Всем мерещится "голубой океан", где прибыль течет рекой, а вы — первый, кто до такого додумался. Да, это круто, но есть нюансы. Основываясь только на личном опыте, рассказываю 5 своих правил.

1. Если товара/услуги нет на рынке, может, он(а) не нужна? Вспомните старину О'Генри. У него был рассказ, как горе-предприниматели, приехав в жаркую страну, увидели, что все ходят босиком, подсчитали, сколько денег на этом можно заработать, привезли вагон обуви и не знали потом, что с ней делать. Закончилось тем, что ночью были разбросаны колючки на улицах и наутро жители побежали покупать обувь, потому что занозили все ноги. Больше предприниматели обувь туда не возили. Эта история должна была бы заставить меня задуматься, но нет. В далеком 2001 решили мы с друзьями сделать бизнес под названием HOME SPA. Тогда все услуги салоны красоты оказывали в основном у себя, мастера не выезжали. Мы подумали, что людям хочется сэкономить время и получить обслуживание мастера маникюра, педикюра, косметолога, массажиста у себя дома. Мы набрали специалистов, сделали логотип, разработали меню, закупили расходники, наняли оператора, дали рекламу и стартанули. Не могу сказать, что заказов не было вообще, они были. Но мы не учли важную вещь: тем, кто ходит в салоны, важно окунуться в эту атмосферу, вырваться из обыденности и не моститься на том же стуле дома, а расслабиться в специальном кресле. В общем, через полгода мы закрылись.

2. Не верь исследованиямЗачастую я слышу умные рассуждения о тестах, опросах, интервью, фокус-группах и т.д. и т.п. Мой опыт: люди думают одно, говорят другое, а делают третье. Когда мы думали, что можно открыть в помещении напротив демократичного бара в небольшом бизнес-центре, все наперебой просили столовую. Мы честно провели ряд интервью, все сделали по правилам, подтвердили опросами необходимость столовой и реализовали проект. Каково же было наше удивление, когда большинство людей, просивших столовую, как ходили в кафе, так туда ходить и продолжили. В основном это были менеджеры среднего звена, которые хотели показать, что они уже могут себе позволить ежедневно питаться, садясь за стол с обслуживанием официантами. И разница в цене с учетом скидки на бизнес-ланч их не особо останавливала. Желание побыть модными перевешивало. Мы помучились месяцев 8, а потом сдали помещение в субаренду детской театральной студии. Прибыль, приятное соседство и никакой головной боли о выброшенных вечером заготовках.

3. Если это твой первый бизнес — не надо выпендриваться!Стратегия следования за лидером не так уж и плоха. Просто посмотри, к чему лежит душа и на что хватает денег и попробуй отточить свое мастерство на чем-то безопасном и понятном. При этом не переставай держать нос по ветру и анализировать свободные местечки. К примеру, так в нашей компании по digital-маркетингу родилось направление по работе с книгами. Многие хотят написать книгу, но не готовы тратить на это время от слова совсем. Учитывая, что в нашей стране закон запрещает гоуст-райтинг, никто не может (по закону) написать книгу за кого-то. А вот расшифровать надиктованное и отредактировать может. Так мы начали помогать людям писать книги. Но я бы никогда не начала новую компанию именно с такой услуги.

4. Истина где-то посередине. Большинство тех, кто ищет пресловутый голубой океан, считают, что надо выдумать по меньшей мере квадратное колесо. Я же сделала вывод, что искать надо, оглядываясь вокруг и глядя на то, что уже сделано. К примеру, есть качественные курсы по открытию ресторанов, начинающиеся от 100 тысяч рублей. А есть инфоцыгане, которые продают 5-дневный "курс" в Вотсапе и обещают в результате научить человека всем премудростям открытия ресторана. Чего не было, так это продукта, который бы сохранил качество нормального курса, но дал возможность начинающему бизнесмену/вумену заплатить за этот курс вменяемые деньги и в принципе понять, а туда ли его/ее несет. Ведь есть вероятность, что узнав все сложности, человек передумает и решит открыть продмаг на районе. Головняков точно меньше. И вот, мы конкурируем уже не по качеству, а по цене, подходам и подаче материала, захватываем часть рынка, на которую никто еще не посмотрел. Вот и получается, что для поиска своей ниши не обязательно мир ставить с ног на голову.

5. Запрети себе мечтать! Это правило покажется тебе странным. Наоборот, полет фантазии и все такое... Мечта — это не идея, не надо путать. Много встречается писателей, которые всю жизнь идет к своему шедевру, гениально сидя на шее у близких, в результате так ничего и не добившись. Идея — это результат наблюдения и анализа, умения подмечать то, на что другие не обратили внимания, какие-то мелочи, которые сработают. Например, когда я писала первую книгу, то использовала только свой опыт и подходила к созданию книги как к учебнику. Книгу оценили, она получилась, но мне самой что-то в ней не нравилось. В какой-то момент я поняла, что мне не хватает историй со стороны и через пару книг я начала включать в свои книги интервью с другими экспертами. Вот тут-то и получилось то, чего я добивалась. Книга стала объемнее (не по количеству страниц), живее, интереснее. Сейчас тот же прием я использую для создания онлайн-курса: собрать команду профессионалов, несмотря на то, что мы вдвоем с партнером в состоянии прочитать весь курс сами.

Ну, как-то так... Надеюсь, чтиво было полезным. По крайней мере, все свое, никакого плагиата. Всем океанов того цвета, которого вы сами захотите!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда