{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ИМИДЖ IT-ПРОФЕССИЙ В ГЛАЗАХ РОССИЯН

Цифровая экономика энергично развивается в масштабах всего мира, и Россия в этом отношении не становится исключением. С каждым днем растет потребность в квалифицированных кадрах для сферы информационных технологий. Необходимость импортозамещения усилила потребность в оперативной разработке отечественных высокотехнологичных продуктов и решений.

С целью сократить дефицит квалифицированных IT-специалистов, стимулировать импортозамещение в цифровой отрасли, сделать ее более привлекательной для специалистов, обладающих подходящими компетенциями, с марта 2022 года Правительство России активно реализует комплекс мер по поддержке отрасли информационных технологий[1]. Весь спектр реализуемых мер подразделяется на системные, к которым относятся налоговые льготы и преференции, и точечные, включающие отсрочку от армии, льготную ипотеку для сотрудников IT-компаний и льготные кредиты для самих компаний, содействие цифровизации предприятий МСП, продвижение российских цифровых продуктов в интернете и грантовую поддержку российских digital-проектов и решений[2]. Для того, чтобы поддержка отрасли стала в полном смысле этого слова комплексной, было значительно расширено само понятие деятельности в области цифровых технологий.

Однако усилия по поддержке специалистов IT-отрасли – лишь одна сторона медали. Другая ее сторона – огромное количество россиян, которые имеют потенциал для того, чтобы стать специалистами в области цифровых технологий, но по тем или иным причинам пока не делают конкретных шагов для того, чтобы пройти соответствующее обучение и в дальнейшем трудоустроиться в сферу IT.

С этой частью населения работа ведется в рамках инициативы национального проекта «Цифровая экономика» – «Кадры для цифровой экономики».

Цель инициативы – подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики и обеспечение для граждан новых возможностей и мотивации для освоения цифровых компетенций путем совершенствования системы образования.

Реализуемые задачи:

1) Обеспечение для россиян возможности освоить цифровые компетенции по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации стоимости обучения.

2) Обучение государственных служащих компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления.

3) Увеличение приема на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий.

Повышение квалификации по новым программам для IT-специальностей и различных предметных отраслей для преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования[3].

Достаточно ли эффективна эта работа в отношении всех составляющих целевой аудитории? Рассматривают ли россияне отрасль информационных технологий в целом как перспективную для себя с точки зрения трудоустройства? Если да, какие преграды становятся у них на пути? Являются ли эти препятствия в большей степени «внутренними», связанными с самооценкой, восприятием, или «внешними» – обусловленными средой, жизненными обстоятельствами? Как помочь жителям нашей страны преодолеть барьеры и в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в IT-отрасли? Мотивируют ли россиян осваивать IT-специальности меры господдержки отрасли?

На эти и другие вопросы призван ответить представленный исследовательский спецпроект.

Спецпроект содержит данные ряда всероссийских репрезентативных опросов, которые проводились на собственной исследовательской онлайн-панели Аналитического центра НАФИ «Тет-О-Твет» с марта по август 2022 года.

Основные выводы.

1) Сфера информационных технологий лидирует в рейтинге отраслей, привлекательных для трудоустройства, с точки зрения россиян.

2) По мнению россиян, отрасль информационных технологий – одна из наиболее устойчивых в условиях социально-экономических изменений. Формированию восприятия отрасли как одной из стабильных способствуют, в частности, меры государственной поддержки отрасли.

3) О мерах господдержки сферы IT слышали более половины россиян (56%) . Почти половина (46%) трудоустроенных жителей России жалеют о том, что не являются IT-специалистами и не могут воспользоваться соответствующими льготами.

4) Более трети работающих россиян (36%) выражают желание стать специалистами отрасли информационных технологий, чтобы иметь право на господдержку.

5) Две трети россиян (66%) хотели бы в будущем пройти обучающие курсы по работе с информационными технологиями, чтобы использовать полученные знания в работе или личных целях.

6) Доля жителей России, выражающих гипотетическое желание пройти обучение для работы с цифровыми технологиями, более чем в 4 раза превышает долю тех, кто в действительности строит такие планы на будущее.

7) В числе основных причин отказа россиян от обучения работе с цифровыми технологиями: убежденность, что проходить соответствующее обучение уже поздно, отсутствие интереса к учебе или потребности в соответствующих знаниях и навыках, нехватка свободного времени, дороговизна обучения и отсутствие возможности применить новые навыки на текущем месте работы.

8) 77% наших соотечественников, у которых есть дети и внуки младше 18 лет, хотят, чтобы те учились по IT-специальности. 8% не хотели бы, чтобы их дети и внуки осваивали соответствующие профессии.

9) Причины, по которым россияне отказываются рекомендовать детям выбирать для профессионального развития IT-сферу: нежелание самих детей учиться по IT-специальности; гуманитарный склад ума ребенка; убежденность, что цифровая сфера для построения карьеры больше подходит мальчикам, нежели девочкам; оценка отрасли информационных технологий как неперспективной.

10) В общественном сознании до сих пор сильны стереотипы в отношении IT-профессий, которые становятся препятствиями на пути освоения россиянами IT-специальностей и трудоустройства в сфере информационных технологий.

11) Самые распространенные среди них: IT-специалист должен знать язык программирования, уметь самостоятельно собрать и починить компьютер; к IT-специалистам относятся только программисты; в отрасли информационных технологий «нечего делать» без специального высшего образования; IT-сфера закрыта для людей с гуманитарным образованием.

Вы можете бесплатно скачать спецпроект с результатами исследования, оформленный в виде брошюры СКАЧАТЬ

[1] Минцифры запустило раздел на Госуслугах по мерам поддержки ИТ-отрасли, 8 июня 2022 года https://digital. gov. ru/ru/events/41626/; перечень мер по поддержке отрасли: Каковы меры поддержки ИТ-компаний с учетом указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83? https://решение-верное. рф/83-march-2022

[2] Промежуточный финиш мер поддержки ИТ-отрасли, 5 сентября 2022 года https://www. comnews. ru/content/222016/2022-09-05/2022-w36/promezhutochnyy-finish-mer-podderzhki-it-otrasli

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда