Топовые Hard Skills Маркетолога в 2022 году
В эпоху диджитализации профессия маркетолога переживает глобальные изменения. На первый план выходят знания и умения, помогающие бизнесу успешно продавать свой продукт в онлайн-сегменте. Чтобы соответствовать требованиям рынка труда и успешно развиваться в карьере, маркетологу нужно регулярно актуализировать свои профессиональные скиллы. А мы поможем разобраться с тем, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Hard Skills – «жёсткие навыки». Этот термин используется для обозначения профессиональных, технических компетенций специалиста. В противовес им существует понятия «soft skills» — «мягкие» или «гибкие» компетенции», это общие социально-психологические качества, которые могут быть свойственны человеку вне зависимости от его профессии. Например, эмоциональный интеллект, коммуникабельность, лидерство.
ТОП 10 Hard Skills
В своей статье мы отталкиваемся от статистических данных Linkedin – крупнейшей международной социальной сети для поиска работы. Эксперты проанализировали рынок вакансий и определили 10 самых востребованных hard skills для маркетологов.
1. Digital Marketing
Цифровой маркетинг – это общее понятие, охватывающее все маркетинговые коммуникации, которые происходят по цифровым каналам. Не стоит путать его с интернет-маркетингом, ведь он охватывает более широкие возможности. Так, даже обычный печатный баннер может стать инструментом диджитал маркетинга, если на нём будет размещён QR-код со ссылкой на ваш продукт.
В 2022 году маркетолог непременно должен разбираться в Digital Marketing, поскольку с каждым годом человечество проводит все больше времени в цифровой среде. Это особенно актуально, если целевой аудиторией вашего продукта являются молодые люди, подростки, дети.
2. Social Media Marketing
Навыки продвижения в социальных сетях – еще один бесспорный must have для современного маркетолога. Чтобы осознать важность этого канала коммуникации, достаточно взглянуть на статистику. По данным за начало 2022 года социальные сети использовало 58,4% всего населения земного шара. В среднем, люди проводят на таких площадках около 2,5 часов в сутки. Общая аудитория социальных сетей уже перевалила за 4,5 миллиарда пользователей и только за последний год к ней присоединилось более 400 миллионов новых.
Сегодня в социальных сетях представлен бизнес любого формата: от международных корпораций до маленьких локальных брендов. И этот канал коммуникации определенно не стоит упускать из виду амбициозным специалистам по маркетингу.
Чтобы преуспеть в SMM, специалист должен разбираться в трендах разных социальных сетей, понимать аудиторию каждой платформы и специфику создания контента для разных целевых групп. Но и это далеко не всё. SMM предполагает также создание комплексной стратегии развития бизнеса в соцсетях, анализ рынка и конкурентов, понимание принципов таргетинга и настройки таргетированной рекламы, внедрение системы KPI (метрик эффективности) , аналитика и оптимизация рекламных кампаний, работа с бюджетом, позиционирование бренда, PR.
Для привлечения клиентов во Вконтакте, Одноклассниках, Instagram или TikTok, специалист должен знать и уметь много того, чему не обучают в Вузе. Повысить свои компетенции в этих аспектах можно на онлайн-курсах или в рамках саморазвития.
3. SEO – Search Engine Optimization
Оптимизация под поисковые запросы – еще один важнейший компонент интернет и диджитал маркетинга, а потому опытный маркетолог должен разбираться в этой нише. SEO повышает ранжирование сайта в поисковых системах, помогает привлекать больше бесплатного органического трафика, который может превращаться в лиды. Обычно SEO в Google и Яндекс занимаются профильные специалисты, но маркетолог в любом случае должен иметь базу знаний в этой теме, чтобы грамотно выстраивать с ними взаимодействие, оценивать компетентность и контролировать эффективность их работы.
Это значит, что маркетолог должен разобраться с метриками: понять, что такое CTR и CPA, ROI и CPO. Затем – научиться отслеживать эти метрики при помощи специализированных аналитических сервисов (Google Analytics, Яндекс. Метрика) , аналитики в рекламных аккаунтах, CRM, сквозной аналитики.
Чтобы решать задачи клиентов, важно мониторить тренды интернет-маркетинга, изучать актуальные кейсы по повышению конверсии и увеличению количества кликов на сайте, понимать, чем сайт-визитка отличается от лендингов, и каким должен быть функционал интернет-магазина. Главная задача маркетинга в контексте SEO – это искать оптимальные пути для получения органического трафика, анализировать и оптимизировать работу подрядчиков, выбирать правильные бюджетные стратегии, при которых бизнес сможет зарабатывать больше при минимальных затратах.
4. Marketing Strategy
Развитие бизнеса практически в любой нише сегодня происходит в конкурентной среде и сопряжено с большими рисками. В такой ситуации работодатели маркетологов стараются всеми силами избежать ошибок в своем продвижении, а потому им интересен комплексный стратегический подход, долгосрочное планирование маркетинговых кампаний.
Компетенция Marketing Strategy как раз предполагает умение объединять ключевые источники и каналы трафика (социальные сети, контекстная рекламу, маркетплейсы, SEO, реклама в СМИ) в единую систему. Хороший маркетолог в 2022 году умеет думать стратегически, знает, как наиболее рационально использовать бюджет, чтобы добиться повышения продаж, умеет ставить четкие цели и определять реальные сроки их достижения.
Опыт реализации успешных маркетинговых стратегий усилит ваше портфолио и резюме, станет важным фактором для трудоустройства.
5. Adobe Photoshop
Еще 5 лет назад навыки работы в графических редакторах вовсе не числились в перечне требований к соискателю, а сегодня – это один из самых запрашиваемых скиллов по опросам работодателей. Важно понимать, что от маркетолога не требуется умение создавать профессиональные дизайнерские креативы, вполне достаточно – изучить инструментарий Фотошопа, понять принципы его работы. Это поможет вам найти общий язык с дизайнерами в штате и общаться с ними на одном языке.
6. Email Marketing
Рассылки писем на электронную почту потребителей остаются одним из ключевых каналов коммуникации для многих сфер бизнеса. Маркетолог должен понимать, подойдет ли этот канал для его конкретного клиента, и какие задачи можно решать при помощи рассылок: анонс офлайн мероприятий, ознакомление с полезными постами в блоге, уведомление об акциях и скидках.
Даже если вы не будете непосредственно заниматься настройкой и созданием рассылки, вы должны четко понимать, как внедрить ее в воронку продаж, как с ее помощью повысить лояльность клиентов и заработать реальные деньги для компании.
7. Content Marketing
Контент маркетинг занимает важное место в современной коммуникации между пользователями и брендами. Текстовые, фото- и видеоматериалы должны обязательно вызывать эмоциональный отклик, а не просто рассказывать о товарах или услугах. В небольших компаниях маркетолог иногда берет на себя обязанности по копирайтингу или созданию визуального контента: придумывает слоганы, тексты для постов или пресс-релизов, делает фотоотчеты. Хотя зачастую эти задачи возлагаются на профессиональных контент-мейкеров. В любом случае, специалист по маркетингу должен понять, как именно нужно общаться со своей целевой аудиторией при помощи контента: разработать каноны визуального стиля и tone of voice бренда, поставить понятные технические задания для создателей контента.
8. Advertising
Грамотная настройка контекстной и таргетированной рекламы с оплатой за клик – это один из самых быстрых способов, помогающих привлекать новых покупателей и продвигать бизнес. Маркетолог должен либо сам уметь настраивать такую онлайн рекламу, либо уметь четко ставить задачу подрядчику, чтобы вся стратегия продвижения сработала. А это значит, что вам нужно разобраться с принципами и особенностями PPC.
Эти знания помогут грамотно тестировать рекламные гипотезы и выбирать самые эффективные объявления, правильно работать с бюджетом и ценообразованием, рассчитывать коэффициент конверсий, тратить на рекламу значительно меньше, нежели ваша компания зарабатывает.
9. Google Analytics
Мы уже упоминали о сервисах веб-аналитики в контексте SEO, но рекомендуем уделить им особое внимание и изучить подробнее, поскольку данные этих сервисов станут вашими верными помощниками в понимании своей аудитории. Вы сможете узнать пол, возраст, географию и многие другие характеристики своих покупателей, будете принимать решения, работая с конкретными цифрами, а не предположениями, сможете понять, от чего зависит спрос на определенные товары или услуги.
Хороший маркетолог в 2022 анализирует данные, а не предполагает!
10. Corporate Communications
Хотя этот навык и числится среди «хард скиллс», фактически он больше подходит к категории «софт скиллс». Умение эффективно выстраивать коммуникацию в команде связано с личными качествами человека, но эти качества также можно развивать. Вы можете пройти специализированные курсы по развитию деловых коммуникативных навыков, оформлению презентаций, ведению переписок. Это поможет научиться более четко доносить свои мысли до коллег, заказчиков, руководства и, как результат, обеспечит более быстрое карьерное продвижение от младшего специалиста к руководящей должности.
Как развивать профессиональные навыки в маркетинге
1. Мониторить запросы рынка
Статистика Linkedin, опубликованная нами в начале статьи, показывает, что профессия маркетолога быстро развивается и требования работодателей меняются в течение нескольких лет. Если вы хотите изучить эту специальность с нуля или актуализировать свои знания, сначала нужно понять, что чаще всего запрашивают работодатели на желаемой для вас позиции стажёра / новичка / опытного маркетолога. Посмотрите какие специализации в маркетинге сейчас наиболее востребованы в вашем городе, и лишь после этого приступайте к повышению квалификации или обучению. Всю эту информацию вы сможете найти на HH. ru или аналогичных ресурсах по поиску работы.
2. Обучение на курсах
Образовательные программы вузов не успевают за быстроменяющимися трендами современного маркетинга, поэтому на первый план выходят онлайн-курсы для новичков и курсы повышения квалификации для практикующих маркетологов. Вы точно найдете их в топовых онлайн-университетах: Яндекс. Практикум, Нетология, Geekbrains и других. Преподают на таких программах практикующие специалисты из ведущих компаний, которые интересно преподносят материал, делятся опытом и лайфхаками на вебинарах, готовят к реалиям индустрии. Среди важных плюсов таких курсов стоит отметить наличие программы трудоустройства и подготовки к собеседованию. Нередко выпускники даже попадают на стажировки в партнерские компании.
3. Применяйте знания на практике
Многие люди совершают одну ошибку – в надежде выйти на требования работодателей в желанной вакансии изучают одну новую тему за другой, не получая практического опыта. В итоге имеют смутные теоретические знания и все-равно не могут впечатлить работодателя. Лучше действовать постепенно и стараться каждый новый навык применить в своей работе сразу, получить свой собственный опыт его применения. Это будет проще для вас, и более показательно для вашего потенциального клиента.
Полезные Soft Skills
1. Коммуникабельность
Развитые коммуникативные навыки помогают наладить отношение с вашими клиентами, сотрудниками команды, подрядчиками. В целом, невозможно себе представить такого специалиста по маркетинговым коммуникациям, который бы не владел искусством эффективно коммуницировать в обычной жизни. Сюда же стоит отнести такие качества как эмоциональный интеллект и эмпатия. В общем и целом – если вы не можете понять проблемы и желания других людей и не умеете с ними общаться, вряд ли вы сможете продавать им товары.
2. Гибкость
Маркетинг – это динамичная, стремительно меняющаяся индустрия, которая регулярно сталкивается с новыми вызовами. В такой профессии очень тяжело преуспеть традиционалистам, не желающим подстраиваться под новые условия. Маркетолог должен адаптироваться под новые тренды в информационном пространстве, под требования нового заказчика и специфику ниш, да и глобально – к внедрению новых каналов коммуникации. Если еще 10 лет назад сановными каналами продвижения было телевидение, печатные издания, офлайн-мероприятия, то сегодня – это интернет и социальные сети
Еще один аспект гибкости – это формат работы. Профессия маркетолога сегодня активно развивается на фрилансе. И если вы посмотрите, сколько зарабатывают специалисты на международном рынке, наверняка не захотите больше ограничивать себя рамками карьеры в локальном агентстве.
3. Креативность, нестандартное мышление
Продвижение бренда в высококонкурентной среде – это дело, которое не терпит банальных подходов. В противном случае ваш продукт легко затеряется в череде однотипных. Хороший маркетолог умеет мыслить нестандартно, придумывать оригинальные решения, стратегии, подходы к коммуникации с аудиторией.
Для успеха в этой сфере важно развивать свой кругозор, эрудированность, изучать историю, культуру, искусство. Действительно крутой специалист всегда ищет новые идеи и источники вдохновения.
4. Лидерские качества
Если у вас большие амбиции и вы видите себя в международной компании, очень важно уделять развитие лидерским качествам. Над большими проектами работают не менее большие команды маркетинга с четким распределением обязанностей: SMM менеджеры, копирайтеры, фотографы, аналитики, SEO и PPC специалисты. Чтобы взаимодействие в команде было продуктивным, маркетолог, отвечающий за реализацию общей стратегии, должен быть хорошим лидером. Такой человек налаживает коммуникацию в коллективе, грамотно делегирует полномочия, мотивирует своих сотрудником.
5. Управленческие качества
Успешный маркетолог – это также отличный менеджер. Он может эффективно работать в режиме многозадачности, управлять сразу несколькими проектами, отвечая за координацию участников команды, бюджетирование, взаимодействие разных каналов коммуникации.
Обзор зарплат в сфере маркетинга дает четкое понимание, что специалисты со знаниями в Digital Marketing и другими компетенциями из этой статьи имеют огромные преимущества в уровне дохода и гораздо более востребованы на рынке труда. Чтобы не остаться за бортом профессии, необходимо уже сегодня начинать осваивать новые инструменты.