{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 угроз для вашего бренда, о которых вы должны знать

Как только у вас появляется свой бренд, на вас ложится еще одна забота — беречь его и защищать. Давайте разберемся от чего.

Жизненный путь вашего бренда может включать следующие этапы: разработка наименования, логотипа, упаковки; регистрация товарного знака; использование и продвижение бренда; лицензирование или продажа франшиз.

Казалось бы, ничто не должно предвещать беды, но на данных этапах ваш бренд и бизнес ждут следующие риски:

1. Копирование бренда

Речь о появлении конкурентов, которые используют тождественные или схожие логотипы или названия. Итог: снижение продаж от прямого замещения ваших товаров продукцией конкурента. Да и продажи франшизы при таких “близнецах” будут проблемными. Добавьте репутационные издержки и ущерб для вашей компании может стать критическим.

К таким бедам нужно быть заранее готовым. На момент возможного конфликта с клоном, у вас уже должен быть на руках зарегистрированный товарный знак. На его регистрацию в Роспатенте уходит 6-8 месяцев, если не будет запросов ведомства.

Поэтому регистрировать товарный знак надо чем раньше, тем лучше. Конечно, есть и другие инструменты для защиты бренда (фирменные наименования, коммерческие обозначения) , но о них поговорим в следующих постах.

2. Иск “патентного тролля”

Здесь вы можете стать жертвой правообладателя товарного знака, схожего с вашим брендом, который вознамерился получить с вас компенсацию до 5 млн. рублей (по правилам ст. 1515 ГК РФ). Это может быть иск профессионального тролля, что регистрирует множество знаков, чтобы затем кошмарить неосмотрительные компании.

Но может прилететь иск и от “честного” правообладателя, который использует свой знак как положено, но также не против подзаработать на компенсации за незаконное использование его товарного знака другими, кого он найдет в интернете.В ряде случаев можно отбиться от такого иска, но это уже как повезет! Опять же, вовремя позаботились и успели зарегистрировать товарный знак на себя — избавили себя от подобных проблем.

3. Захват домена

Роль правильного домена для продвижения бренда трудно переоценить. Но, что делать, если очень нужный вам домен уже занят, да еще киберсквотером или конкурентом? Смотрим какие правовые инструменты у вас есть.

Например, имея товарный знак или фирменное наименование, вы можете обратиться в суд с требованием запрета использования схожего домена. При положительном решении суда, регистратор будет обязан переоформить доменное имя на истца.

Здесь важным обстоятельством является использование спорного домена для тех же товаров и услуг, что указаны в вашем товарном знаке. Но и для случаев, когда домен никак не используется также есть своя судебная практика, которой можно воспользоваться. Подробнее посвятим этому специальную статью с нашими кейсами.

4. Проблема с регистрацией товарного знака

Крайне болезненным бывает отказ в регистрации товарного знака Роспатентом по основаниям ст. 1483 ГК РФ, особенно, если бренд с большой историей и в него вложено немало денег и сил. Иметь юридически “голый” бренд в случае описанных выше проблем с конкурентами — недопустимая оплошность.

В действительности проблемы с регистрацией товарного знака имеют ряд решений. Это квалифицированный спор с Роспатентом, получение письменного согласия на регистрацию от владельца мешающего товарного знака или аннулирование такого знака по ряду оснований, наконец.

Но все это лучше делать в самом начале жизненного пути вашего бренда, когда вы еще не сильно к нему привязаны и у вас есть свобода маневра (читай — изменение бренда), если будет необходимо.

5. Досрочное аннулирование вашего товарного знака.

Пожалуй, самое неприятное — это неожиданно потерять свой товарный знак! Можно сходу привести 5 юридических оснований для прекращения его правовой охраны: неиспользование товарного знака в течение 3-х лет, приоритет чужого фирменного наименования или коммерческого обозначения по отношению к вашему товарному знаку, нарушение авторских прав автора (или правообладателя) логотипа, недобросовестная конкуренция и, наконец, нарушение условий регистрации товарного знака (ошибка Роспатента). И это еще не все.

Это значит, что у вашего товарного знака могут быть слабые места, о которых вы можете узнать слишком поздно, когда судебный процесс уже завертится, и не успеете оглянуться, как ваш товарный знак уже “Все! ”.

Можно ли быть к этому готовым и избежать? В большинстве случаев да. Приведу кратко юридические основания (ссылки на ГК РФ) и советы. Более подробно рассмотрим все в следующих постах.

Во-первых, выбирая имя бренда, оцените чистоту названия на вашем рынке, нет ли уже одноименных юридических лиц, пусть даже из других регионов. Рано или поздно им тоже захочется зарегистрировать товарный знак и, обладая более ранней регистрацией своего фирменного наименования, чем ваш товарный знак, такое юр. лицо может просто воспользоваться положениями п. 8 ст. 1483 ГК РФ и аннулировать ваш товарный знак в палате по патентным спорам.

Увы, такие дела достаточно частые и против такого «лома”, как правило, нет »приема”. Роспатент при наличии оснований просто обязан отменить собственную регистрацию товарного знака.

Во-вторых, всегда правильно оформляйте отношения с дизайнером логотипа и брендбука, и можно будет избежать прекращения правовой охраны товарного знака по п. 9 ст. 1483 ГК РФ.

И, пожалуй, главное — внимательно следите за фактическим использованием товарного знака в документах, на сайте, в рекламе, на товарах. Важно использовать именно тот товарный знак, который зарегистрирован, а не его “редизайн”. И использовать знак должны именно вы, как его правообладатель. Ваша “партнерская” или аффилированная компания, если ей тоже нужен ваш товарный знак, должны заключить с вами лицензионный договор на использование товарного знака, и договор этот также должен быть зарегистрирован в Роспатенте.Такие меры позволят вам существенно снизить риски аннулирования товарного знака “в связи с его неиспользованием” по правилам ст. 1486 ГК РФ.

Отдельно разберем и риски и необходимые меры защиты в следующих публикациях. Будьте внимательны к своему бренду!

0
2 комментария
Золотой крюк

вы все верно написали, но это только малая часть всех угроз

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Бусарев
Автор

Конечно. Здесь лишь о юридических рисках.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда