Бизнесмен из академии: зачем профессорам заниматься стартапами

Бизнесмен из академии: зачем профессорам заниматься стартапами

Как сделать из студента предпринимателя, научить его мыслить категориями бизнеса и продукта? Кто способен перестроить образ мысли? Преподаватель и наставник. Лучше всего это работает на собственном примере, когда сотрудники вузов сами становятся предпринимателями или инвесторами. Однако и те профессора, которые не собираются менять науку на MVP, могут быть полезны для развития стартап-движения.

Из завлаба в предприниматели

Открытый университет Сколково в партнерстве с «Платформой университетского технологического предпринимательства» и Большим университетом Томска в мае проводили программу InnoLab — обучающий трехдневный интенсив для представителей инженерных школ, руководителей и сотрудников университетских исследовательских лабораторий и кураторов проектного обучения в Томской области. Если коротко, суть программы в том, чтобы дать возможность исследователям и инженерам в краткие сроки в реалистичных условиях “прожить” полный цикл запуска стартапа: от идеи до презентации.

Как отметила директор Открытого университета Екатерина Морозова, преподаватели вначале реагировали более настороженно, чем обычно их ученики, однако очень быстро перестраивались, стали пробовать разные стратегии и подходы.

В целом, организаторы остались довольны полученным результатом. “Больше 40% исследователей и ученых, которые были на этом проекте, сказали, что они готовы выйти в позицию основателя технологического стартапа”, — говорит Екатерина Морозова. А еще 65% тех, кто пусть недолго, но побывал “в шкуре” предпринимателя, высказали готовность стать менторами студенческих стартапов.

Все дело в том, чтобы попробовать и понять, что это и как.

У преподавателя, который становится предпринимателем, есть навыки, механизмы и компетенции, которые дают возможность встроиться в эту роль гораздо быстрее, чем студенту. Если у нас появятся преподаватели, которые станут предпринимателями, — это хорошо, они будут работать вместе со студентами, говорить с ними на одном языке, вместе создавать проекты, которые будут встраиваться в итоге в экономику страны
подчеркивает замминистра науки и высшего образования Дарья Кирьянова.

Примеры такой синергии уже есть. Заведующий лабораторией нанотехнологий металлургии Томского государственного университета Илья Жуков направляет своих аспирантов создавать стартапы: так учащийся осваивает устройство бизнес-процессов, получает предпринимательские навыки, а главное — ориентирует свои исследования и разработки на получение практического результата.

У Ильи Жукова в работе 8 стартапов, в одну из разработок он даже инвестировал собственные средства.

Сейчас фактически в стране происходит трансформация: если ты хочешь работать, решать практические задачи, ставить важные научные задачи, тебе необходимо быть предпринимателем. Задача практики — знать, как развивается промышленность, понимать, что нужно заказчику, иметь навыки официального общения
утверждает Илья Жуков.

Из ученого в бизнес-партнеры

Надо признать, что для профессорско-преподавательского состава большинства вузов философия предпринимательской деятельности кажется чем-то очень далеким и не имеющим к ним прямого отношения.

Недавно проведенное АНО «Национальные приоритеты» исследование показало, что сотрудники вузов остаются наименее вовлеченной аудиторией в деятельность федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”. 34% опрошенных считают, что вузы не готовы формировать предпринимателей, 19% в принципе скептически относятся к развитию техпреда в России. Но надо отметить, что 46% не отказались бы попробовать себя в роли предпринимателя.

Пока сделать работу по привлечению преподавателей в стартапы системной не получается, констатирует генеральный директор стартап-студии ГГНТУ Мансур Арсанукаев. “Вокруг преподавателя в вузе бывает много акторов, стейкхолдеров, которые и от него зависят, и на него влияют, он может быть очень востребован на работе в вузе, руководитель может быть против”, — говорит эксперт.

Фонд “Сколково” предлагает свою методику: ее суть в том, чтобы соединять ученых и потенциальных предпринимателей, чтобы те образовывали тандемы, где каждый мог бы заниматься своим делом, решая общую задачу.

Хороших ученых у нас много, хорошо бы ученые оставались учеными, но задумывались о пользе, которую они могут принести не в стенах своего кабинета или на своей установке, а своим соседям, регионам, стране, а может, даже миру
говорит директор Фонда по науке Александр Фертман.

Из скептика в союзники

Конечно, многие преподаватели, профессора, ученые и исследователи не захотят становиться предпринимателями. Выбирая научный трек развития, человек, как правило, уже решил для себя вопрос самоопределения, настроился на определенный тип сознания и погрузился в мир гипотез и научных экспериментов. Не каждый может резко перестроить протокол мышление в сторону конечного продукта и инвестпроекта.

Да это и не обязательно.

Готовить и обучать ППС техпредству в любом случае выгодно.

Даже если преподаватели и профессора не станут предпринимателями сами, они поймут, чем и для чего эти люди занимаются, и своим воспитанникам, которые решат создать стартап и сформировать ценностное предложение на базе наукоемкой разработки, будут как минимум не мешать, а как максимум — помогать
подчеркивает Дарья Кирьянова.

Когда в вузе возникает проект и о нем знает преподаватель, он начинает его использовать в своей программе подготовки студентов, как кейс или как пример. О проекте узнает ректор и начинает использовать этот кейс для примера в своей деятельности: он говорит о нем на разных площадках и это влияет на регион, кейс берет на заметку губернатор, а потом приезжает в Москву и выводит его на федеральный уровень. “Так появляются сначала коммуникация, а затем и действие. Так меняется среда”, — добавляет замминистра.

11
Начать дискуссию