{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Гений вне времени

Иеронима Босха принято считать крупнейшим мастером периода Северного Возрождения и одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Из творчества художника сохранилось около двух десятка картин и дюжина рисунков.

Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.

Босх был посвящён в члены Братства Богоматери, поэтому он несомненно был знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок и притч. Иероним Босх был образованным человеком для своего времени.

Как утверждают многие исследования, Иероним Босх родился около 1450 года в городе Хертогенбосе в большой семье потомственных художников. Иероним с детства был окружен художественной средой. Например, мать Иеронима происходила из семьи резчика по дереву, а отец Антонис ван Акен и брат Гооссен, который унаследовал отцовскую мастерскую, занимались живописью, также как дед Босха Ян ван Акен и его брат. Таким образом, можно предположить, что семья Босха, со своими художественно-ремесленным традициям, оказала огромное влияние на исключительное представление мира художника и способствовало дальнейшему развитию его творчества.

Фрагменты картин Босха 

Техника и индивидуальный стиль Иеронима Босха,в первую очередь, являются отображением собственного видения мира художника. Иероним Босх никогда не стремится изображать мир в соответствии требованиям реальности. Мир Босха полон тайн и загадок. Его техника совершенно отличается от старых мастеров, а его стиль не повторяется с традициями тех или иных школ того времени.

Таким образом, Босх предстает перед своим зрителем неким новатором. Он первым нарушил традиции старых мастеров, которые были установлены в начале XV столетия Робером Кампеном и Яном ван Эйком. Картины Босха взывают к интеллектуальному размышлению, и помогают зрителю составить собственное и независимое мнение о человечестве и об окружающей их реальности.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. В связи с этим, многие исследователи выстраивают хронологию его творчества на основание стилистического метода. Поэтому к раннему периоду его деятельности (к середине 1470-х годов), предположительно, можно отнести картины, носившие сатирический характер. Созданные в 1475-1480 годах картины («Поклонение Волхвов», «Ессе Homo», «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости»), отображают ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Несмотря на совершенные стилистические открытия, перечисленные полотна отличаются пока своей скованностью движения, угловатыми складками драпировок и неуверенностью живописной манерой.

Зрелый период творческой деятельности Босха продолжался приблизительно с 1480 по 1500 годы. За это время он достиг небывалого пика в своих фантазиях и высочайшего уровня своего мастерства. Он пишет в основном монументальные алтарные триптихи: «Страшный Суд», «Воз сена», «Искушение св. Антония» и «Сад земных наслаждений».

Именно тогда Босх выразил в своих работах вселенское видение мира, высвобождая свой стиль от последних элементов старой традиции. Художник придал еще большую торжественность живописному решению, заимствуя в алтарных композициях классический сюжет, большой формат и величественные большие фигуры.

Босх в своих многофигурных композициях смог воссоединить средневековую фантастику, рожденные безграничным воображением карикатурные демонические образы, с нестандартными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Также можно отметить, что он достиг необычайной передачи поэзии своей загадочной природы.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе и к теме одиночества: «Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Искушение Святого Антония», «Несение креста», «Святой Иероним во время молитвы», «Иоанн Креститель» и «Блудный сын». В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобные, равнодушные, жестокие и завистливые люди.

Например, в картине «Блудный сын», благодаря серому цвету дождливого неба и унылого пейзажа песчаных холмов, Босх необычайно точно передает настроение беспросветного и печаль земного существования. Именно в этой работе художник выразил все свое духовное отношение к человеческой жизни, поставив главного героя перед вечным человеческим выбором между добродетелью и развратом.

Последнее произведение Босха — «Христос, несущий крест». Художник решил изобразить его с закрытыми глазами, тем самым сказав, что Христос не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла.

Иероним Босх скончался в 1516 году и был похоронен в своем родном городе Хертогенбосе. Спустя полвека после смерти Босха с такими же раздумьями над судьбами человечества придет в искусство его не менее выдающийся соотечественник, — Питер Брейгель Старший, чтобы продолжить творческий поиск, начатый великим предшественником.

Также творчество Босха способствовало появлению таких гениев, как Рубенс и Рембрандт, которые также пытались постичь внутренний мир человека, раскрыть тайну его души и найти истоки внутренней жизни, скрытые в глубинах бессознательного.

Босха поистине можно признать непревзойденным изобретателем новых образов, замечательным колористом и рисовальщиком. Он был большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности.

Одна из главных заслуг Босха заключается в том, что он смог возвысить повседневный мир до уровня высокого искусства и открыл в нем непревзойденную красоту, хотя и обреченную на умирание.

0
1 комментарий
Отдел Рекламы

Очень неоднозначный мастер. Но крутой, зараза!)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда