ПОЭТИКА ОНЕЙРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЯНА ЛАНКЕ «ДЕНЬ,КОГДА СОЛНЦЕ ПОГАСЛО»
Х. Л. Борхес говорил, что реальность – одна из ипостасей сна. Онейрический мир тесно взаимодействует с миром реальным. Во снах люди переживают проблемы, с которыми они столкнулись днем, переосмысливают действия, получает особые сигналы от сознания.
М. М. Бахтин обращает внимание на «фантастическую логику сна», где жизнь организована по другим законам, как «мир наизнанку». В произведениях литературы сон часто выступает оппозиционно реальному миру. Во сне искажается пространство и время. О. В. Федунина в своей работе «Поэтика сна» говорит, что сон «лишь формальная смена доминанты», именно поэтому персонажи часто путают реальность и сон. «Особенности поэтики сна в произведениях заключаются в принципиальной множественности героев-сновидцев и вариативности самой речевой структуры», — данная цитата из статьи О. В. Федуниной точно описывает происходящее в романе Яна Ланке «День, когда солнце погасло».
Я. Ланке — китайский писатель, автор романов и рассказов, живущий в Пекине. Его творчество очень сатирическое, что привело к тому, что некоторые из его самых известных работ были запрещены в Китае.
Произведения Я. Ланке многогранны и противоречивы, однако не все романы получили должный успех и отзыв у публики. Единственный перевод романа «День, когда солнце погасло» выполнен американским китаеведом и переводчиком Карлосом Рохасом. Критики щедро одаривают оценками предыдущие и более знаменитые работы Ланке. Данное же произведение пользуется большим спросом у китайских читателей. Именно поэтому целью данной работы стало исследование поэтики онейрического пространства, мира грез и его влияния на реальный мир в романе Я. Ланке.
Польский учёный-славист Е. Фарино говорит об онейрическом пространстве так: «Онейрическое пространство, получающие вид то сновидений, то мечтаний, то миражей, то галлюцинаций, вызванных воображением или особым состоянием героя — утомленность, смятение, горесть, — обладает глубоким психологизмом.» В процессе прочтения романа, мы понимаем, что, подверженные сомнамбулизму люди, действительно глубоко переживают свои личные проблемы, решение которых происходит при лунатизме. Дядюшка Джао топится в реке из-за измен жены, а отец главного героя просит наказать его за нелегальную деятельность.
Само же действие романа разворачивается в деревне в течение 24 часов, жарким июньским днем, когда жители деревни страдают массовым лунатизмом, или, как китайцы называют это, «mèng yóu». События рассказываются час за часом глазами 14-летнего мальчика Ли Нянняня, чьи родители зарабатывают на жизнь, продавая похоронные принадлежности.
Все в романе показывает двойственность и параллельность, автор сопоставляет день и ночь, жизнь и смерть, сны и реальность. Даже название магазинчика «New world», которым владеют родители мальчика, показывает переход от одного мира, живого, реального, в мир онейрический, потусторонний. Как И. С. Тургенев в своих произведениях вплетает картины сновидений (он ввел такой мотив как «сон- смерть»), так и Ланке постоянно поднимает данную тему в своем романе. Дядя мальчика владеет крематорием и агитирует людей прибегать к такому способу погребения, «для сохранения земли для будущих поколений»; изначально магазин родителей мальчика был магазином с атрибутами для праздников, однако позже они заметили, что большим спросом пользуются вещи для похорон: «Зачем нам менять название, если нас уже знают под этим? Все равно им больше не к кому идти, мы здесь одни такие» — говорит отец Ли Нанняна. И само действие начинает происходить вечером и длиться до раннего утра. Ночь, тьма — противопоставление свету и дню, время, когда люди ложатся спать, а потусторонний мир может контактировать с реальным миром.
По мере наступления ночи стирается граница между пространствами, люди не ложатся спать, а продолжают работать и жить, как если бы солнце не село. Сам Ли Наннянь говорит: «Сон — результат того, о чем вы думаете в течение дня, что запечатлевается в ваших костях, так что после того, как вы ложитесь спать ночью, вы продолжаете свои мысли с того момента, когда вы бодрствовали, и пытаетесь воплотить эти мысли в жизнь, мечтая». Поэтому мать главного героя, при приступе сомнамбулизма, вырезает оригами для похоронного бюро, а люди, привыкшие работать днем в поле, после погружения в сон снова идут туда ночью. Постепенно и все люди в деревне начинают ходить во сне. В мире сновидений не существует логических правил и порядков, люди смотрят своим страхам в лицо, освобождаются от запретов и ищут искупления. О. Ю. Головина в своей статье «Онейрический хронотоп в романе А. Мейчена «Холм грез» говорит так: «При отсутствии возможности выстраивать свое взаимодействие со сферой материальной, герой углубляется в мир внутренний, ищет успокоения в грезах, живя весьма активной, хоть и странной жизнью». В эту ночь мы узнаем о более чем 500 смертях, нескольких несчастных случаях, нескольких самоубийствах и убийствах. Стираются ограничения, существующие в реальном мире, появляется новая динамика действий, мир за короткое количество времени погружается в неконтролируемый хаос.
Проведя изучение истории, рассказанной 14-летним мальчиком, становится понятно, что человеческое восприятие реальности — однобоко. В большинстве философий и физических теорий время и пространство — не материально. Время способно ускоряться или замедляться, пространство — искажаться. Особенно это заметно, когда человек видит сны. Обратная сторона материальной реальности — онейрический мир— сложнее и опаснее. Человек теряет контроль над собой и наружу входят все его страхи и желания. Ян Ланке пугающе точно передал это в своем романе. «Запись аномалий», как сказал Джулиан Гервиц в своей рецензии на книгу, вводит читателя в ужас от того как легко и быстро меняется поведение человека, который всего лишь видит сны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федунина, О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в
контексте традиции): монография / О.В. Федунина. — М.: Intrada,
2013. — 196 с.
2. Фарино, Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. — СПб., 2004. — 639 с.
3. Головина, О.Ю. Онейрический хронотоп в романе А.Мейчена «Холм грез». — М.,2013.
4.Савельева, В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика
русских писателей: Монография. — Алматы: Жазушы, 2013. — 520 с.
5. Маркова, Т. Н. Онейрический текст в малой прозе И. С. Тургенева и В. О. Пелевина / Т. Н. Маркова. — Текст: непосредственный // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, No 1. — С. 106–114. — DOI: 10.26170/FK20-01-10.
Как то мало