{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как команда инициативных россиян сделала самое крупное медиа о роботах с аудиторией больше 1 млн. подписчиков

Давайте знакомиться. Я – Александр Байкин. Я закончил факультет «Робототехники и комплексной автоматизации» МГТУ им.Н.Э. Баумана в 2003 года. Тогда роботами в нашей стране не особо интересовались, намного перспективнее было работать в IT-сфере. Я так и поступил, начав свой 20-летний профессиональный путь с должности начинающего программиста, а позже вырос до ИТ директора. В 2017 году на фоне возросшего интереса к видеоинтервью, у меня появилась идея создать YouTube-канал. Основной контент должны были составлять интервью с IT- директорами и лидерами мнений. На тот момент я имел большой опыт в IT, но один из близких друзей предложил вернуться к истокам и сделать видеоблог про робототехнику. Я прислушался к совету и приступил к созданию видеороликов вместе со своим коллегой Андреем Букиным, который снимал и монтировал выпуски и продолжает это делать по сей день.

Сначала был проведён анализ каналов про современные технологии и научно-популярные каналы, у которых на тот момент было 500 000. или 1 000 000 подписчиков. «Тогда я думал, что за год мы точно 500 тысяч подписчиков наберём без каких-либо проблем, но реальность оказалась сложнее. Мы не знали, какой формат интересен зрителям на YouTube, как правильно писать сценарий к видео, как их продвигать и так далее. Первый год мы все делали своими силами и особенно не тратили средств на продвижение. Сил и времени уходило очень много, а результатов не было видно. После первого года у канала «PRORobotov» было всего 3 тыс. подписчиков. И поскольку желаемого результата не было, то в какой-то момент мы задумались о закрытии проекта.

«Да, хотелось бросить, но я собрался с мыслями и силами и решил продолжать дальше. Как потом оказалось - не зря!»

Александр Байкин

Мы учились. Брали множество консультаций, чтобы понимать как продвигать канал. За три года я потратил около 1 млн. руб. на развитие проекта. Следующим шагом стало набрать команду специалистов: сценариста, менеджера по каналу, маркетолога, который знал, каким образом продвигать канал с такой тематикой. Приятно осознавать, что с этими людьми мы до сих пор работаем. Это Татьяна Журавлева, которая успешно совмещает в себе должность сценариста и менеджера канала. Никита Малюгин, который является нашим маркетологом. Сейчас, спустя три года, мы пришли к своему формату. Делаем новостные выпуски, где рассказываем о новинках в робототехнике и технологиях будущего. А второй формат - тематический, где мы подробно рассказываем про отдельные разработки или компанию в данной сфере.

Так постепенно дела пошли в гору, и уже на второй год существования канала число его подписчиков выросло до 26,5 тыс., а в конце третьего года произошёл резкий скачок и у канала стало 85 тыс. подписчиков. Но операционную прибыль он начал приносить только на 4 год своего существования, после запуска англоязычной версии.

В начале 2020 года ко мне пришёл Денис Маш - мой знакомый и подписчик канала. Сам он выходец из СНГ, но уже долгое время живёт в Германии. Тоже специалист в робототехнике. Ему эта тема была интересна, и он предложил оказать содействие и запустить канал на немецком языке. К тому моменту у меня уже возникала мысль, что нужно выходить на международный уровень и делать этот канал на разных языках, а не только для русскоговорящей аудитории. Но проанализировав, я понял, что немецкий рынок достаточно маленький. Нужно запускаться на английском языке, потому что это максимальная аудитория на YouTube. Есть идея - нужно делать.

4 апреля 2020 года запустили английскую версию канала. К тому времени уже чётко сформировалось понимание, какие форматы интересны зрителям и какими методами продвигать канал. А ещё помогал популярный и быстрорастущий Instagram-аккаунт (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) с 100 тысячами подписчиков. Благодаря возникшему пониманию того, кто составляет целевую аудиторию и популярному аккаунту в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), команда достаточно быстро развила английский канал и за год набрали 100 тыс. подписчиков. Его аудитория росла быстрее, и даже уже опередила русскоязычный канал. На русском аккаунте сейчас 222 тыс. подписчиков,а на английском 257 тыс. подписчиков . После такого успеха появилось желание продолжать работу и запустить ещё один канал. Но, встал вопрос в выборе языка. Ни для кого не секрет, что первым по популярности является китайский, но в Китае YouTube заблокирован, поэтому выйти на этот рынок сложно. Я продолжал анализировать и понял, что после китайского и английского следом идёт испанский. 16 июня 2021 года был запущен канал на испанском языке. Сейчас на нём почти 30 тыс. подписчиков, и он показывает очень хорошую динамику. Здесь у нас преимущество, поскольку практически нет конкуренции. На английском канале сейчас конкуренция выросла по нашей тематике. Следующий был французский канал. Мы запустили его в феврале 2022 года. Как можно заметить, каждый год мы создаем канал на новом языке.

Карьерная траектория Алисы Конюховской

Алиса Конюховская

По результатам встречи договорились о стажировке. Агентство тогда создавало дорожную карту развития интернета вещей, Алиса в роли аналитика собирала информацию об этом рынке.На тот момент, в 2014 году, данная тема только набирала обороты. IT- компании делали первые шаги на рынок и предлагали облачные решения, которые были менее надежными и стабильными, но дешевле, чем решения по автоматизации зданий в luxury-сегменте.Результат работы Алисы в рамках стажировки понравился. Однако в агентстве не было вакансии на полставки, чтобы совмещать с учебой. Она продолжала быть на связи с агентством и участвовала в их мероприятиях. В рамках стажировки она также познакомилась с Виталием Недельским, который был тогда директором по развитию в «Фонде развития интернета вещей». Через некоторое время он ушел из фонда и основал Национальную Ассоциацию участников рынка робототехники, в которую позвал работать Алису аналитиком.

Я тогда училась на 4 курсе — дипломный год, и на факультете в институте нам внушали: «Забудьте о работе, думайте об учёбе и пишите диплом». Помимо этого, я вообще ничего не знала о робототехнике. Я решила рискнуть и проверить свои силы в новой области.

Алиса Конюховская

«Оказалось, что после текстов Иммануила Канта разобраться с отчетами международной федерации робототехники намного проще», – шутливо отвечает Алиса. Сначала она занимала должность аналитика: собирала информацию и делала отчёты. Штат был небольшим: Виталий Недельский был первым сотрудником и основателем ассоциации, а Алиса – вторым, поэтому приходилось решать широкий спектр задач. Через год усердной работы девушка стала заместителем («вице-президентом») ассоциации.

«Для меня это был большой шаг, мне было тогда 22 года. Когда должность такая «звонкая», к тебе по-другому относятся, более уважительно и легче договариваться. По сути, сначала я была помощником руководителя, потом заместителем», – рассказывает Алиса. Постепенно Недельский стал переключаться на другие проекты, Алиса уже закончила МГУ и поступила в магистратуру в ВШЭ на англоязычную программу “Управление в сфере науки, технологий и инноваций”. На тот момент были определённые сложности с развитием ассоциации, поскольку это некоммерческая организация, без государственного финансирования, и чем больше у нее участников, тем больше бюджет для задач развития рынка. Ассоциацию долго нужно «растить» и прикладывать много усилий, чтобы заслужить авторитет в отрасли и получить желаемый результат.

«В 2018 году я закончила магистратуру, и у меня стало больше времени для работы. На тот момент Виталий Недельский собирался уходить из ассоциации. Мы обсудили и пришли к мнению, что я могу возглавить ассоциацию и стать новым исполнительным директором. Тогда мне было 24 года. Для меня это был большой карьерный шаг!» – говорит Алиса о том моменте. За время когда Алиса была директором, число участников Ассоциации выросло с 25 участников до 85, то есть в 3 раза.

Важная встреча

Команда PRORobotov

И вот в 2019 году два специалиста в области робототехники встретились на мероприятии в Сколково, постепенно стало налаживаться сотрудничество. А уже в 2020 году, во время пандемии, мы с Алисой совместно начали делать прямые эфиры на разные темы.

«Тогда стало ясно, что от прямых эфиров мы получаем больше результата, чем от оффлайн встреч. Поскольку они требуют меньше усилий, чем организация очных мероприятий, а YouTube смотрят намного больше. После этого мы с Сашей стали больше работать именно в этом направлении»

Алиса Конюховская

Вместе с Александром они начали создавать новые форматы на канале. Так появились репортажи о робототехнических компаниях, где Алиса в качестве корреспондента проводила интервью и рассказывала о российских производствах роботов, например о таких компаниях как Геоскан, Промобот, Иннодрайв, Интехрос, НПО Андроидная техника, Роббо, Экзоатлет и многих других.

«В середине 2021 года мы стали думать что ещё может стать интересным нашей аудитории, что можно ей предложить. У нас родился проект RoboJobs, сервис по поиску специалистов в области робототехники. И в рамках этого проекта мы провели интересное исследование, подсчитав число компаний, работающих в сегменте сервисной робототехники в России. В начале мы думали, что у нас в стране порядка 100 таких компаний. По результатам исследований за несколько месяцев стало ясно, что их в 3 раза больше. Если нам, кто долго работает в индустрии, требуется столько времени, чтобы собрать информацию о компаниях, то каково заказчикам роботов?» - рассказывает Алиса.

В робототехнике есть острая проблема нехватки агрегированной информации о рынке. Чтобы заказчикам было проще находить какие робототехнические решения могут быть использованы для их бизнеса. Для решения этой проблемы команда PRO Роботов создала маркетплейс prorobotov.org, после того как к команде в 2022 году присоединился Сергей Вотяков, основатель Академии RPA, разработчиков RPA2.ru.

Он - специалист в автоматизации бизнес-процессов и лидер мнения в теме программой роботизации. И знает, как правильно организовать работу маркетплейса с данной тематикой. А мы, как люди из индустрии, знали, какие предложения заинтересуют заказчиков, какие компании можно пригласить для сотрудничества и как с ними выстроить общение. Так сформировалась инициативная команда. В июне началось обсуждение проекта, в июле готовили документы, а в начале августа зарегистрировали юридическое лицо. В сентябре было подготовлено MVP, в октябре проект был проанонсирован и началось наполнение портала. Сейчас на сайте представлено 60 компаний и их число увеличивается. В планах проекта представить все робокомпании – по нашим оценкам это около 500 брендов в России.

«Мы хотим, чтобы путь клиента в выборе роботов для бизнеса сократился с 1 месяца до 1 часа. Мы считаем, что этот проект должен выполнять две задачи: первая, стать площадкой, где робототехнические компании, которые продают свои разработки и оказывают какие-либо услуги, могут их разместить. А вторая, помочь заказчикам в выборе лучших технологических решений для их производственных и бизнес-процессов. Таким образом, мы соединяем эти две стороны, чтобы они максимально эффективно взаимодействовали на одной площадке»

Александр Байкин

Вот как объясняет их видение Алиса: “Мы верим, что распространение информации о технологиях способствует их внедрению. Наша миссия - показывать и доказывать, что робототехника улучшает качество жизни людей и бизнес-процессы. Мы помогаем бизнесу повысить конкурентоспособность, а также простым людям - преодолеть страхи связанные с роботами.

В планах вывод маркетплейса роботов на международную аудиторию. У команды уже есть. У команды уже есть маркетплейса роботов на международную аудиторию. маркетплейса роботов на международную аудиторию. У команды уже есть опыт масштабирование проекта на другие рынки и другие языковые культуры. Например, в 2022 году медиа-проект вышел на китайское направление, благодаря связям и международной коммуникации.

«Китай — лидер по внедрению робототехники и инвестициям в данный сегмент. Плюс китайский аудитория самая большая и с высокой заинтересованностью в данной тематике. Например, на федеральном канале CCTV даже выходило свое шоу на тему робототехники и ИИ в праймтайм. Поэтому для нас это перспективная аудитория. В то же время в Китае достаточно жесткое внутреннее регулирование медиа. Чтобы справляться со всеми законодательными нюансами и делать адаптацию контента нам помогает локальный подрядчик. Нам удалось там за 3 месяца прийти к показателям, которые у нас были за 3 года YouTube в России» — говорит Алиса. Китай — это большой и очень перспективный рынок. Порядка 45% продаваемых промышленных роботов приходится на китайский рынок. Также стоит отметить, что в стране восходящего Солнца больше специалистов по данной тематике. Поэтому желание компании занять информационную нишу на нём объяснимо.

Что касается трудностей, то и без них не обошлось. Первая проблема заключается в бюджете. Не обладая большим финансированием, приходится максимально эффективно использовать те ресурсы, а также связи и возможности, которые уже есть. Например, привлекать к сотрудничеству молодых специалистов, которые хотят получить навыки и знания в данной области. Вторая проблема – нынешняя экономическая ситуация. Мы с Алисой работаем в очень турбулентное время, когда многие компании сконцентрированы не на развитии, а на выживании.

«Когда я запускал YouTube- канал о робототехнике, в России мало кто этим интересовался. Никто практически не снимал на эту тему видеоролики. Сейчас мы запускаем инновационный маркетплейс PRO Роботов.»

Александр Байкин

Здесь стоит остановиться на проблемах, которые существуют на нашем рынке. И в первую очередь это высокая зависимость от зарубежных компонентов. На рынке робототехники порядка 90% промышленных роботов. В связи с нынешней мировой ситуацией некоторые компании закрываются либо уходят из России, как это сделала корпорация Intel, ABB, Universal Robots, MiR. Ещё одна проблема – логистика стала дольше и дороже. И теперь необходимые компоненты из Китая сложнее привести. А если даже если вам удалось их привезти, то никто не гарантирует 100% качество. Как сообщает интернет-СМИ РБК, если раньше брак составлял 2%, то с началом спецоперации увеличился до 40%. Это колоссальные потери с учётом подорожания.

Встаёт вопрос об импортозамещении. На российском рынке есть компании, которые стремятся создать отечественные детали. Но чтобы разработать, а затем поставить на поток производство нужных деталей, нужно время. Например, с чипами нужно хотя бы 3-5 лет, чтобы начать производить их массово. И речь идёт не о новых технологиях. Здесь мы как маркетплейс можем быть связующим звеном. Приглашать компании, которые создают компоненты, предлагать им выкладывать свою продукцию на нашем сайте, чтобы робототехнические компании могли приобретать компоненты российского производства. И более того, поделюсь планами, мы планируем делать коллективные закупки, чтобы снижать стоимость поставки.

В будущем мы с Алисой хотим сделать маркетплейс PRO Роботов большой площадкой, на которой будут собраны все робототехнические решения, услуги, компании, необходимые компоненты, которые представлены в России. Главная их цель – чтобы заказчики, придя на маркетплейс, мог найти решение любой интересующей его задачи. А если говорить о цифрах, то собрать около 500 компаний, которые присутствуют на робототехническом рынке в России и представить все технические решения, которые они предлагают. Поэтому сейчас у компаний есть уникальная возможность первыми зайти на маркетплейс – через год ожидается большая конкуренция.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда