{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ПСЕВДОНИМ И ФИО КАК ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Блогер, влогер, стриммер – все это категории формата взаимодействия инфлюэнсеров с аудиторией. Сфера их влияния не ограничена – политика, музыка, путешествия, гастрономия, модная индустрия… Но объединяет одно — мотивация лежит в увеличении узнаваемости личного бренда.

Как известно, спрос рождает предложение. Рынок услуг по продвижению личного бренда увеличивает свои оборот, и команды в рамках стратегии популяризации предлагают инфлюэнсерам рассматривать свой бренд, в том числе, и с точки зрения интеллектуальной собственности.

Безусловно, в первую очередь речь идет о возможности регистрации товарного знака.

<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/branding-copyright-design-spaceship-graphic-concept_17130258.htm#query=trademark&position=27&from_view=search&track=sph">  Изображение от rawpixel.com</a> на Freepik

Именно товарный знак позволяет индивидуализировать и сделать узнаваемой деятельность в медийном пространстве. Среди личных брендов инфлюэнсеров, уже имеющих правовую охрану в Российской Федерации, можно выделить две категории — имя гражданина и творческий псевдоним.

Законодательство РФ не содержит ограничений регистрации имени гражданина в качестве товарного знака. При этом, в силу пункта 4 статьи 19 ГК РФ имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы другими лицами в их творческой, предпринимательской или иной экономической деятельностях только с согласия гражданина. Способы использования должны исключать введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также злоупотребление правом в других формах.

Подпункт 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ содержит прямую норму, запрещающую регистрировать товарный знак тождественный имени, псевдониму или производному от них обозначению, лица без его согласия (или согласия его наследника).

В качестве товарных знаков зарегистрированы такие имена и фамилии как Ида Галич (товарный знак № 797447), Настя Ивлеева (товарный знак № 705434), Павел Воля (товарный знак № 553012), Ксения Собчак (товарный знак № 828820) и др.

Интересно, что товарные знаки идентичные имени физлица регистрируют и в рамках развития брендов, связанных с эзотерикой, астрологией и психологией. Например, Павел Глоба (товарный знак № 465480), Александр Литвин (товарный знак № 470003), Михаил Лабковский (товарный знак № 667377), Юлия Столярова (товарные знаки № 775276, № 844925).

Среди псевдонимов, зарегистрированных в качестве товарных знаков, Баста (товарный знак № 657729), Элджей (товарный знак №), МОТ (товарный знак № 592366).

Правообладателями рассмотренных знаков являются физические лица, непосредственно осуществляющие свою деятельность под такими именами и псевдонимами.

Однако, частными случаями, и на практике вызывающими интересное правоприменение, являются случаи, когда физическим лицом дано согласие на регистрацию своего имени (псевдонима) в рамках осуществления услуг агентирования. Такой подход довольно часто применяется при взаимодействии продюсерских центров и исполнителей.

Так, лейбл Black Star уделяет огромное внимание формированию бренда своих исполнителей, и обеспечивает правовую охрану исполнителей через институт регистрации товарного знака. Как товарные знаки зарегистрированы творческие псевдонимы Misha Marvin, Клава Кока, Natan, Hazima, Скруджи и др.

Опыт показывает, что подобные правоотношения могут привести стороны к суду. Так, в 2020 году апелляционной инстанцией отказано в иске по спору Горозия Л. Е. к Блэк Стар, в требованиях к которому, в том числе, значилось требование о совершении действий, направленных на перерегистрацию исключительного права на товарный знак «L’Onе» (товарный знак № 528409).

<a href="https://www.freepik.com/free-photo/court-hammer-books-judgment-law-concept_8760889.htm#query=judge%20hammer&position=0&from_view=keyword">                    Image by Racool_studio</a> on Freepik

Отказывая в иске, суд обратил внимание на следующее.

Во-первых, истец не оспаривал регистрацию товарного знака на имя лейбла в порядке ст. 1512, 1513 ГК РФ.

Во-вторых, истец избрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку защита права на товарный знак путем предъявления иска об обязании совершить действия по перерегистрации товарного знака, законодательством не предусмотрена.

В-третьих, суд обозначил, что регистрация продюсером товарного знака не является основанием для прекращения использования артистом своего псевдонима в случае, если псевдоним стал узнаваем и открыто использовался артистом задолго до регистрации данного товарного знака.

Однако, несмотря на решение суда, сторонами достигнуто соглашение и 29 июня 2021 года в отношении товарного знака «L’Onе» (товарный знак № 528409) осуществлена государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров и/или услуг на имя Горозии Л. Е.

В случае тождества товарного знака и псевдонима инфлюэнсера, который осуществлял свою деятельность под таким творческим именем до регистрации спорного товарного знака, указание имени инфлюэнсера (в том числе псевдонима) при размещении произведений в сети «Интернет» не является использованием товарного знака, и соответственно, не является нарушением прав на товарный знак. При этом, запрет использовать псевдоним при размещении произведений влечет препятствие творческой деятельности инфлюэнсера, что недопустимо. К такому выводу пришли суды первой и апелляционной инстанций по делу ООО «Айконмедиа» & «Ворнер Мьюзик» в отношении зарегистрированного обозначения «Гуф», (товарный знак № 337255).

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда