Как любовь к путешествиям превратилась в стартап (на миллион)

Начало

Однажды снежным зимним вечером я сидела дома и планировала поездку в Париж. В мой любимый город, который я так хорошо знаю и который очень люблю показывать другим людям. Я так много раз была в Париже, что у меня уже появились собственные маршруты. Причем эти маршруты совершенно разные и каждый из них может закрыть определенные потребности. Я точно знаю, куда нужно идти и что посмотреть, если ты приехал всего на один день. И где стоит зависнуть, если в запасе у тебя есть неделя. Тоже самое с бюджетом. В моем послужном списке уже сформировались как бюджетные маршруты с классным, но не дорогим стрит фудом и аутентичными местами Парижа. Так и дорогие маршруты с роскошными ресторанами и лучшими локациями в городе.

На самом деле, изучение новых мест, в моем понимании, выходит далеко за рамки стандартных и тех, к которым массово всегда пытаются приучить. Ведь когда ты приезжаешь в Париж, не обязательно смотреть только на Эйфелеву башню и Лувр, можно посмотреть кладбища. Вы же знаете, что прогулки по кладбищам в Париже это отдельный вид эстетического удовольствия?

Зачем тащиться в толпу к туристам по всем основным “точкам”, отложенных у нас в голове еще со времен школьных учебников или фильмов? Можно же пройти маршрутом любимых художников! Ван Гог, Моне, Мане, вариаций — миллион.

И каждый раз, когда я думала обо всем этом, в моей голове возникала одна и та же мысль. Как же бы было здорово просто выбрать то, что хочешь смотреть именно ты и найти при этом себе гида, влюбленного в Париж, чтобы насладиться городом вместе с ним, узнавая много нового и интересного.

Но вот незадача. Все, что я видела на рынке приложений и экскурсионного сервиса — это пустое следование простым маршрутам для обывателей. Башня-Нотр Дам-Лувр.

Отступать от маршрута — нельзя. Все строго по расписанию и по за(м) ученному маршруту. Конечно, можно заморочиться и попробовать найти персонального гида в запрещенной соцсети руками. Но это супер неудобно. Поиск по хештегам, сто тыщ просмотренных страниц и тд и тп.

А вот найти гидов сразу всех в одном месте, с удобным поиском по странам и городам, без привязки к программе — такого нет!

Как любовь к путешествиям превратилась в стартап (на миллион)

Идея на миллион

Так и родилась идея создать приложение! Мы собрались нашей командой единомышленников, все посчитали, прикинули планы по реализации и пришли к выводу, что должен получиться отличный продукт с душой. К счастью, мы не новички. До этого у нас был опыт создания продуктов, но в сфере Fintech. Поэтому нам нужно было немного сместить свой фокус и приступать к работе.

Дальше начался сложный период аналитики и планирования. Мы выясняли все. В какие страны больше всего едут? Из каких стран чаще всего туда прилетают? Кто едет? На каких языках они говорят? Было много аналитических данных, которые нужно было структурировать для более ясного понимания ситуации.

По нашим подсчетам, в мире сейчас порядка 700 тысяч гидов! А потенциальных туристов — миллиарды! Аналитика показала отличную картину: 1 гид будет проводить в среднем 5 экскурсий в неделю (один 2, другой 10). На одну экскурсию — в среднем, откликается 3 гида. Привлекай как можно больше гидов и туристов — и вот ты уже миллионер!

Цель: Сделать продукт простым и понятным

Для MVP мы сразу определили, что у нас будет мобильное приложение для туристов. А для гидов на старте будет веб кабинет. Таким образом, разработка шла в параллель и мы смогли сэкономить много времени и ресурсов.

Макеты также решили делать параллельно. Конечно, сразу стало понятно, что на наши простые схемы из ТЗ накладывается много дополнительной логики. Но спасибо бэкграунду из финтеха и опыту. Ошибок новичков нам удалось избежать, но, естественно, не обошлось без своих собственных.

Ну и по классике жанра, мы, конечно же, дискутировали на тему регистрации и методов логина. Нужен ли double opt-in? Что лучше: рега по sms или email?

Нужен ли пароль? В итоге, для MVP и максимальной конверсии мы остановились на регистрации по sms и без пароля. Способ, конечно, достаточно дорогой, но для нас очень важна простота и эффективность. Нам хотелось, чтобы вход и знакомство с приложением бы легким и быстрым.

Для разработки мы взяли мобильного разработчика на реакте (для MVP этого вполне достаточно). Для веба и бэка с CRM — команду разработки на аутсорс. Ну и куда же без UX/UI-дизайнера? Мы нашли очень опытного и классного (лучшего!).

Нам был важен: отличный и понятный UX, нормальная производительность, набор функционала для выполнения главных функций приложения. Основной мэсэдж: турист должен найти гида.

Как любовь к путешествиям превратилась в стартап (на миллион)

При чем тут велосипед?

Почти в каждой книге про стартап упоминают так называемое правило велосипеда. Оно вполне простое и логичное. А интерпретируют его по разному, хотя суть остается одной. Основной функцией велосипеда является доставлять человека из пункта А в пункт Б. Велосипед должен ехать вперед. Все. Точка. Казалось бы все просто, но на самом деле, в разработке, как и в жизни, часто что-то идет не так. Поэтому на помощь приходит очень классная практика: не забывать то, без чего велосипед ехать НЕ может и без чего точно сможет. Он точно не сможет нормально двигаться без колес, педалей, цепи или руля. Гипотетически, конечно, он сможет ковылять кое-как по дороге (до первой кочки) без педали или на одном колесе. Но это так себе вариант. Правда? Не многие бы хотели прокатиться на таком велосипеде. Но зато велосипед отлично справится со своей функцией и прекрасно сможет поехать без звонка, багажника или переключателя скоростей.

Так и в стартапе!

Человек всему голова

Перейдем к одной из важных частей. Хороший стартап начинается с людей! Они горят идеей, они хотят делать лучше, круче, быстрее и дешевле. Они видят себя завоевателями мира (ну ладно, ладно, не мира, а рынка). Но суть в том, что стартап это всегда про веру, про вдохновение, про стремления. И это очень ценно.

Часто стартапы делают разработчики. А еще чаще — бизнесмены. Их кидает из стороны в сторону, из крайности в крайность, а сделать хороший и прибыльный продукт сложно. Про маркетинг разрабы и бизнесмены тоже частенько забывают. Но тут мы не будем все камни кидать в их огород, потому что если стартап создает маркетолог, то он, в свою очередь, часто забывает о технической составляющей. И получается палка о двух концах.

Всегда, кем бы вы ни были и что-бы не начинали, ищите продукт менеджера для приоритезации фич. Человека, который будет регулировать все процессы, решительно и жестко обрезать ненужное (у нас же MVP) и не давать никому выкинуть нужное (чтоб велосипед ехал). Он должен очень хорошо понимать идею и цель проекта, возможности для монетизации и строго фильтровать всю информацию! Я, без преувеличений, могу сказать, что в период активной работы ежедневно я произносила одну и ту же фразу: “У нас не поиск экскурсий, ребята, у нас поиск гидов. ГИДОВ!”

И дизайнер, и разработчики, и все кому не лень постоянно пытались подкинуть нам крутых идей для проекта. И это круто! Мы записывали каждую из них. Что-то даже сразу брали в работу, потому что идея была стоящей и важной. Но если бы мы делали ВСЕ (даже самое крутое и интересное) , мы бы разрабатывали наш продукт вечность. А так мы разрабатывали его пол вечности хотя бы. Мой посыл в том, что в MVP мы вкладываем только самое основное, важное. То, без чего не поедет наш велосипед. А все остальное — это доработки и можно отложить на потом.

Разработка и выбор сервисов

Вот мы и пришли к самому интересному, но самому сложному процессу. Оказалось, что на практике все не так как в теории. Что не удивительно. Сначала кажется, что тебе не нужно ничего подключать, а в итоге оказывается, что нужно буквально все. Google, Facebook, сервера (у нас Amazon), письма, смс, оплата. А сторы! Сторы для приложений это вообще отдельная история.

Собрать эти кусочки пазла в одну работающую картинку было самым сложным. Вызов был принят, а все усилия и страдания окупились. Да, пришлось вникать во многие неизвестные моменты, лезть в дебри и углубляться в неведомое, но когда перед тобой стоит цель, трудности процесса отходят на второй план.

Параллельно с разработкой мы дорисовали еще 30% макетов, убрали 10% функционала и просрочили все планируемые сроки запуска на 2 месяца. За тот период было написано сотня писем различным сервисам. Мы успели разочароваться и обратно очароваться во всем. И вот, наконец-то, настал тот самый день Х.

Запуск

У нас был запланирован запуск на конкретную дату. По нашему плану, мы должны были начать привлекать гидов (базу мы подготовили и обработали заранее), а через неделю начать привлекать туристов (органически: соц. сети, сайты и форумы).

Но, как говорится, самый непредсказуемый хаос рождается в плановом порядке. На второй день после запуска выяснилось, что у нас не работают смс. Просто не приходят и все. Точнее приходят, но только в тех странах, в которых мы их тестировали. А в других — нет.

Мы справились с смс. Ура! Но нет. Потом отказали заказы и нам пришлось выкатывать новые версии в сторы. Уверена, это всем знакомые ситуации, где главное не опускать руки, а хладнокровно делать свое дело. И вот запуск наконец-то состоялся! Невероятные чувства. Просто восторг. Словно родился ребенок и теперь его нужно представить всему миру. Показать какой он у нас особенный.

Find Guide. Один продукт. Много пользы

Что за продукт мы в итоге запустили? Конечно, мне хочется сказать, что это самый лучший продукт, каких свет не видел. Потому что на моих глазах идея воплощалась в жизнь! Мы это сделали и у нас круто получилось! Это классный продукт, который закрывает потребности сразу двух категорий людей: туристов и гидов. Такой своеобразный “Профи ру” для гидов!

Что мы предлагаем туристам? Крутых, вовлеченных, интересных, дружелюбных и открытых персональных гидов по всему миру. И мы говорим не про тех гидов, что поведут тебя вместе с толпой по всем злачным заезженным местам и будут читать по брошюре все даты и имена. А про тех, кто поведет тебя по тем местам, которые помогут тебе узнать город, страну, историю, культуру. При этом ты всегда сможешь регулировать маршрут и обговаривать его как на берегу (до поездки), так и во время самого путешествия. Ты сможешь выбрать гида по своим предпочтениям, отсортировав список. Например: с машиной или без, кто говорит сразу на нескольких языках или на одном, кто проводит экскурсии для туристов с детьми и без. Ты можешь не только оценить анкеты гидов, но и пообщаться с ними прямо в приложении. Если ты почувствуешь, что человек “не твой”, то сможешь продолжить поиски. А если у вас полный match — выбрать счастливчика и ждать своей поездки еще с большим нетерпением.

Хочешь посмотреть Дубаи ночью и гида на русском? Хочешь в Стамбул и гида с машиной? Создавай заказ, выбирай своего человека и вперед на самую крутую экскурсию в твоей жизни. Вот, что мы обещаем туристам и пользователям нашего приложения.

Скачать приложение туристам можно тут: https://find. guide/

Что мы предлагаем гидам? Огромную аудиторию путешественников — потенциальных заинтересованных клиентов. Вот они, в одном месте. Огромная целевая аудитория и удобный инструмент коммуникации. Ты можешь продавать себя сам, делая свой аккаунт привлекательным. Можешь сразу давать клиентам понимание о том, какой именно ты гид и чем ты сможешь их удивить. Мы даем отличный рабочий инструмент, которым ты можешь пользоваться и получать чистую прибыль от своей работы. Возможность регулировать свою нагрузку и полностью контролировать процесс.

Гидам регистрироваться тут: https://for. find. guide/

Про монетизацию

В завершении всей истории, наверняка возникнет вопрос о том, как мы, создатели и владельцы этого продукта, смогли его монетизировать? Ответ довольно простой: мы берем комиссию с гидов за совершенные с туристами сделки. А еще мы получаем массу положительных сообщений и крутых эмоций от наших пользователей, чего еще можно желать?

Как любовь к путешествиям превратилась в стартап (на миллион)
66
2 комментария

Уберизация гидов? Без лицензий? Смелый ход. Монетизация в чём?

Ответить

Крутой логотип

Ответить