{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Обратная связь: как отказывать кандидатам

Что написать кандидату, который не прошел какой-то этап отбора? По статистике GeekSource, работодатель в среднем выбирает из 5-6 претендентов. Как же вести диалог с теми, кто не прошел конкурс, не дотягивает до требований или наоборот overqualified?

Хотим поделиться своим опытом, который может быть полезен всем: и HR-специалистам, и руководителям бизнеса, которые самостоятельно набирают команду в свой проект. Главное, что должен помнить каждый работодатель: обратная связь важна, это не только вежливость и правила безусловного делового общения, но и бизнес-необходимость в силу небольшой емкости рынка и рисков для HR-бренда.

Как сформулировать отказ, чтобы сохранить лояльность кандидата

Небольшая справка: кандидаты могут не соответствовать вашему проекту из-за отсутствия каких-то деловых качеств. С причинами, которые не являются достаточным основанием для отказа, можно ознакомиться в статье 64 ТК РФ.

На самом деле, нет универсального шаблона письма или речи, который можно было бы использовать в любой ситуации. Но мы вывели для себя несколько важных принципов, которые помогают нам сохранить доверие всех участников процесса.

1. Возвращайтесь с обратной связью своевременно. Тут важно понимать, что речь не только о финальном решении, но и о процессе. Ваша задача быть на связи с кандидатом с первой коммуникации до завершения ваших деловых отношений. Озвучивайте какие-то обозримые и понятные дедлайны по каждому этапу интервью. Долгое молчание грозит вам потерей кандидата – не стоит забывать, что рынок IT очень конкурентный и за каждого сотрудника идет постоянная борьба.

2. Говорите правду. Будьте открыты и честны с кандидатами. Если они не подходят на вакансию из-за недостаточного опыта или отсутствия какого-то конкретного навыка, скажите об этом. Это сохранит лояльность кандидатов к вам и вашему бренду, и расширит ваше профессиональное комьюнити. Важно, чтобы соискатель точно понимал, почему он не подошел.

3. Персонализируйте. Обращайтесь к адресату по имени и уделите внимание его сильным сторонам. Так он поймет, что вы действительно рассматривали его кандидатуру, отметили его хард-скилы, и, вероятно, вернетесь к нему, если найдется подходящая вакансия. Ввиду недостаточного количества IT-специалистов на рынке, вдвойне важно сохранять со всеми хорошие отношения – в условиях кризиса нетворкинг и бренд-комьюнити помогают бизнесу.

4. Кандидат на будущее. Если сегодня соискатель не подошел, возможно, его навыки вам еще пригодятся. Напишите, что будете иметь его в виду – это ни к чему не обязывает, а кандидату будет приятно.

5. Соблюдайте структуру письма. Мы стараемся придерживаться такого шаблона: сначалапоблагодарите за отклик; затем нужно подсветить сильные стороны кандидата; после этого конкретноопишите зоны роста и причины отказа. В конце пообещайте, что вернетесь, если вам подвернется подходящая для него вакансия.

6. Дайте обратную связь в любом случае. Если вы не успели это сделать своевременно, даже шаблонный ответ лучше, чем молчание. По статистике hh.ru, 63% соискателей отрицательно относятся к компаниям, которые не вернулись с ответом. Если чувствуете, что спрос на вакансию высокий и вы не справляетесь с персонализированной обратной связью для всех кандидатов можно при первой коммуникации это объяснить и предупредить, что свяжетесь с соискателем только в случае положительного ответа. Дайте свой контактный телефон, чтобы они сами могли с вами связаться. К слову, мы в GeekSource знаем об этом не понаслышке – в среднем, среди IT-специалистов 1 офер приходится на 130 кандидатов, и со всеми претендентами мы связываемся в обязательном порядке.

Найм сотрудников – это постоянная коммуникация, человеческий фактор и, в своем роде, удача. Пользуйтесь всеми доступными инструментами, чтобы расширять нетворкинг, растить комьюнити, а также сохранять хорошие отношения с кандидатами. Развитие вашего личного бренда полностью в ваших руках.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Станислав Артемьев

даже если деликатно подойти к вопросам отказа кандидату ,в любом случае осадок останется

Ответить
Развернуть ветку
GeekSource
Автор

К сожалению, этого не избежать. Но можно сделать это максимально по-человечески, а можно так, что приходится такие тексты писать :)

Ответить
Развернуть ветку
Lunar Kitten

По поводу - мы обязательно сохраним ваше резюме, что бы вернуться в будущем....
Да не нужно мне это. Вы мне отказали.

И обратная связь ваша, мне, если честно, тоже не очень нужна.

Ответить
Развернуть ветку
GeekSource
Автор

Но если работодатель не вернется с обратной связью, то вы и не узнаете, отказал он вам или просто там процессы затянулись, и вы не дождались ответа. Об этом и речь, что нужно кандидата держать в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей В
Если сегодня соискатель не подошел, возможно, его навыки вам еще > пригодятся. Напишите, что будете иметь его в виду – это ни к чему не > обязывает, а кандидату будет приятно.

Не уверен, что сидеть на скамейке запасных приятно когда идёт игра.

Если HRу не подошёл кандидат и его по хомячьей традиции занесли в базу данных резерва, то велика вероятность встретиться им ещё раз позже ? Предположу, что невелика, если это не сильная и крупная компания, в которую мечтает попасть всё активное население страны. Т.е. получается, что необязательно давать обратную связь и желание HR сделать это зависит от наличия времени, воспитания, уровня профессионализма и деловой этики. Поэтому в массе своей они и не дают фидбека, смысла особого нету.

Ответить
Развернуть ветку
GeekSource
Автор

Давать обратную связь всегда обязательно! Как минимум, для того, чтобы человек знал, почему ему отказали, и работал над своими точками роста. А еще для того, чтобы о компании не было слухов, что она не people first – в новой реальности это большой минус и повод для хороших специалистов к вам не приходить.

А резервы часто работают, особенно в IT-компаниях. Особенно сейчас, когда много специалистов уехало

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Главное, не попадай в базу Сбера... :) Меня 3-4 раза собеседовали )))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Nesterenko

Пункты 1, 2, 6 это вообще заповеди для HR, вот только жаль что мало кто о них знает. Был как то у меня такой опыт, устраивался в компанию в которую очень давно и сильно хотел попасть. Прошел собеседование с HR, следующее собеседование с директором и еще 2мя сотрудниками. И… и всё. Так как последнее собеседование было он-лайн то после окончания все отключились и пропали. Я ждал неделю полная тишина, hr на мои письма и звонки не отвечал. Я подумал что все плохо и согласился на работу в другой компании. И вот прошла неделя я поехал на новое место работы привез все документы, меня оформили первый рабочий день и тут звонит HR и говорит вы нам подходите мы готовы сделать вам предложение. Спасибо, не надо. Вы 8 дней молчали и полностью игнорили меня.

Ответить
Развернуть ветку
8D Music in the heart

Они проверяли преданность их компании))) Сможете ли вы отказаться от оферов других компаний, ради них.

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж
рынок IT очень конкурентный и за каждого сотрудника идет постоянная борьба

В 2023 уже не актуально. Пол линкедина "самой востребованной профессии" сейчас ищет работу.

Ответить
Развернуть ветку
GeekSource
Автор

По нашей статистике, специалисты с хорошим портфолио все еще очень востребованы. Возможно, вы говорите о джунах – с ними все немного иначе, действительно. Компании не готовы брать джунов и растить, сейчас брендам нужно импортозамещать все, что ушло, и активно выкатывать новые рабочие продукты, для этого нужны мидлы и синьоры.

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Человека, уволившего после 5 лет работы гугле язык джуном назвать не поворачивается.

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

Как обратная связь от соискателя с аналитическими навыками : все ваши принципы бутерброда (поблагодарить, написать крутые качества, отказать, еще раз поблагодарить) - не работают. Важна обратная связь по существу: конкретная причина отказа , что не подошло. Все остальное - мозг просто пропускает

Ответить
Развернуть ветку
GeekSource
Автор

Вы правы, но наш совет не отменяет ОС по существу – ее можно дать в более вежливой форме и, благодаря этому, остаться с кандидатом в хороших отношениях. Это важно для HR-бренда компании.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда