{"id":13839,"url":"\/distributions\/13839\/click?bit=1&hash=310caf1329692463026b8043ff9088d52dd6a03c2dd0a57cf9acc31d860b46e9","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442 \u043f\u0440\u043e \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u043e\u0432","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"b11f7ca0-f0f3-5198-bc97-7a4f1114f6f6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Нужно закрыть ИП! Как это сделать? Пошаговый план

Ирина Папкова, бухгалтер с опытом работы более 20 лет. Более 1000 консультаций, сэкономила на налогах более 2000000 рублей в 2022 году своим клиентам.

Причины, по которым индивидуальный предприниматель решает закрыть ИП, могут быть самыми разными. Доход от бизнеса не оправдал ожидания, или его нет совсем, решение суда о принудительной ликвидации ИП или признание предпринимателя банкротом. Возможно, предприниматель решил перейти на специальный налоговый режим для самозанятых — налог на профессиональный доход. Если доход предпринимателя не превышает 2,4 млн в год и позволяет вид его деятельности, то предпринимателю может быть выгодно закрыть ИП и перейти в статус самозанятого.

Как закрыть ИП без сотрудников

Процедура прекращения деятельности ИП состоит из нескольких этапов, но она значительно сокращается и упрощается, если вы не являетесь работодателем и не используете в работе онлайн-кассу.

ИП без сотрудников нужно представить в налоговую:

· Заполненное и подписанное заявление о государственной регистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП – форму № Р26001. Заявление удостоверяется подписью заявителя, ее подлинность должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Хотя это не потребуется в случае, если заявление предоставляется в регистрирующий орган лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность.

· Документ об уплате госпошлины в размере 160 руб. Но, если документы направляются в электронном формате, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать пошлину не нужно.

· Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. Если этот документ не представить, то его предоставит сам территориальный орган ПФР.

Способы отправки документов для закрытия ИП могут быть разными: по почте с объявленной ценностью и описью вложения, через МФЦ, на сайте ФНС или через портал госуслуг.

Этапы закрытия ИП с сотрудниками

1. Расчитываемся с сотрудниками

Это значит, что вам нужно рассчитать их, а также сдать отчетность и заплатить за них взносы.

Уведомление службы занятости

Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, о предстоящем сокращении сотрудников нужно в письменном виде предупредить службу занятости — за две недели (по месту жительства ИП) .

Установленной формы такого уведомления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом есть целый перечень обязательных сведений о сокращаемых сотрудниках, которые должны быть в нем указаны:

· должность;

· профессия;

· специальность;

· квалификационные требования;

· условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Предупреждение работников о предстоящем увольнении

Важно, чтобы с уведомлением каждый сотрудник был ознакомлен под подпись.

В трудовых договорах с работниками могут быть прописаны не только сроки предупреждения об увольнении, но и основания и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора. Если все эти пункты указаны в документе, то вы обязаны их соблюдать.

Если трудовой договор не содержит сведений о сроках предупреждения об увольнении, то ИП не обязан соблюдать двухмесячный срок уведомления работника.

Если же конкретные сроки уведомления прописаны в тексте трудового договора, то нужно соблюсти именно их. Уведомить нужно всех работников, даже тех, кто находится в отпуске, на больничном или в командировке.

По каждому сотруднику нужно подготовить документы:

· Издать приказ о прекращении трудового договора. Для этого используйте форму № Т-8. Приказ должен быть издан не позднее даты внесения записи о прекращении деятельности в ЕГРИП, так как с этого момента ИП считается прекратившим деятельность. В приказе укажите, что «трудовой договор расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ». Попросите сотрудников ознакомиться с приказом и поставить под ним подписи.

· Внести запись в трудовые книжки. Она должна соответствовать той записи, которую вы сделали в приказе.

· Внести запись в личную карточку сотрудника. С ней он тоже должен ознакомиться под подпись.

· В день увольнения выдать каждому сотруднику документ о страховом стаже (СЗВ-СТАЖ), справку о доходах (по форме 2-НДФЛ), сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р (выдаются по запросу сотрудника) , трудовую книжку.

· Начислите сотрудникам зарплату. Если у них есть неиспользованные отпуска, то и компенсацию за них. Если трудовой договор предусматривает другие компенсации при увольнении, то сэкономить на них не получится — придется платить.

По письменному заявлению сотрудника вы обязаны выдать ему заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью.

Отчитайтесь за сотрудников, заплатите за них взносы

Для этого вам нужно отправить формы документов в налоговую, ФСС и ПФР.

Налоговая инспекция должна получить от вас РСВ и 6-НДФЛ. ФСС — форму 4-ФСС. А ПФР — формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

После сдачи отчетов необходимо в течение 15 дней уплатить за сотрудников страховые взносы, которые вы насчитали в РСВ и 4-ФСС.

Заявление о снятии с учета в качестве работодателя подается в ФСС только после того, как уволен последний работник (бланк заявления можно скачать на сайте ФСС) . Срок снятия — в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления.

Важно помнить, что факт снятия страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в ФСС.

2. Не забудьте снять с учета ККТ

Чтобы снять с учета онлайн-кассу при закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС (Приказ ФНС РФ от 29.05.2017 N ММВ-7-20/[email protected]). Это можно сделать лично в налоговой, через интернет — на сайте ФНС, а также в личном кабинете оператора фискальных данных.

3. Урегулируйте все вопросы с контрагентами

Отношения с контрагентами регулируют различные договоры, как обуславливающие деятельность предпринимателя, например, договор аренды, договор обслуживания техники, договор поставки канцелярских принадлежностей, так и договоры, заключенные с контрагентами по непосредственной деятельности. Предприниматель, прекращающий свою деятельность, должен расторгнуть перед закрытием ИП все договоры.

Необходимо выплатить контрагентам собственные долги и взыскать с них долги, которые контрагенты должны ИП. Как известно, после закрытия ИП все его долги остаются на физическом лице (бывшем ИП) . Если кредитор готов подождать, не обязательно гасить долг перед закрытием. Но взыскать собственные долги еще в момент работы ИП — это обязательно! (хотя бы потому, что в этом случае большинство споров будут рассматриваться в арбитражном суде, который гораздо компетентнее в спорах, вытекающих из экономических правоотношений) .

4. Уничтожьте печать (при ее наличии)

Законодательство РФ не обязывает ИП иметь печать. Тем не менее ИП никто не запрещает ее иметь.

Только стоит помнить, что после закрытия ИП печать теряет свою юридическую силу, ведь ИП, обозначенный на печати, уже фактически не существует. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами.

Важный момент: уничтожение печати оформляется актом, который свидетельствует комиссия. Она может состоять из любых лиц: родственников, знакомых.

5. Подготовьте необходимый пакет документов для закрытия ИП

Его нужно будет направить в ту налоговую, где осуществлялась регистрация ИП.

Какие именно документы потребуются:

· Скачайте на сайте ФНС форму № Р26001 – это заявление о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП. Его нужно заполнить.

Обратите внимание на то, что подпись на заявлении должна быть засвидетельствована у нотариуса. Исключение составляет случай, когда предприниматель представляет документы лично и при этом предъявляет паспорт.

· Сформируйте на сайте ФНС квитанцию об уплате госпошлины. Она обойдется вам в 160 руб. Если заявление подается на сайте налоговой или в МФЦ, то оплачивать госпошлину не нужно.

· Представьте в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о персонифицированном учете.

Если вы это не сделаете, то территориальный орган сам сделает эту работу за вас: направит налоговой необходимую информацию в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Способы подачи документов в ФНС

Сейчас доступно несколько способов — вы можете выбрать любой удобный:

· лично (нужно будет иметь при себе паспорт) ;

· через представителя по доверенности, заверенной нотариусом;

· по почте с объявленной ценностью и описью вложения (в этом случае подпись должна быть засвидетельствована нотариально) . В соответствующем поле заявления нужно указать ИНН нотариуса. Если это не сделать, то в закрытии ИП могут отказать (Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/[email protected]);

· лично или по доверенности в МФЦ;

Для формирования документов в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.

Инспекция, приняв документы, выдаст (или направит) в ответ расписку в их получении.

Какие документы вы получите от ФНС

С момента получения документов у налоговой есть 5 дней на то, чтобы закрыть ИП. Но это если с вашим пакетом документов всё в порядке.

По факту процедуры вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП.

Обязательства после утраты статуса ИП

Даже утратив статус ИП, вы, как физлицо, продолжаете нести обязательства, взятые на себя во время ведения бизнеса, то есть над вами продолжают висеть долги — их не стоит оставлять непогашенными.

Если при закрытии ИП выяснится, что есть задолженность перед Пенсионным фондом, то ее надо оплатить, так как по закону ИП несет ответственность по долгам и после закрытия.

Кроме того, надо понимать, что ИП — сам себе работодатель, поэтому обязанность обеспечивать себе пенсию и медицинское страхование ложится на него. Предприниматель обязан вносить страховые взносы за себя все то время, пока он имеет статус субъекта предпринимательской деятельности.

6. Разберитесь с отчетностью

Если вы применяете «упрощенку», то необходимо подать декларацию и уплатить налог. Это нужно сделать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета.

ИП на ЕНВД подают декларацию не позднее 20 числа первого месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.

ИП на ОСН подают 3-НДФЛ (в течение 5 дней после внесения записи о закрытии ИП) и декларацию по НДС (до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором закрылся ИП) .

По страховым взносам нужно отчитаться в течение 15 дней после остановки деятельности. Фиксированная часть взносов уменьшится пропорционально дням существования ИП. Нужно будет заплатить дополнительный 1% пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 руб.

7. Закройте расчетный счет

Чтобы разобраться с расчетным счетом, заполните заявление по форме, выданной в банке, который открыл счет. Лучше расчетный счет закрыть, чтобы избежать претензий со стороны банка и налоговых органов.

Когда нужна помощь бухгалтера в закрытии ИП?

Помощь специалиста особенно необходима при закрытии ИП с большими оборотами. Он поможет избежать банальных ошибок, таких, как неправильно заполненное заявление (в этом случае ФНС откажет в закрытии) , так и от более серьезных — если перед закрытием не предпринять необходимых действий по увольнению сотрудников, по снятию с регистрации ККТ. Бухгалтер поможет правильно рассчитать причитающиеся к уплате суммы налога и взносов, а в случае имеющейся переплаты поможет вернуть излишне уплаченные средства.

Если Вам необходима помощь специалиста при закрытии ИП, Вы можете обратиться ко мне. Для решения вопроса закрытия ИП понадобится неделя.

Контакты: +7(926)1644040; buh. [email protected] ru

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null