{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Ценность (часть 1)

Всем привет! Меня зовут Илья Зеленчук, я старший преподаватель на мат-мехе СПбГУ, кафедра системного программирования. Уже два года для студентов кафедры мы читаем курс “Продукты и стартапы: от идеи до первого клиента”. В этом году мы его читали в УрФУ, а этой весной планируется его прочтение в ШАД (Яндекс) .

Курс мне показался уже достаточно зрелым и я решил поделиться им публично.

Периодически я буду публиковать заметки из моих лекций, они будут полезны для тех:

  • Кто уже начал делать свой стартап или имеет так называемый домашний проект
  • Кто только думает о том, чтобы начать делать свой проект
  • Кто делает продукт внутри компании, как для внешних так и для внутренних клиентов.
  • И конечно для тех, кто хочет познакомиться лучше с этой темой.

Введение

В самом начале хочу дать определение того, что я буду понимать под IT-продуктом. IT-Продукт - это библиотека, утилита, скрипт, фреймворк, бот, веб-сервис или десктоп-приложение. Это любая программа или библиотека, у которой есть хотя бы 1 пользователь. Конечно, в список IT-продуктов я не буду включать программы, которые рассчитываются на разовый запуск. Их очень часто делают во время различных исследований. Многие думают, что IT-продукты - обязательно что-то большое или платное или еще что-то в этом духе. Нет, IT-продукт может быть очень маленьким и нужным только одному человеку. Но от этого он не перестает быть IT-продуктом.

Многие разработчики и основатели думают - я хочу написать небольшую библиотеку или какой-нибудь add-on к уже существующему продукту или что-то еще в этом духе и это совсем не продукт. Так вот - это большая ошибка. Продукт это все, у чего есть хотя бы 1 пользователь. Даже если этот пользователь ваш коллега или друг. И вы будете приятно удивлены, узнав, что между небольшим плагином, библиотекой или утилитой и крупным IT-продуктом нет почти никакой разницы. Это как маленький самолет с авиамоделирования, АН-2 и большой Боинг 737 MAX. Все они самолеты и летают по одному и тому же принципу. Хотя их внутренности и требования к производству, конечно, очень сильно отличаются.

Еще я часто вижу, как IT’шники думают, что написать маленький продукт легко. Несколько функций и все готово. А вот большой - сложно, нужна архитектура, параллельная обработка, отказоустойчивость и так далее. И это тоже ошибка. Пока вы не поймете, как создавать маленькие продукты, вы не сможете понять, как создаются большие.

Создавая продукты и занимаясь со студентами я заметил, что более 90% всех идей умирает прямо на старте, даже не успев увидеть своего первого пользователя. И должен сказать, это очень негативно сказывается на желании продолжать делать свои продукты. Все это время я методично коллекционировал ошибки, которые допускают неопытные основатели, включая свои. Потом анализировал их и вырабатывал некоторые правила, которые бы помогали избегать их в дальнейшем.

Еще одно важное дополнение - под стартапом я буду понимать в первую очередь ИТ-бизнес. А чуть позже мы поговорим о самом понятии стартап.

Ценность - важнее идеи

Тексты по стартапам часто принято начинать с идеи, и говорят, что в основе больших стартапов лежат крутые идеи. Не согласен. И лично я буду говорить про идеи чуть позже. Как по мне, более базовым понятием является ценность продукта.

Очень многие недооценивают или просто игнорируют ценность. А кто-то думает, что это деньги, которые вы можете получить за свой продукт. Конечно же нет!

Каждый продукт, которым вы пользуетесь по собственному желанию (в смысле, вас никто насильно не заставляет им пользоваться) обладает некоторой ценностью для вас. Начиная от одежды, еды, дома и заканчивая IT-продуктами.

Если посмотреть на разные IT-продукты, то они, как правило, имеют следующие ценности:

  • Экономия времени
  • Экономия денег (или заработок)
  • Полезная информация (помогающая в профессиональном развитии или для отдыха)
  • Предоставление новых возможностей
  • И другие, возможно, но я их пока не нашел (буду рад обсудить это в комментариях)

Экономия времени

Для начала давайте рассмотрим первую ценность - экономия времени. Она наиболее распространенная и как по мне, наиболее понятная.

Давайте попробуем вспомнить разные IT-продукты, которые помогают вам экономить время?

Самый простой пример, который лично мне приходит в голову - это использование внешних библиотек для программиста. Такие библиотеки содержат уже готовые решения определенных задач. Например, для работы с растровой графикой на языке Python вы можете подключить библиотеку PIL и сразу воспользоваться готовыми функциями. Вам нет нужды повторно их реализовывать. У популярных языков программирования, таких как: С, С++, Java, Python и т.д. есть сотни и даже тысячи готовых библиотек для разных нужд. Если вы хоть раз писали программу, то я уверен, вы пользовались библиотекой. Их наличие позволяет существенно экономить время на разработке приложений. Вы просто подключаете нужную вам библиотеку и все, можете тут же ее использовать для решения своих задач.

Другим примером экономии времени может быть сервис для онлайн покупки авиа или ЖД билетов. Например, rzd.ru или pobeda.ru и так далее. До появления подобных сервисов необходимо было собираться, ехать на вокзал или в ближайшую авиа или ЖД кассу, стоять там в очереди и затем покупать билет. Таким образом, простая покупка билета могла занимать до нескольких часов. Появление возможности онлайн покупки не изменяет наше желание купить билет. Но существенно экономит время. Больше нет нужды собираться, ехать куда-то, стоять в очереди и потом возвращаться.

Еще один пример экономии времени - поиск дешевых авиабилетов. Допустим вы хотите улететь из города Санкт-Петербурга в Сочи и вы хотите найти не только подходящий рейс (даты, количество мест, время перелета), но и подешевле. Для этого вы можете самостоятельно обходить сайты всех известных вам авиакомпаний в поиске подходящего билета. Выписывать их даты и стоимость для дальнейшего сравнения. Потом садиться и выбирать для себя подходящий билет. Уверен, все это займет у вас немало времени, может быть 1 или 2 часа. Поэтому IT-решение, которое автоматизирует и ускорит за вас эту работу будет иметь ценность для вас в виде экономии времени.

Все эти сервисы очень крутые, потому что позволяют нам делать больше за тоже время. Экономия времени очень мощный мотиватор для пользования продуктом.

Экономия денег (обогащение)

Вы не поверите, но WhatsApp изначально помогал очень сильно экономить деньги. В 2009 году, когда вышла первая версия, мобильные телефоны и Wi-Fi уже были довольно распространенными. И в то время многие общались друг с другом через SMS. А это стоит денег! И отправка СМС была особенно дорогим удовольствием, если вы и получатель находились в разных странах. Все это приводило к тому, что в СМС люди старались передавать только очень важные слова. С появлением WhatsApp стало возможно продолжить общаться друг с другом с использованием телефона, только бесплатно (если вам удалось подключиться к Wi-Fi) Или по тарифу местного интернета, если Wi-Fi недоступен. WhatsApp дал людям все тоже, что и было с СМС, только бесплатно или за очень умеренную плату!

А вот примером для зарабатывания денег может служить сервис по типу маркетплейса Avito или Юла. Благодаря такому сервису у пользователей есть возможность избавиться от ненужных БУ-вещей за небольшую сумму. До появления таких сервисов лишние предметы или вещи часто хранили вечно на балконах, в гаражах или где-нибудь еще, пытались найти родственников или знакомых, кому это может пригодиться. Теперь, если у вас есть БУ-тумба или шкаф, вы можете быстро избавиться от них на маркетплейсе. И еще заработать на этом.

Стоит отметить, что очень много сервисов для экономии денег делается не для физических лиц, а юридических. Другими словами - для бизнеса. Для тех, у кого большие объемы денег и кто очень пристально следит за их расходованием. Так, для бизнеса есть сервисы для ведения бухгалтерии, для кадрового учета и так далее.

Новые возможности

В продолжении разговора о ценности продуктов я хочу поговорить о такой ценности, как новые возможности.

Начнем с облачных дисков - таких как DropBox, Яндекс.Диск, Google.Диск, OneDrive от Microsoft и других. Первым в этой серии, конечно, стал DropBox. Созданный Дрю Хьюстоном еще в 2007 году. До появления DropBox процесс обмена файлами между пользователями занимал немало времени и сил. Например, поработав над проектом на работе вы хотите продолжить работу дома. Для этого вам приходилось копировать проект или отдельные файлы на флешку или архивировать все файлы и затем отправлять их по почте. При этом, постоянно поглядывая на ограничения на размер пересылаемых файлов. С флешкой тоже не всегда все гладко проходило. Иногда, торопясь, флешка извлекалась небезопасно и придя домой вы не находили нужных файлов. А иногда вы ее где-нибудь забывали или даже теряли.

Появление DropBox соверешенно изменил подход к процессу обмена файлами. Все проблемы с флешкой испарились, словно их не существовало.

Другой отличный пример - это Skype. Появление скайпа позволило всем его пользователям общаться друг с другом на расстоянии используя видеосвязь. Никакой другой продукт не предлагал ничего похожего. По своей сути Skype стирал физические расстояния между людьми. Именно поэтому появление Skype было очень шумным и заметным.

Говоря о новых возможностях важно понимать, что людям не нужно все подряд. Если ваш продукт предоставляет его пользователю какие-то новые возможности это совсем не означает, что пользователю это будет нужно. Или хоть кому-нибудь это будет нужно. По этой причине можно видеть большое количество продуктов которые совсем никому не нужны. Их основатели до конца верят в то, что их продукты принесут что-то лучшее в этот мир. Но так происходит далеко не всегда.

Продолжить рассказ о продуктах, которые дают нам новые возможности я хочу на примере Google.Docs. Появление этого продукта также наделало много позитивного шума. С появлением Google.Docs оказалось, что основные функции огромного и платного офиса можно уместить в бесплатном веб-сервисе. А одной из ключевых особенностей стала совместная работа. Теперь вы могли вместе с коллегой по работе буквально одновременно составлять документ и вносить в него правки. Совместная работа с документом поражало воображение. Никогда и ничего похожего еще не было. Больше нет нужды сохранять документы Word в правильном формате (Word 2000, Word 2003 или RTF), отправлять его по почте и ждать ответа от другой стороны. С Google.Docs стало возможным составлять документ и сразу отправлять ссылку на него. Не боясь, что на той стороне не стоит нужная версия Offce. Да, Google.Docs по своему функционалу сильно уступали MS Office, но при этом они отлично подходили для решения рядовых вопросов - написать заявление, накидать проект договора, написать текст для статьи и дать его почитать другому и так далее.

Я думаю, что идея о создании продуктов с такой ценностью, приходит, когда у вас накапливается огромный опыт работы с каким-то другим продуктом.

Экономия времени, денег и предоставление новых возможностей не единственные ценности, которые могут быть. Но они, по моему мнению, наиболее популярны. Еще я бы выделил информационно-аналитические, развлекательные продукты и так далее.

Итог

Подводя итог хочу вернуться к тому, с чего я начал. Каждый продукт несет в себе какую-то ценностью своему пользователю. Задача основателя - очень четко понимать ценность своего продукта. Я считаю это очень важным. Чем четче основатель будет это понимать, тем понятней будет его продукт для пользователя. Тем понятней будет описание продукта и тем лучше будет понимать команда - что и для кого они делают.

В завершении хочу сказать, что ценность обязательно должна быть измеримой. Если вы не в состоянии измерить вашу ценность то, скорее всего, вы что-то делаете не так. Или просто не понимаете, что вы делаете. Например, если вы экономите время - то вы можете измерить сэкономленное время. Если вы экономите деньги - думаю, понятно как измерять свою ценность. Даже если вы предоставляете новые возможности - вы можете измерить, какое количество пользователей, как часто и как долго используют появившиеся возможности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда