Из Перми в Мурманск на машине: автопутешествие в Арктику за северным сиянием

Это мы купаемся в Баренцевом море. Да!..

Этот тревел-отчет о том, как мы проехали 6000 км в Арктику за новогодние праздники, был написал еще в 2016 году - и пропадал в соцсетях. Пришло время выложить его сюда: пусть люди знают его автора и повторяют, если хотят. Он и по сей день актуален для любителей автопутешествий!

Об авторе

Меня зовут Алёна Кетова, в интернете я известна как Рыжая из Перми. За моей спиной много интересных историй в 27 странах мира - я фанат и гуру самостоятельных путешествий. Веду свой телеграм-канал про них - если понравилась статья, приходите и читайте меня там.

А теперь - Арктика!..

Как я оказалась в Арктике на большой машине

Когда друг-турист предложил мне совершить в каникулы автопутешествие до Ледовитого океана, я дала положительный ответ почти сразу – дома в Новый год сидеть не хотелось, а маршрут был до безумия необычным. Мало кто из моих знакомых был за Полярным кругом. А тут еще и предполагалось провести новогоднюю ночь в теплой палатке в лесу, а затем покататься на заполярном курорте Хибины – я много слышала о нем от питерских сноубордистов. Это для меня были решающие факторы – звучало интересно.

Поездка, которую мы назвали #впогонезасиянием , мягко говоря, превзошла мои ожидания. Каждый день в новой точке маршрута нас поджидали приключения, неожиданности и необычности – в собственном поведении и вокруг.

Погоня за сиянием в цифрах

Даты поездки: 30 декабря – 8 января (10 дней)

Участников: 8

Пройдено: 6000 км

Часов в дороге: около 94

Ночевок: в авто – 2, в палатке – 2, в хостелах-квартирах - 5

Бюджет поездки на человека (включая еду, жилье, бензин и т.д.): около 24 000

Автомобили: WolkswagenTiguan, NissanX-Trail с автобоксами на крышах

Маршрут: Пермь - Карелия (Онежское озеро) - Мурманск - с.Териберка (Кольский полуостров) – г.Кировск (горы Хибины) – г. Великий Устюг – Пермь

День первый: трудости сна в «резиновой» машине

Собравшись утром 30 декабря в точке старта и глядя на вещи, которые лежали возле машин, я в панике подумала (да и не я одна): «Ну все, мы точно не влезем». Нам предстояло загрузить в авто спальники, пенки, огромные рюкзаки с личными вещами, еду на первые несколько дней, включая новогодний банкет, огромную 12-местную теплую палатку, пилу, запас бензина и т.д. Нас спасли автобоксы (которые мы еще думали, брать или нет) – к моему удивлению, все влезло, и в салонах даже можно было нормально сидеть.

Затем была дорога длиной примерно в 1600 км через Пермский край, Кировскую, Костромскую и Вологодскую область в Карелию, на берег Онежского озера – мужчины менялись за рулем, девушки спали или развлекали их разговорами. Выяснилось в числе прочего, что:

1) в Пермском крае по сравнению с нашими соседями просто прекрасные дороги – ровные да без ям,

2) спать в машине можно в самых разных позах, если достаточно долго в ней ехать. Нам даже удалось разложить половину заднего сиденья, чтоб водители могли по очереди, лежа, отдохнуть там в спальнике.

День второй: кража бензина и новогодняя палатка

Утром последнего дня 2018 года, не доехав 300 км до точки празднования Нового года – карельского городка Медвежьегорск – 300 км, мы были пойманы и доставлены на допрос в отделение полиции города Вытегра за «кражу» бензина. Дело было так: залив топливо, водитель «Ниссана» Максим забыл оплатить его на заправке, но бдительные сотрудники ДПС преградили нам путь и заставили не просто заплатить, но пройти все нужные бумажные процедуры. Громко смеяться и делать селфи вблизи двери с надписью: «Изолятор временного содержания» нам запретили, однако через 4 часа общения с дознавателями все же отпустили с миром.

Потом был берег Онежского озера (зимой оно похоже на большое снежное поле), где мы поставили теплую палатку-шатер с печкой, украсили все вокруг мишурой, нарядили настоящую елку и сели у костра кушать солянку и пить шампанское. Новый год по-пермски мы встретили на льду озера салютом, через полчаса к нам зашел Дед Мороз, а еще через час все уже дружно спали.

наша зимняя палатка. внутри печка, влазит человек 10.

День третий: Арктика и немного Колы

Проснувшись в 2019м и неторопливо позавтракав, мы отправились в Мурманск. Ехать предстояло 920 км – примерно 12 часов, и мы развлекались как могли: дарили заранее заготовленные пермские сувениры всем симпатичным нам местным жителям, слушали аудиокниги и читали про то, что видим вокруг. Изумление настигло нас, когда мы проехали стеллу, обозначающую, что теперь находимся за Северным Полярным Кругом: оказывается, Русское Заполярье иначе называется Арктикой. Мы в Арктике! Вот уж никогда не думала, что тут окажусь. Арктика всегда казалось мне чем-то гораздо более близким к Северному полюсу, чем были мы на тот момент.

Кстати, трасса, по которой мы ехали, весело называлась Кола. Нет, нет от названия шипучего напитка, а потому, что шла прямиком через Кольский полуостров.

День четвертый: «Ленин» и зеленое облако

Мурманск, в хостел которого мы заселились, добравшись сюда после полуночи, у многих ассоциировался с первым в мире атомным ледоколом «Ленин». Едва проснувшись, мы направились в порт, где он стоял на приколе, и поразились. Сначала – толпе китайцев, из которых на свежем воздухе состояла очередь желающих попасть на экскурсию внутрь ледокола (нам пришлось отстоять в этой очереди больше 3 часов, чтоб достичь цели). Затем меня впечатлила мощь 47-метрового ледокола, внутри которого помещается целый город с атомным реактором, заводом и прочими бассейнами. Внутри «Ленина» даже не похоже, что ты на корабле – скорее уж внутри многоэтажного дома!

А вечером мы наконец увидели то, зачем приехали – северное сияние. В 30 км от Мурманска, стоя с выключенными фарами на протяжении нескольких часов, мы наконец заметили бледно-зеленую полосу на небе, которая смело сошла бы за облако. Сделали на ее фоне снимок на фотоаппарат с долгой выдержкой – и увидели то самое ярко-зеленое сияние, которое бывает на картинках в интернете… А полоса уже исчезла. Потом, правда, появилась еще одна.

Позже нам объяснили: это было сияние мощностью всего лишь 2 балла из 9. Бывает и ярче.

могло бы быть и поярче )

День пятый: купание на Полярной заре

Проснувшись в Мурманске, мы отправились в путь до самой дальней точки нашего маршрута – села Териберка на берегу Северного Ледовитого океана. Дорогу часто заметает, но нам повезло: осадков не было, и нас поразило своим цветом небо с Полярной зарей.

Все новогодние каникулы в Мурманской области царит Полярная ночь – это когда весь день сумерки, солнце не встает совсем, а на небе примерно с 11 до 3 часов дня – Полярная заря: небо расцвечено голубым, розовым, лиловым. Красота!

Под этой красотой мы решили спонтанно искупаться в водах Баренцева моря, соленого и отливавшего сталью. Это оказалось куда холоднее проруби – ведь на море волны, и заходить в него долго! Пальцы на ногах еще долго не могли согреться, а в голову пришел новый челлендж – искупаться в 5 океанах Земли. Вот было бы круто! На моем счету пока два…

День шестой: поверья китайцев и качели над океаном

Вновь переночевав в палатке, мы отправились исследовать край земли – село Териберка. Интернет объяснил, почему тут так много китайцев: они верят, что, если зачать ребенка здесь под северным сиянием, он вырастет удачливым, успешным и счастливым. Так что приезжают сюда эти забавные люди с вполне конкретными целями…

Сама же Териберка удивила отсутствием холода, которого мы так боялись: оказывается, благодаря теплому течению Гольфстрим тут мягкая зима (в нашем случае ночью было -17). А еще тут есть кладбище кораблей, стильный хостел – и невероятные огромные качели, которые уносят тебя прямо в океан. Китайцы боялись даже смотреть на то, как далеко и высоко мы раскачивали друг друга!..

К вечеру, нагулявшись вдоль сурового берега Кольского полуострова, мы отправились к горному массиву Хибины, в г. Кировск.

Северный Ледовитый

День седьмой: море снега и айсберги над облаками

Кировск – известный горнолыжный город за Полярным Кругом, вокруг которого есть аж три горы по 1000 метров каждая, подходящих для катания на сноуборде. Половина участников нашего автопутешествия взяла в прокате снегоступы и отправилась в пеший поход в горы. Я в числе второй четверки отправилась на курорт Большой Вудьявр кататься.

Как же непривычно было видеть склоны для катания, где совсем не было деревьев! Ну просто ни одного! Накануне весь день падал крупный снег, и весь день мы катались вне трасс в рассыпчатом пухляке чуть ли не в метр высотой – мечта каждого сноубордиста! Очень непривычно после Губахи и Шерегеша – популярных катальных мест, полных лесов.

Вечером «снегоступщики» показали нам удивительные карты с вершины горы, на которую забрались: облака были похожи на океан из молока, из которого на лилово-розовом фоне сверкали белоснежные айсберги!..

День восьмой: история одного дома

С сожалением покинув снежные Хибины, мы отправились в Великий Устюг. По пути заехали в место с удивительной историей – «Дубль-дом» на Волосяной Сопке в местечке Кандалакша. История такая: однажды московская компания «ДубльДом» решила устроить конкурс фотографий на лучший вид из окна дома в любой точке мира, а победителю пообещала установить в месте, где была сделана фотография, дом. И жил был фотограф и турист Саша Трунковский, который выиграл 500 других участников в этом конкурсе, сделав фото с верхней точки этой самой Волосяной сопки. В итоге дом был доставлен наверх прямо на вертолете – и сейчас крайне популярен у туристов: из него открывается великолепная панорама Белого моря, рядом – красивое озеро, а над головой зимой видно северное сияние.

Небольшой снаружи дом, одиноко стоящий на вершине, поразил меня внутренней вместимостью: там спокойно проживают 8 человек, а еще влазит кухня, стол, печка и пара кресел-качалок перед панорамным окном с тем самым видом.

День девятый: настоящий Дед Мороз

Утром девятого дня мы заселились в Великом Устюге – симпатичном малоэтажном городе – в сказочный с виду коттедж и отправились в Вотчину Деда Мороза – огромный парк размером в 43 гектара. Прогулявшись по Тропе сказок и встретившись с Лисичками-Сестричками и прочими сказочными персонажами, мы оказались в Тереме Деда Мороза, о котором, оказывается ничего до этого толком и не знали.

Слышали ли вы, что у Деда 58 официальных нарядов, причем есть и летние – лапти и льняная шуба? Или что у него 7 подушек разного размера на каждый день недели и еще одна огромная, праздничная? Или что Снегурочка живет не с Дедом, а имеет свою персональную резиденцию в Костроме?

Сам Дед оказался Настоящим. Мы легко поняли это, когда он встал со своего трона и стал огромным, больше 2 метров ростом, а потом заговорил густым басом… Я чувствовала себя маленькой девочкой, когда, позируя на фото, он положил мне на плечо свою большую рукавицу…

День десятый. Невозможно не спать

Последний день мы также полностью посвятили дороге домой. Ехали через Вологодскую область, через республику Коми, поражались смешным ценам в придорожных кафе (сочник за 7 рублей, например). Если в самом начале путешествия я с трудом могла уснуть в кафешке, на обратном пути самым сложным было не уснуть: глаза закрывались, едва я попадала в салон на место пассажира.

Еще мы, конечно, ожидали увидеть солнце, которого из-за Полярной ночи не видели с прошлого года, однако «серая» погода родных мест не дала нам такой возможности.

Солнце точно будет позже. А пока – мы увидели Арктику.

А я жду вас в своем телеграм-канале - читать про другие мои путешествия!