видео обзоров. Обычно не имеют телефона или другой контактной информации.
  • Сервис поисковой системы - всё чаще Яндекс и Google подмешивают в естественную выдачу свои сервисы, которые мы также должны учитывать при анализе. Самые частые - Карты, Услуги, Товары и др.

Интересное, что все сайты, которые вы найдёте при анализе, можно (да чего лукавить - нужно) использовать в продвижении вашего сайта к вершинам поисковой выдачи.

Способы определения своих конкурентов?

  • Спросить у заказчика.
  • Ручной способ. Собрать топ семантику и по ней посмотреть, что выдаётся.
  • Автоматический способ. Воспользоваться специальным сервисом.

Спросить у заказчика

Владельцы бизнеса в большинстве своем сходу назовут 2-3 компании (сайта), которые по их мнению являются конкурентами. Тут только надо понять, почему они их таковыми считают и записать все данные для начала анализа.

Ручной способ

Для работы нам потребуются начальный список ключевых фраз, который относится к проверяемому сайту. Их быстро можно получить проведя анализ услуг и товаров, которые предлагает ваш сайт. Более подробную методику я опишу в разделе "Сбор семантического ядра и кластеризация ключевых фраз (группировка)".

Способ медленный и трудоемкий, но я рекомендую первые несколько раз сделать его именно в ручную, чтобы понять логику автоматической работы.

1. Каждую фразу вбиваем в поисковую систему (для РФ это Яндекс и Google). Собираем 10 сайтов из органической выдачи. В итоге по каждой фразе у вас должен быть список из 10 ссылок. Если у нас 45 фраз, значит в итоге у нас получится 450 ссылок на страницы сайтов конкурентов. Записываем все данные в Google Таблицы или Ecxel (в дальнейшем это основные инструменты для нашей работы).

Пример документа с ручной сборкой ТОП 20

Тут можно ускорить процесс ручного сбора воспользовавшись например онлайн сервисом arsenkin.ru/tools/check-top/ или программой KeyCollector.

2. Для дальнейшей работы нам надо получить не ссылки на страницы, а домены, так как один сайт может показываться в выдаче с разными страницами. Для этого через функции Google Таблиц или Ecxel получаем из ссылок домены (можно разделить ссылка по знаку "/").

Пример:

=SPLIT(B2;"/") и растягиваем формулу на весь диапазон ссылок вниз

Теперь у нас есть список доменов.

Получение списка доменов из списка страниц

3. Нам надо выяснить, сколько в этом списке есть уникальных доменов. Это можно сделать в соседней колонке через функцию =unique (одинаковая для Google таблиц и Excel) по выделенному диапазону ячеек со списком всех доменов.

Пример:

=UNIQUE(D2:D451), под ячейкой с этой формулой образуется список уникальных доменов.

Cоставление списка уникального домена на основе всех доменов в ТОП поисковой системы

4. Теперь нам остаётся только посчитать сколько раз уникальный домен встретился на поиске. Это можно сделать через функцию =countif. Мы берём весь диапазон доменов на выдаче в статичном виде (используем знак "$", чтобы диапазон стал статичным) и проверяем сколько раз уникальный домен в нём встретился.

Пример:

Весь диапазон доменов 450 шт. или в примере выше ячейки с D2 по D 451. Это можно записать таким образом D2:D451. Статичным этот диапазон можно сделать добавив "$".

$D$2:$D$451

Эта запись говорит о том, что диапазон при проверке не будет изменяться, так как мы растянем формулу для проверки по каждому из уникальных доменов.

Итоговая формула будет выглядеть примерно так:

Пример:

=countif($D$2:$D$451;F2)

Далее нам следуют растянуть её на все уникальные домены в низ, в этом случае второе значение будет менять, а сам диапазон проверки нет.

Результатом этого действия будет число, которое как раз и говорит нам, сколько раз этот домен (не страница, а именно домен) встречался в поисковой выдаче по нашему списку слов. Назовём этот число - Популярность.

5. Данный список нужно отсортировать по Популярности от большего к меньшему.

Сортировка доменов по частоте их появления на поиске.

Мы знаем, что мы проверяли 45 ключевых фраз. В данной таблице вы видим, что верхний сайт по нашим фразам показывался 35 раз. Т.е. это по сути самый сильный игрок в нише.

6. Теперь нам надо вручную пройтись по каждому из сайтов и визуально определить его тип.

Определение типов сайтов в поисковый выдаче

Какие бывают типы сайтов, определено выше. Интерес для нас на первом этапе составляют коммерческие сайты. Среди них и нужно определить прямых конкурентов.

Какие могут быть допущены ошибки при этом методе

  1. Персональная поисковая выдача. Каждая поисковая машина подстраивается под ваши запросы и может показать выдачу, отличную от реальной, просто основываясь на ваших предпочтениях. При сборе сайтов лучше использовать только что установленный браузер или выше перечисленные инструменты Arsenkin.ru и KeyCollector.
  2. Алгоритм "Однорукий бандит" Яндекс или "Шторм" в Google - в выдаче в период проверки могут оказаться сайты, которые поисковые системы поместили туда на время. Данную проблему можно решить повторным сбором сайтов по ключам в другие дни.
  3. Региональность запросов. Если вы собираете сайты для Москвы, находясь в Петербурге, надо не забыть указать ваше местоположение в поисковых системах.

Некоторые специалисты используют оператор уточнения related для поиска схожих сайтов, но в моей практике подобный запрос в коммерческом продвижении мне ни разу не помог.

Пример использования оператора уточнения для сайта магазина М.Видео.

Автоматический способ

Используем сервис для автоматического определения конкурентов. Нет смысла описывать подробно как и что делать в том или ином сервисе. По-этому я объясню общий принцип их работы.

Есть сервисы, которые постоянно проверяют поисковые системы (или как они заявляют - получают данные по ключевым словам от третьих лиц) по различным ключевым фразам и смотрят какие сайты по ним показываются. Этим самым накапливают большую базу сайтов и связанных ключевых слов.

Мы добавляем наш сайт в такую систему. Сервис находит в своей базе поисковые фразы, по которым наш сайт показывался в поисковых системах, и выдаёт сайты, которые также показывались на выдаче по тем же самым фразам.

При таком анализе нас должно интересовать следующее:

  • какой процент пересечения по ключевым фразам с прямым конкурентом у нас есть - чем больше, чем ближе к нам конкурент.
  • насколько больше ключевых слов у нашего конкурента - если больше, то надо анализировать его ключевые слова, чтобы найти новые направления для развития своего сайта.

Какие очевидные сложности

  1. Если ваш сайт молодой или в разработке, скорее всего, у сервиса не будет никакой информации для нас. В данном случае можно взять вашего самого крупного конкурента и проверить выдачу по нему (например одного из конкурентов, которые вам укажет клиент).
  2. Если ваш сайт не показывается по нужным вам ключевым словам, сервис не найдет адекватных вам конкурентов.

Какие специальные сервисы есть

  • SerpStat.ru
  • SERanking.ru
  • Megaindex.com
  • SemRush.com
  • SpyWords.ru

Итого:

Итогом нашей работы должен быть список сайтов прямых конкурентов. Что с ним делать, рассмотрим в следующих статьях.

  • Что именно анализировать?
  • О чем нам говорят полученные данные?
  • Семантика конкурентов.
  • Структура сайтов конкурентов.
  • Контент на сайте конкурентов.
  • Анализ ссылочной массы.
  • Анализ социальной активности конкурентов.
  • Какие ошибки могут появиться при анализе?
  • Состав поисковый выдачи по сервисам поисковых систем.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда