{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

СКОЛЬКО СТОИТ НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ? ТОП-10 НАРУШЕНИЙ

ФАС выкатила ТОП-10 нарушений данного закона. Давайте в них разберемся:

1. Указать несоответствующие действительности сведения о товаре, услугах. Это может быть что угодно, от места изготовления до размера скидки (часть 3 статьи 5 закона о рекламе).

Например, в 2019 году Московское УФАС возбудило дело против «Кинопоиска», т.к. рекламное послание не совпадало с информацией на сайте сервиса. В рекламе было указано, что подписчик сможет бесплатно смотреть сериалы по премиальной подписке целый месяц, а вот на сайте информация менялась, там зрителям давали всего «7 дней удовольствия». Возможно, рекламодатели просто не состыковали действия, и злого умысла не было, но ФАС разбираться не будет.

2. Написать об акции, не уточнив ее условия и даты проведения. Такая реклама не допускается в соответствии со статьей 5 Закона о рекламе.

Обратите внимание на рекламные предложения в соцсетях. К примеру, пост висит, да еще, возможно, в закрепе, и там представлена акция без сроков. Но если клиент попробует ею воспользоваться, окажется, что она уже неактуальна. Здравствуйте, ФАС!

3. Сравнить свой товар с товаром конкурента в свою пользу, не предоставив никаких подтверждений. Или назваться лучшим, единственным и первым без доказательств. Части 2 и 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Компания Royal Baker (Москва), не боясь закона о рекламе, пишет на этикетке: «№1 в мире. Более 15 международных наград». Вот вам и нарушение закона в действии. Происходит прямо сейчас.

4. Написать мелким нечитаемым шрифтом важные дополнительные условия. Нечитаемый шрифт может быть приравнен антимонопольными органами к отсутствию информации. По части 7 статьи 5 "реклама, в которой отсутствует часть важной информации о товаре, если при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы или искажается смысл информации, не допускается".

Этим грешат банки третьего эшелона и микрофинансовые организации. Конечно, этим история не ограничивается, но тут прямо классика жанра.5. Показать одобрение со стороны органов власти и использовать официальную символику государства. Это может ввести потребителя в заблуждение о причастности к федеральным государственным программам и будет расценено как нарушение статьи 5 Закона о рекламе.

Такое использование может быть оправдано, разве что, в социальной рекламе, но и тут нужно заручиться письменным согласием соответствующих органов, иначе можно попасть на штраф. Кстати, в названиях компаний отсылки на государство тоже не допускаются, и вас даже могут заставить переименоваться, если вдруг такое название каким-то образом прошло при регистрации в налоговой.

6. Размещать рекламу в школьных дневниках и учебниках. Это запрещено частью 10 Закона о рекламе.

В принципе, незаконным может быть признано любое побуждение ребенка повлиять на родителей ради покупки какого-либо товара или услуги. Тем более на это обращают внимание в случаях рекламы в местах, где ребенок гарантированно такую рекламу увидит.

7. Использовать для рекламы звуковые устройства (колонки), закрепленные на стенах зданий. Такая звуковая реклама запрещена статьей 19 Закона о рекламе.

А вот и пример: депутат Тамбовской городской думы пожаловался в УФАС на магазин. Магазин платил "Ростелекому" за распространение рекламы на автобусе с громкоговорителем. Путевые листы и счета от "Ростелекома" подтвердили, что услугой пользовались много раз. Магазин оштрафовали на 40К, а обжаловать решение не удалось.

8. Рекламировать медицинские услуги без обязательной лицензии на них. Помните, ряд услуг, которые относятся к сфере красоты и косметологии, тоже подлежат лицензированию. Размещение рекламы таких услуг при отсутствии лицензий и разрешений не допускается по части 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Большинство рекламных площадок просто не пропустят подобную рекламу без предоставления лицензии. Обращать внимание нужно не только на наличие лицензии, но также на читаемую надпись о противопоказаниях, на исключение раскрытия сути манипуляций врача (эта информация может рекламироваться только в рамках специальных медицинских изданий и на медицинских мероприятиях). Вообще, реклама медуслуг - одна из самых сложных сфер, и ситуация со временем только осложняется.

9. Написать, что товар можно приобрести в кредит, но не указать полное название банка. В рекламе финансовых услуг (а кредит относится к этой категории) обязательно указывать полное название организации, которая такие услуги оказывает. Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В реальности в разных округах принимались разные решения в судах по данной статье. Рассмотрим варианты:В постановлении ФАС Волго-Вятского округа в 2013 указано, что банк разместил в печатном издании — журнале «Ивановский Бизнесъ» № 3 за 2013 год о получении кредита по программе «Проще простого». В данном рекламном сообщении не указана организационно-правовая форма юридического лица, оказывающего финансовую услугу по кредитованию. Суды пришли к выводу, что спорная реклама является ненадлежащей.

А вот в Западно-Сибирском округе суды поддержали рекламодателя, который перечислил названия банков таким образом: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ24 и т.д., потому что названия банков узнаваемы и отсутствие организационно-правовой формы организаций, предоставляющих финансовую услугу (ипотечный кредит), не искажает смысла информации и не влечет введение потребителей в заблуждение. Но чтобы гарантированно не проиграть суд, лучше не выяснять, как к этому отнесутся суды вашего федерального округа.

10. Использовать в рекламе иностранные слова и выражения, которые могут исказить ее смысл. Не допускается пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Вот пример выявления нарушения по данной статье Омским УФАС в 2019 году. «В результате мониторинга сети Интернет на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Омского УФАС России установлен факт распространения на сайте www.bk55.ru посредством сменяющихся баннеров информации следующего содержания:- «Новый фаст-фуд в Омске hot #hotomsk шаурма standart 250 г 89 р 99»;- «Новый фаст-фуд в Омске hot #hotomsk даблкомбо Купи 2 Big-шаурмы-получи 2 американо в подарок 400 г выгода 98р. Готовим на зерновом кофе";- «Новый фаст-фуд в Омске hot #hotomsk гигантская Вig шаурма 129 р. 149р. 400 г. Hot» (с пометкой «реклама», подробности, сроки и правила проведения акции уточняйте на сайте www.hot-omsk.com). В распространенной рекламе были использованы, в том числе иностранные слова hot, hotomsk, standart, big (без перевода на русский язык), словосочетание «ДАБЛ КОМБО» (лексического значения которого в русском языке нет).»

Особенно актуально это стало после принятия закона о неиспользовании иностранных слов при наличии аналогов в русском языке. Так как реклама подпадает под эту сферу, слова типа "дискаунтер, кэшбэк, фудкорт и пр." теперь оказались под запретом вдвойне. Ищите русские аналоги, чтобы не было проблем в запуском рекламы.

Какова цена вопроса нарушения закона о рекламе? Вот варианты штрафов:

1. Нарушение требований закона к рекламе — до 800 000 ₽ для компании и до 50 000 ₽ для директора или ИП.

2. Невыполнение предписания удалить рекламу — до 500 000 ₽ для компании и до 20 000 ₽ для директора или ИП.

Полный перечень требований и запретов указан в Законе о рекламе №38-ФЗ. Изучайте закон о рекламе, не совершайте ошибок и обезопасьте себя от судов, штрафов и проблем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда