Управление бизнес-процессами как основа для операционного совершенства
Цифровые бизнес-процессы формируют основу цифровой трансформации и вносят значительный вклад в достижение корпоративных целей и успешное внедрение технологий - об этом мы рассказали в большом материале на нашем сайте silaunion.ru. Также немаловажной основой для организационного развития компании является философия операционного совершенства и управление изменениями для последовательного внедрения улучшений и плавного перехода к цифровизации.
Данный материал будет полезен в долгосрочном, непрерывном улучшении процессов на пути к операционному совершенству. В этой статье мы расскажем обо всех соответствующих основах и компонентах операционного совершенства и о том, почему оно так важно для долгосрочного успеха компании. Также мы подготовили обзор часто используемых методологий, таких как Бережливое управление, Кайдзен, Шесть сигм и гибкие методологии, которые используются для достижения операционного совершенства.
Операционное совершенство
Компании подвержены постоянным изменениям из-за меняющихся рыночных условий. Конкуренты влияют на рыночную среду, новые технологии устанавливают инновационные стандарты, меняются законы и нормативные акты, покупательское поведение клиентов. Бизнес сталкивается с различными вызовами, к которым необходимо адаптироваться. В то же время компании должны извлечь максимальную отдачу из своей существующей бизнес-модели.
Таким образом, для многих предприятий стремление к операционной эффективности стоит на первом месте при внедрении общекорпоративного управления процессами. Операционное совершенство описывает способность компании постоянно оптимизировать свои процессы по всей цепочке создания стоимости. С этой целью организационная структура, процессы и внутренние связи выстроены таким образом, чтобы создать обучающуюся и постоянно совершенствующуюся организацию, которая сосредоточена на высокоэффективном выполнении требований клиентов. Цель состоит в том, чтобы последовательно сокращать или устранять отходы и неэффективность для достижения значительного повышения производительности и получения максимальной отдачи от текущих процессов. Даже небольших улучшений процесса достаточно для достижения долгосрочных выгод.
Основа для операционного совершенства
Однако операционное совершенство — это не метод или философия, которые можно внедрить „просто так“. Скорее, это процесс, который требует долгосрочных и постоянных усилий. Основой для этого являются стандартизированные и безотходные бизнес-процессы. Кроме того, также требуется соответствующая корпоративная культура и лояльность сотрудников.
Чтобы определить целевые меры для улучшения бизнес-процессов и выявления узких мест, необходимо регулярно анализировать текущие процессы. В результате пользователь должен выявить неисправные процессы, растянутые сроки выполнения заказа, длинные циклы и слабые места, которые отнимают время и деньги или снижают качество продукта и обслуживания.
Компоненты операционного совершенства
Операционное совершенство представляет собой философию создания ценности в компании непрерывно, изо дня в день. Для достижения этой цели важны различные влияющие факторы. В дополнение к оптимизированным процессам, системам и структурам, эффективное операционное совершенство требует корпоративной культуры, характеризующейся постоянным стремлением к переменам, качеству и прозрачности.
Методы управления в компании должны отражать эту философию и поощрять персонал разделять ее. Каждый сотрудник должен быть убежден в необходимости перестроить свою деятельность в рамках концепции операционного совершенства и в конечном счете, все заинтересованные стороны должны объединиться для достижения успеха. Постоянно подвергая сомнению текущие бизнес-процессы и обнаруживая недостатки, можно улучшить продукты и, таким образом, значительно повысить удовлетворенность клиентов.
Часто используемые методы
В контексте операционного совершенства часто используются такие термины, как Бережливое управление, Кайдзен или Шесть сигм. Это конкретные методы, которые предназначены для поддержки внедрения операционного совершенства. Ниже представлен краткий обзор целей и основных особенностей отдельных методов:
Бережливое управление (LEAN production)
Бережливое управление — это метод непрерывной оптимизации процессов. Как следует из названия, бережливое управление направлено на минимизацию отходов в различных областях производства и на то, чтобы сделать всю цепочку создания ценности максимально бережливой и эффективной. Отходы понимаются здесь как абстрактное понятие, которое проявляется в восьми различных формах: дефекты, перепроизводство, время ожидания, неиспользованный потенциал, транспортировка, запасы, большие расстояния и дорогостоящие процессы.
Кайдзен
Термин „Кайдзен“ берет свое начало в японской культуре и состоит из двух слов „Кай“ = изменение и "Дзен" = к лучшему. Кайдзен — это непрерывное совершенствование процессов всеми сотрудниками компании. Основное внимание уделяется не крупным инновациям или фундаментальным изменениям, а вовлечению всех сотрудников, большому количеству предложений по улучшению, быстрому внедрению и видимости успехов. Японская концепция управления предполагает, что каждый процесс может быть улучшен и может привести к положительным результатам.
Шесть сигм
Шесть сигм — это системный подход к совершенствованию процессов с использованием аналитических и статистических методов. “Шесть сигм” отличается от других методов улучшения процессов, так в его основе математический подход — сигма является показателем отклонения от среднего значения. С методологической точки зрения цель "Шести сигм" состоит в том, чтобы сделать эффективность процессов измеримой с помощью ключевых показателей и гарантировать отсутствие ошибок и производство некачественной продукции.
Гибкие методы
Гибкие способы мышления и работы гарантируют, что компания может быстро реагировать на возможные изменения в конкурентной среде или требования клиентов. Гибкие методы используют итеративный подход к регулярному получению обратной связи и адаптации текущих рабочих циклов к соответствующим требованиям. Преимущество заключается в том, что задачи могут быть расставлены по приоритетам в соответствии с текущими обстоятельствами. Гибкие методы часто сопровождаются такими подходами, как Scrum или Kanban.
Резюме
Операционное совершенство имеет важное значение для долгосрочного успеха компании. Это связано с тем, что данная концепция помогает компаниям постоянно перестраиваться в соответствии с требованиями рынка и совершенствовать операционные процессы стратегическим и экономическим образом, ориентируясь на клиента.
В следующем посте мы расскажем про управление изменениями, и как компоненты этого процесса влияют на последовательную и безболезненную реализацию проектов цифровой трансформации.