Гайд по звукам в веб-интерфейсе: когда и где они действительно нужны
Молчание веба, примеры качественных звучащих сайтов, советы от Facebook и многое другое
Пользователю всегда важно, чтобы интерфейс давал обратную связь. Например, чтобы кнопка на сайте выделялась при нажатии, а около отправленного сообщения в WhatsApp или Telegram появлялись галочки.
Один из инструментов обратной связи — звуки. Грамотное звуковое сопровождение может сказать нам не меньше, чем иконка или картинка. Тогда почему в веб-интерфейсах звуки встречаются редко? В этой статье мы подробно поговорим на эту тему и расскажем, что делать, если вы все-таки решили использовать звуки.
Где мы встречаемся со звуками чаще всего
Именно в мобильных и компьютерных приложениях, а также в интерфейсе ПК мы слышим звуки постоянно.
Звуки интерфейса — это аудиосигналы взаимодействия с приложениями компьютера или телефона. Они сообщают о выполнении какой-либо команды пользователя или дают «говорящий» звуковой ответ. Например, что лента социальной сети обновилась, электронный ящик чист от спама, а товар успешно добавлен в корзину.
Звуки уведомлений или предупреждений часто называют earcons. Это так называемые «звуковые иконки» (от англ. ear — ухо и icon — иконка). Earcons привлекают внимание пользователя к важным событиям, например, сообщают об ошибках в написании слов или садящейся батарейке ноутбука.
Элементы мультимедиа могут играть роль контента или создавать особенную, запоминающуюся атмосферу на сайте и отдельных его страницах.
Гармоничное сочетание звуков часто становится визитной карточкой бизнеса. Неповторимой звуковой айдентикой. То есть узнавать компанию могут не только по фирменному логотипу, упаковке или цветам, а еще и по звукам.
Те, кто давно пользуются техникой Apple, должны помнить знаменитую тройку — сигнал включения Mac (Startup Mac QuadraAV), щелчок затвора камеры и Sosumi. Все они были созданы Джимом Риксом, бывшим сотрудником компании. Sosumi — это до мажор на синтезаторе, а звук камеры скопирован с самого обычного фотоаппарата.
Кстати, щелчок камеры — «говорящий» сигнал. Для интерфейсов эта характеристика важна, ведь пользователь сразу понимает цель и сообщение, которое передает звук.
Почему веб привык молчать
Sosumi — это хороший пример успешного использования звука в компьютерном интерфейсе. Однако в вебе таких примеров практически нет и вот почему.
На ноутбуке или смартфоне пользователь может легко отрегулировать громкость системных звуков или вовсе их отключить. При желании — оставить только вибро-отклик для сообщений и звонков. Таким образом, мы настраиваем нужный уровень громкости для каждой группы и привыкаем к этому уровню.
Вторая проблема — в отличии от программ на телефоне или компьютере, сайтов существует бесконечное количество. При этом каждый день один юзер может посещать с десяток разных порталов.
А если веб-интерфейс рассчитан на людей с ограниченными возможностями?
За стандарты разработки веб-интерфейсов для людей с ограниченными возможностями отвечает WCAG (Web Content Accessibility Guidelines). Согласно WCAG, доступный сайт — это надежный, понятный и легко управляемый ресурс, который спокойно воспринимают люди с разными особенностями здоровья.
Для серфинга всемирной сети незрячие люди пользуются функциями вроде talkback. Она позволяет прослушать текстовую информацию с экрана смартфона. Можно пролистать сообщения на Facebook или прослушать свежие новости. Кроме того, распространены скринридеры, которые озвучивают написанное на экране. Все эти дополнения уже создают плотный звуковой фон для пользователя.
Если вы все-таки решили добавить звук, то
В первую очередь, необходимо задуматься, действительно ли звуки нужны, и трезво оценить цель сайта. Для лендингов, интернет-магазинов или продуктовых сайтов звуки — ненужная мишура. Они будут отвлекать пользователя от покупок.
Если ваша цель — заставить человека приобрести товар, а не закрыть вкладку как можно скорее, то автоматическое проигрывание фоновой музыки использовать не следует. Мода на нее ушла из интернета еще 20 лет назад.
Однако в некоторых случаях звуковое сопровождение может стать изюминкой сайта. Если вы решили пойти по этому пути, то необходимо помнить о комфорте пользователей.
Следуя такому принципу, взаимодействие с веб-интерфейсом можно превратить в увлекательное и атмосферное приключение. Создать на сайте целую интерактивную историю, где звук будет гармоничным дополнением красивой картинки. Еще один вариант — записать авторское аудиосообщение. Сделать это можно в специальных сервисах вроде портала Reverb. Кстати, здесь также можно создать аудиосопровождение для обучающих сайтов. Например, для порталов по изучению иностранного языка, где аудирование — неотъемлемая часть программы.
В случае музыкальных групп, использовать звуки в веб-интерфейсах действительно проще. Большая часть посетителей таких площадок — поклонники, которые не прочь лишний раз послушать любимые песни. Поэтому на сайтах часто создают разделы с интерактивными элементами и аудио-оформлением. Например, на портале The Rolling Stones вы найдете вкладку Experience. Прочитав название, пользователь уже мысленно ожидает от раздела какого-то экшена, который в итоге получает.
Звуки создадут особую атмосферу даже на сайтах крупных ритейлеров. Пример — площадка о спортсменах Decathlon. Анимация, и музыка, которую пользователь может включить при желании, создает ощущение просмотра кино о жизнях реальных людей. Подобную киноисторию можно посмотреть на сайте, который рассказывает о Грете Тунберг. Материалы об экоактивистке собраны в виде таймлайна с разными этапами ее жизни. Посетители могут прокручивать ленту под аудиосопровождение — комментарии самой Греты и различных экспертов.
Главная особенность всех этих веб-интерфейсов — пользователь всегда готов к саунд-сопровождению. Где-то на сайте есть специальная иконка, которую можно нажать для прослушивания звука, где-то пользователя предупреждают, что нужно надеть наушники, где-то это понятно из контекста. Создатели порталов заботятся о комфорте юзера, поэтому звуки не вызывают негативной реакции.
Кроме того, во всех случаях использование звука подчиняется правилам. Один из вариантов таких правил предложил директор по саунд-дизайну в Facebook Уилл Литтлджон. Он обращает внимание на мобильные версии приложений, однако многие его рекомендации отлично подойдут и для десктопа.
Он рекомендует
- Выбирать простые решения. Лучше отдавать предпочтения звукам с простым ритмом и тоном, мягким и ненавязчивым. Помимо этого, звук должен гармонично вписываться в общий функционал страницы.
- Следить за сочетаемостью звуков. Важно следить за тем, чтобы они формировали единую систему с гармоничным звучанием.
- Всегда помнить о цели звука. Проанализируйте, в каких случаях звук может действительно дополнить опыт; пользователя, а в каких — испортить впечатление. Для человека звук должен быть полезным.
- Выбирать «говорящие» звуки. Так пользователю будет проще проникнуться нужным настроением и понять, что произошло.
В итоге
В веб-интерфейсах звуки не нужны, а вот в мобильных и десктопных приложениях их использование оправдано. Здесь разделяют три группы сигналов: звуки мультимедиа, уведомлений и интерфейса. Первые играют роль контента, вторые предупреждают о различных событиях, а третьи дают обратную связь.
На сайтах звуки не используются по нескольким причинам. Во-первых, невозможно отдельно регулировать их громкость в веб-интерфейсах. Во-вторых, если каждый сайт будет иметь свою палитру сигналов, то пользователю будет трудно постоянно перестраивать свое восприятие. Людям с ограниченными возможностями звуки будут мешать по тем же причинам. Кроме того, обилие саунд-эффектов не позволит им свободно пользоваться инструментами чтения с экрана.
В некоторых случаях музыка может дополнить user experience. Например, если сайт интерактивный и рассказывает какую-то историю. Кроме того, если пользователь вынужден проводить на нем много времени. Аудиосигнал напомнит юзеру о вашем сайте, когда нужная команда будет выполнена. При этом всегда должны быть уведомления, которые заранее, в экране загрузки, сообщают, что используются звуки и лучше надеть наушники.