{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать дизайн мобильного приложения? Чек-лист для дизайнера

Часто во время проектирования мобильного приложения уходят из фокуса «неявные» состояния интерфейса. Это экраны загрузки, ошибок, экраны с отсутствующими данными и тому подобное. Дизайнеры Mintrocket составили чек-лист из 17 пунктов, позволяющий проверить макеты и ничего не упустить. Он универсален и подходит для приложений любой тематики.

1. Поведение при загрузке контента

Контент в приложении (список новостей, контакты, сообщения и любые другие нестатичные данные) загружается не сразу, а с небольшой задержкой. Для того, чтобы сообщить пользователю о том, что контент загружается, а система отвечает, можно использовать простой лоадер в виде спинера или прогресс-бара поверх экрана или анимированный каркасный экран (скелетон, шиммер).

Пример экранов с отрисованными состояниями подгрузки данных в приложении HR Key

Чтобы разработчику было понятно, каким образом отображать процесс загрузки, необходимо дополнительно описать анимацию шиммера: мерцание, движение слева направо, по диагонали или другой вариант.

2. Экраны-заглушки при отсутствии данных (плейсхолдеры)

В мобильном приложении возможны интерфейсы с отсутствующими данными двух типов: когда произошла какая-то ошибка (например, пропало соединение с интернетом, завис сервер и пр.) и когда контент зависит от действий или запроса пользователя (в разделе «Избранное», «Корзина», «Поиск» и пр.)

Примеры экранов с ошибками системы

Ниже приведены примеры экранов с ошибками: пропало соединение с интернетом, не удалось загрузить данные, включен авиарежим.

Важно правильно сформулировать проблему и дать пользователю подсказку или призыв к действию, а не просто поставить перед фактом ошибки. Обычно такие заглушки помимо текста содержат в себе вспомогательную иллюстрацию/иконку, а также кнопку для перехода из окна ошибки к решению проблемы («Обновить», «Перейти в каталог», «Начать диалог» и др.).

Примеры экранов с ошибкой загрузки данных*

Примеры экранов с ситуациями, когда контент зависит от пользователя

Если контент на странице зависит от действий авторизованного пользователя, возможны следующие ситуации: пользователь еще ни разу не писал и не получал сообщений; ни разу не добавлял товар в избранное, не добавлял документы в соответствующий раздел и др.

Примеры экранов с отсутствующими данными, где контент зависит от авторизованного пользователя*

Если контент на странице зависит от действий других пользователей (не авторизованных в приложении), возможны следующие ситуации: нет разрешения на выполнение каких-то действий авторизованным пользователей, нет доступа к данным, нет назначений врача или ответа оператора и др.

Примеры экранов с отсутствующими данными, где контент зависит от других пользователей*

Отдельно можно выделить ситуацию, когда поиск по запросу пользователя не дал результатов. В этом случае прописывается сообщение «Ничего не найдено», здесь же может быть предложено перейти в каталог, сбросить фильтры или изменить запрос.

Примеры экранов с пустым результатом поиска*

*Изображения в разделе 2 взяты из этой статьи.

Примеры экранов с отсутствующими данными, заглушки разного вида 

3. Состояние интерфейса в момент отправки данных

Обязательно нужно показывать пользователю, что его действие выполняется, а система отвечает. Например, момент отправки комментария или сообщения должен сопровождаться лоадером, который обычно располагается непосредственно в кнопке «Отправить» (при этом поле ввода блокируется, а остальные функции остаются доступны для действий). Лоадер может также появляться поверх всего экрана, но лучше не блокировать экран полностью в этих случаях.

Пример экранов с отрисованными состояниями в момент отправки запроса справки и комментария

4. Поведение при рефреше / Обновление страницы

При обновлении страницы по свайпу вниз в верхней части экрана необходимо отобразить лоадер, символизирующий процесс рефреша данных. Обычно это системный лоадер, но он может быть и кастомизированным под дизайн приложения (например, в VK появляется эмодзи-котик вместо крутящегося спинера 😺). При отрисовке этого состояния, если лоадер кастомизированный, необходимо дополнительно описывать анимацию для разработчика.

Пример экранов с отрисованными состояниями в момент обновления страницы

5. Бесконечная прокрутка (пагинация)

Бесконечная прокруткая используется в длинных списках данных: перечне контактов, сообщений, в карточках каталога и пр.

Лоадер во время подгрузки данных при прокрутке

При скролле списка вниз происходит постепенная подгрузка данных. Чтобы информировать об этом пользователя, в нижней части списка нужно отобразить лоадер, демонстрирующий загрузку. Он также может быть дополнен текстом «Загрузка…».

Ошибка загрузки при прокрутке

В случае неуспешной загрузки данных нужно отобразить соответствующее сообщение «Ошибка загрузки» с кнопкой «Обновить». Может быть дополнено иллюстрацией/иконкой.

Пример экранов с отрисованным состоянием подгрузки данных

Подгрузка данных в длинных списках и поведение при рефреше страницы— достаточно неявные состояния, мы сталкивались с ситуациями, когда забывали о них и получали дополнительные вопросы от разработчиков, поэтому включили эти состояния экрана в наш чек-лист.

6. Предупреждение об отсутствии подключения к интернету

При проблемах с соединением с сетью в момент взаимодействия с приложением нужно оповестить о них пользователя. Предупреждение может отображаться в виде всплывающего баннера с текстом «Нет соединения с интернетом», появляющегося в момент отключения интернета или же в виде плейсхолдера с текстом ошибки и кнопкой «Обновить». Экран может быть дополнен подходящей иллюстрацией (см. п. 2).

Пример экранов с предупреждениями об отсутствии интернета

7. Поведение при скролле

Еще одно неявное состояние экрана, которое может вызывать вопросы разработчиков: как поведет себя контент при скролле? Обязательно показывайте такой экран в макетах, особенно если поведение не очевидно: уточняйте, какие элементы остаются фиксированными, а какие скроллятся; как двигается контент в горизонтальной карусели: карточки/изображения в ней пролистываются чётко по одной или возможно плавное пролистывание.

Пример экранов с проскролленным контентом (вертикальный и горизонтальный скролл)

8. Поля ввода данных при авторизации и регистрации

При отрисовке экранов авторизации пользователя в приложении необходимо учитывать все состояния:

  • Пустые поля ввода;
  • Успешно заполненные поля ввода;
  • Экран со скрытым паролем;
  • Экран с открытым паролем;
  • Заполненные поля с ошибкой «Неверно введен логин или пароль».

Важно: нельзя указывать на ошибку в конкретном поле «Логин» или «Пароль», так как это увеличивает риски взлома аккаунта. Зная, что именно введено неверно, легче методом подбора узнать логин/пароль.

  • Статичная или динамичная подсказка «Забыли пароль?» с указанием дальнейших действий.
Пример экранов с этапами авторизации

Если в приложении предусмотрен пин-код при входе, также необходимо отрисовать для этих экранов все состояния: пустое и заполненное поле ввода пин-кода, ввод с ошибкой, загрузка.

Пример экранов с этапами ввода пин-кода в приложении Metropolis

Аналогично должны быть отражены все состояния полей при регистрации пользователя в приложении:

  • Пустые поля ввода;
  • Успешно заполненные поля ввода;
  • Поля ввода, заполненные с ошибкой «Неверный формат», «Некорректные данные» и др.
  • Экран успеха или ошибки.
Пример экранов с этапами регистрации в приложении Metropolis

9. Splash-скрин и экраны приветствия после авторизации

Splash-скрин — первое, что видит пользователь, начиная взаимодействовать с приложением, поэтому важно не забывать об этом состоянии интерфейса.

После авторизации хорошо добавить персонализации в приложение: например, приветствовать пользователя по имени (формулировка будет зависеть от tone of voice приложения).

Примеры splash-screen и экрана приветствия после авторизации в приложении

Можно отрисовать 4 разных экрана на 4 времени суток.

Примеры экранов персонализированного приветствия после авторизации в приложении для учёта времени Tick Time

10. Заглушки для аватаров и фото

Если пользователь не установил аватар для своего аккаунта, необходимо отображать аватар по умолчанию. Это может быть иконка человека или персонализированный аватар с инициалами пользователя (ФИ/ИФ) или просто именем (И), если они известны.

Примеры заглушек аватаров

Возможна ситуация, когда у новости или в карточке товара отсутствует фото-превью. На этот случай также необходима универсальная заглушка.

Пример экранов с заглушками для аватара и превью новости

11. Текстовые поля

Состояния всех полей ввода также должны быть проиллюстрированы: пустое поле ввода с плейсхолдером-подсказкой, момент установки курсора, ввод текста.

Необходимо указывать в макетах ограничения количества символов на ввод в текстовых полях и выводить ошибку при превышении лимита символов.

Пример экранов с состояниями текстового поля

12. Выпадающие списки

Если в мобильном приложении предусмотеран выпадающие списки, необходимо отрисовывать их состояния в свернутом и развернутом виде, особенно если список не является системным.

Примеры экранов с выпадающими списками

13. Алерты / Диалоги

Содержимое диалоговых окон зависит от приложения, но обычно это такие ситуации, как:

  • Подтверждение действия пользователя, например, при удалении данных или при выходе из аккаунта с текстом «Вы действительно хотите удалить данные?» / «Вы действительно хотите выйти из аккаунта?»;
  • Диалог «Есть несохраненные данные» при попытке пользователя прекратить заполнение каких-то полей ввода;
  • Разрешение доступа к камере, микрофону, геопозиции;
  • Разрешение отправлять уведомления;
  • Ошибки разного типа и др.
Примеры диалоговых окон

Важно: «Опасное» действие (удалить, выйти и др.) не должно располагаться справа в диалоговом окне во избежание случайного нажатия.

Примеры диалоговых окон с деструктивным действием

14. Состояние с неидеальными данными

В идельном состоянии экран содержит контент с идеальными данными. Однако в реальности такое состояние не всегда возможно: текст в форме может быть слишком коротким, количество прикрепленных файлов — большим и т.д. Необходимо отобразить, как будут выглядеть на экране максимальный и минимальный набор данных: длинное и короткое название/имя пользователя/сумма, большое количество прикрепленных картинок/документов и малое и пр.

Примеры экранов с min и max значениями контента

15. Обрезка контента и текста

При создании дизайна практически всегда нужно учитывать динамичность контента, поэтому всегда показывайте, как нужно обрезать или скрывать данные. Например, можно обрезать текст многоточием, причем операционные системы могут обрезать их сами, нужно лишь отобразить на макете нужное количество символов или строк для разработчика.

Примеры элементов с обрезанным контентом

16. Разные размеры экранов

Если в дизайне используются сложные объекты, необходимо показывать их на экранах разных размеров, ведь количество устройств, с которых люди будут пользоваться вашим мобильным приложением, очень велико.

Желательно дополнительно (помимо стандартного) сделать один большой (iOS — 428x926 (iPhone 13 Pro Max), Android — 411x837) и один маленький экран (iOS — 320x568 (iPhone SE), Android — 320x569) экраны.

Пример главного экрана приложения для разных разрешений

Если на экране присутствуют только компоненты с заданными параметрами или понятно масштабируемые элементы, то дополнительные экраны рисовать не обязательно.

17. Онбординг

Онбординг используется в мобильном приложении для знакомства пользователя с функционалом при первом запуске приложения. Опционален (отрисовывается как отдельный раздел при необходимости).

Пример онбординга приложения для учёта времени Tick Time

Важно: Если онбординг имеет слайдер, изображение и текст на странице должны быть объединены, т.е. статический элемент слайдера не должен располагаться между изображением и текстом, а только снизу или сверху от них, иначе возникают сложности с анимацией при реализации (анимация смены слайда не синхронная).

Пример верного и неверного расположения слайдера в онбординге

Мы в Mintrocket сталкивались с ситуациями, когда при разработке приложения у команды возникали вопросы по состояниям интерфейса, поэтому составили для себя чек-лист дизайнера для проверки макетов. Он универсальный, подходит для приложений любой тематики и помогает нам экономить время и лучше понимать друг друга. Делимся с вами.

✅ Чек-лист дизайнера для проверки макетов

  1. Продуманы моменты загрузки контента (шиммеры / лоадеры);
  2. Отрисованы экраны-заглушки (плейсхолдеры) для ошибок, отсутствующих данных в разделах, неуспешных поисковых запросов;
  3. Отрисованы состояния элементов/экранов в момент отправки данных (сообщения, комментария), а состояния кнопок с лоадером добавлены в компоненты;
  4. Отрисовано поведение при рефреше данных и описана анимация для разработчика;
  5. Отрисовано поведение при бесконечной прокрутке (пагинация);
  6. Продумано поведение приложения при отсутствии интернета, отрисованы предупреждающие сообщения или баннеры;
  7. Отрисовано состояние при скролле для сложных экранов и неочевидного поведения;
  8. Отрисованы состояния полей ввода данных (логин, пароль, пин-код); элементы добавлены в компоненты;
  9. Отрисованы состояния всех текстовых полей ввода;
  10. Отрисован splash-screen и экраны приветствия пользователя после авторизации в приложении;
  11. Отрисованы заглушки для аватаров и различных превью/обложек без фото;
  12. Все выпадающие списки отрисованы в свернутом и развернутом виде;
  13. Продуманы и отрисованы все аллерты/диалоги;
  14. Отрисованы состояния экранов с неидеальным контентом — min и max текстовые значения, а также min и max наполнение фото и/или файлм;
  15. Отрисованы элементы (карточки, поля ввода) с обрезанным контентом, обрывающимся многоточием;
  16. Сложные экраны отрисованы в разных разрешениях больших и маленьких устройств;
  17. Опционально отрисованы экраны онбординга приложения.

Подписывайтесь на канал в Telegram, где мы рассказываем о полезных рабочих инструментах, интересных кейсах и даём полезные рекомендации.

Нужна консультация по разработке мобильного приложения или веб-сервиса? Пишите на почту [email protected] или в Telegram.

Ссылка на сайт: mintrocket.ru

Автор материала:

Ксения Клопова
Дизайнер Mintrocket
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда