Тренды цифровизации страхования или страховые технологии в России, Индии, Китае, ОАЭ
Цифровизация, искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей – использование передовых технологий в сфере страхования стало нормой. Более того, страхование как продукт в том числе оказывает влияние на то, как меняются сегодня технологии. Мы в АСТ активно интересуемся тем, что происходит в мировом иншуртех-рынке и держим руку на пульсе технологических прорывов, поскольку сами создаем такие продукты в России. Наша команда в конце 2023 года посетила ряд стран и мероприятий, посвященных развитию insurtech (технологии в сфере страхования) в мире.
После перерыва на пандемию и адаптацию бизнеса к новым реалиям начиная с 2022 года, АСТ возобновила свои бизнес-миссии по исследованию других рынков.
Цель наших поездок – анализ успешных международных практик для реализации аналогичных сервисов в России, чтобы предлагать нашим клиентам и партнерам самые эффективные решения. А также - диагностика зарубежных рынков на предмет востребованности там собственных решений АСТ.
Страхование в ОАЭ
Андрей Сучков, заместитель генерального директора "АСТ":
Рынок страхования и кредитования Ближнего Востока, на удивление, оказался сильно разнообразным в зависимости от конкретной страны. Наиболее развитым в этой части является ОАЭ, но и тот, по нашей оценке, отстает от российского в части зрелости примерно на пять лет. До сих пор там можно встретить агента страховой компании, который «высажен» в дилерском центре для расчета и оформления страховых полисов клиентам. Хотя в РФ эту функцию уже давно забрали на себя сами дилеры.
С точки зрения InsurTech – в регионе есть основные 3-5 страховых агрегатора, однако они заточены на онлайн-продажи непосредственно клиентам в сегменте b2c. В этом, конечно, коллеги продвинулись дальше, чем российские решения – так доля такого онлайн-страхования в ОАЭ составляет порядка 5-7% (что является неплохим показателем) и ежемесячно расчет. А, например, в Катаре эта цифра достигает уже 15%.
Сергей Верещагин, руководитель ИТ-проектов "АСТ":
Изучая рынок ОАЭ, мы встретили ряд нестандартных и успешных решений, которые значительно улучшают, упрощают, а также делают опыт взаимодействия с цифровыми продуктами уникальным, как со стороны клиента, так и со стороны представителей отрасли (страховщиков, агентов и брокеров, перевозчиков, организаторов и дистрибьюторов из сферы страхования и других видов деятельности). Одним из трендов цифровизации является внедрение искусственного интеллекта, машинного обучения, сквозных интеграций между различными системами.
Что включают в себя успешные кейсы:
- полностью или частично автоматизированный андеррайтинг;
- анализ, преобразование и выставление счетов, обработку медицинских услуг путем объединения мощных SaaS-платформ для управления претензиями на основе искусственного интеллекта;
- автоматизированная предстраховая оценка недвижимого имущества (путем анализа видео с телефона сотрудника страховой компании, квадрокоптеров, архивных записей);
- умная система обработки дорожных событий, имеющая интеграцию с дорожными службами и полицией Дубая, позволяющая фиксировать, анализировать, передавать детальную информацию о дорожных событиях.
Страхование в Индии
Каро Карапетян, генеральный директор «АСТ»:
В Индии мы плотно изучали рынок автострахования и кредитования. В стране в 2023 году было продано около 4.3 млн автомобилей, что почти на 15% больше, чем годом ранее. И потенциал у этого рынка огромный. При этом обязательным условием успешности автобрендов на индийском рынке является локализация производства, поэтому основные продажи приходятся на индийские бренды - Maruti, Tata, Mahindra. ИТ-сектор Индии со своим центром в Бангалоре - один из крупнейших в мире. Наряду с Кремниевой долиной в США и Ресифи в Бразилии. Особенностью рынка является развитие большого количества нишевых решений, многие из которых используются в дальнейшем не только в Индии, но и во всех странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. За счет активного развития венчурных инвестиций в стране огромный рост количества стартапов и компаний-единорогов, 20% из которых развиваются в fintech и insurtech.
Страхование в Китае/Гонконг
Иван Окопный, СТО АСТ
По итогам визита стало понятно, что большой скачек произошел именно в сфере применения AI в различных областях страхования и обслуживания клиентов.
Активно развивается область компьютерного зрения в части задач предиктивной аналитики различных заболеваний по фото/сетчатке глаза и прочее.
Огромный шаг в развитии и применимости сделали большие языковые модели и на данный момент уже можно говорить о глубоком понимании ими смысла инструкций и текстов для применения в области консультирования и поддержки.
Мобильная разработка по-прежнему находится на пике популярности, при этом фокус смещается в область разработки приложений, объединяющих ЗОЖ и продукты личного страхования.
На другой уровень выходит применение AI в области поддержки операционной деятельности страховых компаний в части убытков и fraud management. При этом, несмотря на хорошее развитие технологий в РФ, на данный момент существует существенный риск для развития области AI, связанный с некоторой изоляцией от мира с точки зрения доступа к данным (в т.ч. медицинским) для обучения моделей, а также с существенной утечкой мозгов в этой области за последние несколько лет.
Каро Карапетян, генеральный директор «АСТ»:
Основная часть сервисов, с которыми нам удалось познакомиться, связаны с клиентским сервисом, искусственным интеллектом и анализом данных. И наиболее активно иншуртех сейчас развивается в медицине, где основной целью являются превентивные действия, диагностика заболеваний с использованием искусственного интеллекта.
Активно развиваются мобильные приложения, позволяющие проводить диагностику здоровья по фото и вводимым показателям, а также страховаться от разных рисков: от здоровья до личного имущества. Многие из них представлены в виде прототипов или ручной интеграции со страховыми.
Также стали появляться платформы для автоматизации работы страхового брокера в части проведения тендеров, размещения клиентов. Удивило, что несколько компаний сделали свои стенды на конференциях, не имея готового продукта, рассказывая о своей гипотезе, признаваясь об этом лишь в конце.
Более 70% участников конференции Insurtech Insights в Гонконге родом из Индии. Также бросалось в глаза, что около 20% участников конференции были инвестиционные фонды, часть из которых специализируется именно на технологиях в страховании и значительное количество представленных инвесторов были также из Индии.
Спасибо автору за полезный обзор)