Внутренние водные пути России. Использование в проектной логистике

Протяженность внутренних водных путей (ВВП) РФ по данным навигации 2022 года составила 101,59 тыс. км — больше только в Китае, 127,3 тыс. км. Они объединяют более 60 регионов нашей страны, обеспечивают экономическое и пространственное развитие территорий. Более 70 % водных путей не имеют альтернатив для доставки грузов и пассажиров, в первую очередь те, которые обеспечивают северный завоз. Единая глубоководная система в Европейской части РФ дает выходы в Белое, Балтийское, Каспийское и Азовское моря, Онежское и Ладожское озера, проходит по рекам Волга, Москва, Кама и Дон. Однако, все конкурентные преимущества внутренних водных путей перекрываются длительным недофинансированием их содержания.

Существующие проблемы речного судоходства:

  1. Ухудшение инфраструктуры ВВП.

  2. Износ гидротехнических сооружений.

  3. Износ и увеличение возраста речного флота.

Работы по совершенствованию внутренних водных путей регулируются Транспортной стратегией РФ до 2030 года. В планах:

  • Увеличить пропускную способность ВВП.

  • Организовать реконструкцию гидротехнических сооружений.

  • Внедрить новые средства связи, спутниковую навигацию.

  • Обновить навигационное оборудование.
  • Обновить технический флот.

  • Развивать воднотранспортные направления в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.

Итоги навигации-2022

Несмотря на сложившуюся глобальную ситуацию, во многих бассейнах вырос грузооборот. С целью ускорить восстановление инфраструктуры к принятию готовится федеральный закон о приватизации заброшенных речных портов за 1 рубль при условии ремонта объектов за два года.

Показатели различаются по бассейнам. Так, например, в Енисейском бассейне по данным на 1 октября 2022 года было отправлено 5144,4 тыс. т грузов, в 2021 году — 4272,8 тыс. т. Волжское пароходство заявляет, что общий объем перевозок примерно равен прошлогоднему, 8,2 млн т. Меньше, чем в 2021 году, грузов перевезли в Амурском бассейне — одной из причин стал запрет на вывоз из РФ леса ценных пород.

В 2022 году основными грузами стали строительные, чуть менее 50 % от общего объема. На смену перевозок леса пришли перевозки угля судами дружественных стран.

По-прежнему требует обновления речной флот, период эксплуатации превышен примерно у 50 % судов. Волжское пароходство заявляет, что в ближайшие 3-4 года суда будут массово списывать из-за выработанного ресурса. У флота Енисейского бассейна из 2456 зарегистрированных судов 1890 старше 30 лет. В рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» КПМИ строятся новые путейские теплоходы для установки и снятия знаков навигации, контроля глубин, буксировки транспорта.

Что в будущем?

Главная новость 2023 года — сокращение протяженности ВВП на 1 тыс. км. Из перечня исключают участки без навигационного ограждения и габаритов, где условия не соответствуют судоходным требованиям. Также будут исключены участки, невостребованные для перевозки грузов и пассажиров.

К 2025 году планируется:

  • Увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами до 51,9 тыс. км против 50,68 тыс. км в 2022 году.

  • Реконструировать более 150 гидротехнических сооружений.

  • Увеличить пропускную способность рек более чем на 180 км.

В современных реалиях ВВП России остаются одним из самых удобных способов транспортировки грузов внутри страны и из-за рубежа. Так, например, канал имени Москвы дает прямую связь столицы с пятью морями, что позволяет строить маршруты по доставке крупногабаритных грузов из южных портов к пункту назначения. В конце 2021 года команда «РТЛ» привезла секции «Термовакуумной камеры моделирования космической среды» из итальянского города Ортона в подмосковный город Щелково. Большая часть маршрута проходила по воде.

Кроме того, водный транспорт оказывает меньшее воздействие на экологию, чем железнодорожный и автомобильный. Игорь Тонковидов, глава «Совкомфлота» приводит данные анализа, выполненного Евросоюзом: нагрузка на окружающую среду при перевозках водными путями в 3 раза ниже, чем по железной дороге и в 7 раз — чем на автомобиле.

Мы согласны с тем, что в настоящее время существуют определенные инфраструктурные ограничения на целом ряде участков. И решаем их своими силами: например, для доставки сверхтяжелого реактора гидрокрекинга весом 1241,8 тонны для НПЗ нами был построен причал рядом с заводом. Теперь его будут использовать при доставке оборудования более чем из 15 регионов РФ для дальнейшей модернизации завода.

Выполнение планов по модернизации ВВП позволит не только увеличить грузовые и пассажирские перевозки, но и создаст предпосылки для развития туризма, нефтехимии, машиностроения и других смежных отраслей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда