{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стоит ли учиться на российских онлайн-курсах по UX/UI дизайну?

UX/UI дизайн – это индустрия, которая динамично развивается и обеспечивает достойную оплату труда. Большое количество людей хочет войти в эту профессию и успешно развиваться в ней, что подтверждается высоким спросом на курсы, готовящие специалистов в этой области дизайна.

Однако, стоит ли тратить свое время и деньги на эти курсы, и какой из них выбрать, чтобы получить максимальный результат?

Хотя на YouTube можно легко найти видео о проблемах онлайн-образования в сфере дизайна в России, чтобы избежать повторения тех же самых вещей, я не буду:

  • описывать свой субъективный опыт прохождения курсов,
  • критиковать форму подачи материала (хотя она далека от идеала) ,
  • и обсуждать маркетинговые уловки, которые применяют ведущие игроки рынка, чтобы завлечь студентов.

Назначение курса и результаты студентов

Все курсы, рассмотренные выше, имеют одну общую цель – ознакомить студента с профессией и помочь ему найти работу. Эта цель легко продается и соответствует потребностям аудитории.

Однако никто не обсуждает, какие навыки и задачи могут решать выпускники курсов на практике. Предполагается, что они смогут выполнять работу, но не уточняется, какой именно результат они могут достичь.

Что важнее: получить работу в качестве дизайнера или иметь реальные дизайнерские навыки? Этот вопрос не является праздным, поскольку эти вещи не одинаково важны. Если дизайнер владеет профессиональными навыками, то его шансы на трудоустройство повышаются, но не гарантируются.

А получение должности дизайнера не означает, что специалист качественно справится с задачами, особенно если речь идет о более сложных проектах, чем простой сайт на Tilda.

Опыт работы в качестве дизайнера – это частый аргумент при трудоустройстве, но за ним скрывается и обратная сторона, о которой многие не говорят.

Во-первых, кандидаты с большим стажем часто быстрее получают приглашение на собеседование, но на этом этапе опыт уже не является решающим фактором.

Работодатель интересует, насколько соискатель сможет решить его задачи, поэтому реальным конкурентным преимуществом является умение эффективно справляться с поставленными задачами.

Во-вторых, использование формального трудового стажа в качестве основного критерия при найме новых сотрудников может осложнить процесс поиска во многих IT-специальностях. На собеседованиях могут задаваться вопросы, которые требуют не только знания и опыта, но и умения быстро адаптироваться к новым условиям и решать сложные задачи.

Кандидаты с большим стажем могут быть не готовы к таким вопросам и не суметь на них ответить, в то время как менее опытные кандидаты могут продемонстрировать свои способности в решении сложных задач.

Таким образом, опыт работы – важный аргумент при трудоустройстве, но не является главным фактором успеха в профессии дизайнера. Равным образом, использование только формального трудового стажа при поиске новых сотрудников может быть ограничивающим фактором и не гарантирует наличия необходимых навыков и умений у кандидатов.

Если у дизайнера есть опыт, но нет умения решать профессиональные задачи, то это может оказаться неблагоприятной ситуацией. Во-первых, дизайнер с опытом может требовать более высокую зарплату. Однако, если новичок знает и умеет приблизительно то же самое, зачем переплачивать?

Во-вторых, быстрое развитие программного обеспечения может перекрыть опыт и «профессиональные компетенции» дизайнера. В-третьих, современный дизайн быстро меняется, и опыт без дизайнерских технологий и методик может стать неактуальным.

Главная проблема русскоязычных курсов по дизайну интерфейсов заключается в отсутствии технологий и методик. Эта проблема маскируется под видом другой цели: вместо обучения решению профессиональных задач, курсы обещают помочь трудоустроиться (без гарантий, конечно) .

Таким образом, возникает конфликт целей, который можно выразить фразой «мы учим не то, что нужно, а то, что умеем».

Если конфликт действительно существует, то почему он не на виду?

Есть несколько причин, почему получить объективную информацию о курсах онлайн-школ дизайна интерфейсов довольно сложно.

Во-первых, сами онлайн-школы не стремятся обсуждать количество своих выпускников, которые действительно находят работу в отрасли и продолжают работать в ней не менее 2-3 лет.

Во-вторых, рынок дизайна интерфейсов на данный момент находится в состоянии «перегрева», что дает возможность даже неквалифицированным специалистам начать работать в профессии.

Однако, такая ситуация продлится недолго, и скоро процент трудоустроившихся выпускников снизится, а в профессии будут конкурировать сопоставимо квалифицированные, но более дешевые новички.

В-третьих, отсутствует объективная оценка уровня профессионализма студентов в процессе обучения. Это может привести к ситуации, когда субъективная оценка преподавателя или другого заинтересованного лица заменяет объективную.

В результате, никто не получает реальной обратной связи, что создает иллюзию обучения и успеха.

В-четвертых, отсутствуют критерии сложности задач, что не позволяет студентам адекватно оценить свой уровень знаний и профессионализма.

В результате, эффект Даннинга-Крюгера проявляется в полной мере, и студенты считают, что преуспевают, решая простые задачи, хотя это может быть не так.

Признаки простой интерфейсной задачи

Эта задача заключается в изменении отдельного элемента системы на местном уровне, например, модификации пользовательского сценария, изменения порядка элементов на экране и т. д.

Такая задача не нова и была решена многократно, поэтому можно легко найти аналоги или использовать их в качестве референсов (или даже копировать — "творчески сплагиатить"). Интернет-магазины и маркетплейсы — это наиболее распространенные примеры старых задач, имеющих множество аналогов.

Задача имеет малый объем и низкую вариативность пользовательских действий (UX-компонентов) . Классическим примером является информационный сайт, где пользовательские действия, в основном, ограничиваются прокруткой ленты и переходами по ссылкам.

Признаки сложной интерфейсной задачи

  • В системе возникают противоречия, когда улучшение в одной части приводит к ухудшению в другой. Например, если нужно работать с большим количеством объектов на смартфоне, их размещение на одном экране может привести к тому, что они будут слишком мелкими, а если увеличить, то они не поместятся на экране. Как быть в этой ситуации?

  • В задаче необходимо одновременно учитывать сильные ограничения и необходимость серьезных изменений. Например, перенос софта с экрана смартфона на экран смарт-ТВ — прямой перенос не сработает из-за разницы в размерах экранов.


  • Когда отсутствуют прямые аналоги, необходимо спроектировать систему целиком, а не отдельные ее элементы. Создание пользовательского взаимодействия с объектами дополненной реальности является хорошим примером такой задачи.

Структура и содержание курсов

При обсуждении содержания курсов первым шагом является разделение их на два уровня: профессиональный (PRO) и для начинающих (Junior) . Это разделение необходимо, потому что каждый уровень предполагает свой подход к построению курсов.

Профессиональный уровень требует целостной системы, которая описывает профессиональную область, например, UX/UI дизайн, дизайн интерфейсов, web-дизайн. На начальном уровне же достаточно рассмотреть отдельные элементы и приобрести базовые навыки.

Ни один из предлагаемых курсов не дает целостного представления о рассматриваемой области, поэтому профессиональное обучение не рассматривается.

Важным аспектом любого практического курса являются задачи. На обоих уровнях должно быть представлено множество задач. Однако ни один из курсов не содержит задачников по проектированию интерфейсов. Лучшее, на что можно рассчитывать, это финальный проект, в котором студент соприкасается с практической задачей.

Однако этого явно недостаточно, особенно если учесть, что для решения поставленных задач предлагаются довольно слабые методы, такие как «Jobs to be done" или "Портрет пользователя».

Типовые заменители

  • В дизайне можно использовать подходы из смежных областей, например, колористику, типографику, композицию, верстку, АВ-тесты, написание текстов, историю дизайна и рекомендации по публикации проектов на дизайнерских платформах. Они могут быть полезны в дополнение к основному материалу, но не должны становиться его основой.

  • Некоторые технологии и подходы, например, CJM и карточная сортировка, могут быть узкоспециализированными, а эвристики Якоба Нильсена, портрет пользователя и jobs to be done — слабыми. Некоторые подходы, такие как дизайн-мышление, эмпатия, насмотренность и инсайты, могут быть откровенно неработоспособными.


  • Изучение дизайнерского софта важно, но не должно быть основным элементом обучения. Важно помнить, что владение ПО не делает человека дизайнером. Хорошая метафора для этого — "Я знаю, как ходят шахматные фигуры, но это не делает меня Гарри Каспаровым".

Итог

Русскоязычные курсы по UX/UI дизайну имеют две проблемы. Во-первых, они ставят в приоритет трудоустройство, которого не гарантируют, но дают понять. Во-вторых, такие курсы содержат много второстепенного материала, чтобы скрыть отсутствие работоспособных техник.

С учетом вышеизложенного, можно смело сказать, что такие курсы не научат проектировать интерфейсы и решать реальные профессиональные задачи.

В лучшем случае, студент получит базовые знания, которые можно легко найти в открытых источниках, и если повезет, то найдет работу. Однако его карьера будет находиться под постоянной угрозой рисков, о которых мы говорили ранее.

Я считаю, что в текущей ситуации самообразование является более эффективным решением, чем платные курсы.

Чтобы закончить на более позитивной ноте, хочу предложить несколько критериев для хорошего курса по UX/UI, который, надеюсь, появится на русскоязычном рынке в ближайшем будущем:

  • Курс должен описывать область в целом, объясняя ее задачи и решения.
  • Курс должен содержать множество практических заданий для закрепления каждой темы.
  • Итоговый проект на курсе должен быть сложным, а не простым интерфейсным заданием.
  • Темы из смежных областей и дизайнерские софты могут быть включены в курс, но не как основной материал, а как дополнительный.

Я сейчас живу на Бали и запустил реалити-шоу «покупаю ВИЛЛУ НА БАЛИ ЗА 200$ в месяц».

Инвестирую каждый месяц в биткоин и показываю, как сделаю 1500% прибыли. (Повторив результат 2021 года)

Расписал стратегию с суммами от 80 до 2000$ в месяц, в закрепе.

Дарю вам доступ в закрытый телеграмм канал. Где я раскрываюсь больше, как автор для вас.

0
1 комментарий
Imran Ocean

Надо отдать должное Жене и школе Uprock, их курс мне зашел и объективно, с самого начала даются задачи по анализу сайтов, по реконструкции, редизайна и мн.др. Есть и минусы, например, нет созвонов, вебинаров, общение через комментарии и видеозаписи разборов. Хотелось бы больше участвовать в комьюнити и общаться с кураторами в онлайне. Долгое время сам изучал куда лучше поступить, паралелльно самостоятельно изучал через книги и иностранных блоггеров. В России есть очень крутые студии, но качественный курс найти сложно.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда