{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать руководителю, когда уходят лучшие, на рынке — пустошь, а ты сам уже не знаешь, что именно делать дальше?

UX-лид Алина Ермакова про построение команд, «если любишь, отпусти», и как делать дело, даже когда накрывает грусть.

Так случилось, что к началу этого года я потеряла половину своей команды — такое со мной впервые. Мой подход к построению команд строится на большом внимании к отношениям в коллективе — тем сложнее было всё это воспринять. Хочу поделиться своим опытом, как справляться с такими ситуациями и как продолжать видеть смысл и развивать команду, даже если кажется, что всё на грани.

Все 16 лет, которые я занимаюсь дизайн-проектами, и 8 — исследованиями, я уделяю огромное внимание отношениям в своих коллективах. Будь то команда разработчиков и дизайнеров в Студии Лебедева, которых ты видишь чаще своего парня, или международные компании-подрядчики, с которыми ни разу не пересекалась лично, или собственная команда, которую по крупицам собираешь с рынка, неважно. Везде я уделяла внимание тому, как мы общаемся, насколько уважаем друг друга, насколько интересно нам идти вместе, что мы можем друг другу дать, и в какой момент нужно расходиться и идти порознь.

В интервью BBE мы также затронули тему отношений в компаниях, где я работала. Когда я сама выбирала места работы, то всегда опиралась на такие ценности, как классные люди, за и с которыми хочется идти и делать классные вещи вместе; бренд и масштаб компании, которые позволяют дотянуться до миллионов людей; пространство свободы и реализации идей; «вызывающие» продукты, которые трансформируют свои индустрии, правильная культура, в которой творчество важнее бюрократии.

Многие бывшие подчиненные, которые уходили из моего UX-отдела, становились руководителями практики в другой компании, кто-то уехал в другие страны, кто-то стал СРО, директором по клиентскому опыту, или инновациям. Мой любимый, кстати, этап, когда мой дружочек пишет мне: «Боже, я стал руководителем и все понял! Я все понял, что ты говорила!».

Мой принцип — не держать людей себе в выгоду. В этом смысле я, наверное, не очень правильный руководитель, но если человеку становится тесно, и я вижу, что он готов выйти на новый уровень, мы расстаемся. И сразу виден рост, потому что человек поставил себя в новые условия. А я продолжаю быть для него наставником, подругой и коллегой по цеху.

Когда ты смотришь на свою команду шире, чем на отдел в компании — отпускать становится проще.

Так вот... К началу 2023-го года я потеряла часть своей команды. Это были люди, на которых держалась огромная часть работы. Что делать? Я много рефлексировала и сформулировала следующие шаги:

  1. Перераспределить нагрузку и увеличить эффективность. Так интересно, но на ретро в конце года мы признали, что людей меньше, а работы сделано столько же. Уход человека — отличный шанс пересмотреть проекты, процессы, нагрузку. Отказаться от того, что вы давно на себе тащили, поделить работу между другими ребятами, кому интересно поработать и над соседними проектами. Оценить фокусировку на те проекты, которые могут не приносить пользу в моменте, и договориться тратить усилия только на те продукты, которые действительно значимы в компании.
  2. Свериться с приоритетами компании. Возьмите стратегию вашей компании с разбивкой по значимости (надеюсь, ваши руководители проставили веса каждому проекту, относительно метрик, которые эти проекты производят), сравните с вашей загрузкой. Оцените планы по топовым проектам до конца года и вложитесь в критичные задачи. Факапы в таких задачах более заметны, чем очередная концептуальная идея, которую вы пилите, к сожалению.
  3. Свериться с приоритетами на год. Вам надо удержать или повысить качество? Пилить инновации и тащить компанию в голубой океан?Оптимизировать продукты и ресурсы на них? Для каждой из этих целей будут совершенно разные стратегии поведения с командой.

    В ситуации потери важных тиммейтов особенно необходимо четко понимать, какой приоритет у компании, относительно него вы будете брать или не брать буквально каждую задачу. Сейчас у меня есть список со светофором, согласованный с СРО, мы оба взяли ответственность за распределение внимания на проекты, и пока будет так. Не забывайте пересматривать такой список раз в полгода (чем ближе ваша компания к стартапу, тем чаще придется пересматривать).
  4. Не забывать про концепты, даже если сейчас все ужались и делают только критичные задачи. Почему это важно? Почти в каждой компании, куда я проходила собеседование на руководителя исследований (а я проходила их почти во все топ-компании, где мне было бы интересно работать), говорили, что отдел завяз в операционке и надо встряхнуть пул задач.

    Любая экспертиза в компании, особенно в период известности и востребованности, увязает в операционной работе. Надо успеть покрыть все входящие задачи, не потеряв качество. Вы превратитесь в завод, из которого рано или поздно захочется сбежать даже вам. Собственно, я видела исход и самих руководителей из таких капканов. Поэтому обязательно оставьте место вашим собственным проектам: это может быть усовершенствование методологий или отчетов, лаборатории, процессов. Или создание нового продукта.

    Удивительно, но пилить концепты новых продуктов я начала именно в момент стресса в компании. И здесь приведу мою любимую цитату, которую всегда говорю студентам: «Великий дизайн возникает на пересечении ограничения, непредвиденной ситуации и возможности» (из книги «Мысли как дизайнер», Жанна Лидтка и Тим Огилви).
  5. Обучайте людей в компании вокруг, чтобы они помогали вам решать ваши задачи. Прошлым летом я организовала курсы для продактов, мы изучали креативные методики и делали домашки, внедряли инновации в проекты. В результате уровень запросов на исследования, уровень обработки полученных данных, интерес и помощь у этих ребят выросли в разы. Мы говорим языком LeanCanvas, JTBD, CJM, слова-то избитые, а вот честно применять это в своей работе, с учетом величины компании и процессов, важно и нужно на постоянке. На подходе еще пару курсов по UX-копирайтингу, исследованиям, product vision и тд.

    Зачем я это делаю? Я хочу работать в коллективе, который шарит во всем, что мы делаем, хочу общаться на одном языке и чувствовать помощь в тяжелых ситуациях.

    Запомните: не вы работаете на компанию, а компания создает вам среду для раскрытия и применения вашего потенциала. Только в синергии вы не будете тратить энергию и время на переживания, злость и ненужные компромиссы… а сможете потратить это время на проживание отпускания любимых сотрудников.

    Первый раз я плакала лет семь назад, когда уходил Миша Правдин, и я плачу до сих пор, когда уходит каждая звездочка. Но только честно прожив опыт отпускания несколько раз, вы научитесь перезапуску команды и процессов, снова и снова, не забывая про человеческие эмоции в моменте. Так проще не потерять смысл быть руководителем.
0
17 комментариев
Написать комментарий...
СлавалС

Непонятная статья. Есть какие-то тезисы из серии чистить зубы, делать зарядку, кушать здоровую пищу.
Какие конкретно решения были приняты Вами и какой результат был получен в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Ермакова Алина
Автор

они перечислены под пунктами 1, 2, 3 и 4.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

А можете процитировать прм конкретику из статьи, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Efremov

Алина молодец!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Raskladka

Алина, ван лав!

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Круглов

Алина, поддерживаю тебя, не шатким лайком, а крепким рублем!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смолякова
на рынке — пустошь

На каком рынке? Труда? Не хватает "классных людей" судя по интервью, но это проблема не рынка.

а ты сам уже не знаешь
что именно делать дальше

А кто знать должен? Смотрю род деятельности ваш и не понимаю уровень проблемы, а такие вещи как UX копирайтинг и преподавание это совсем несерьезно для слез.

Ответить
Развернуть ветку
Ермакова Алина
Автор

Да, все так.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Каргаполов

Так мило написано, что я сам пустил слезу после слов об уходе Миши Правдина 🥺

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Stasevich

А в чем причины ухода этих людей? Они внешние или внутренние?

Ответить
Развернуть ветку
Ермакова Алина
Автор

ну я описала в статье: строить свои отделы, возглавлять направления, становится сро и тд)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Stasevich

Было бы полезно раскрыть эту часть темы. Карьерный рост это нормальная понятная причина, но она всегда есть, она не должна приводить к "Так случилось, что к началу этого года я потеряла половину своей команды — такое со мной впервые."

Ответить
Развернуть ветку
Ермакова Алина
Автор

Да, поэтому такое со мной впервые, так случилось. Плюс, конечно, есть еще парочка причин....) но статья не об этом

Ответить
Развернуть ветку
Ермакова Алина
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Валдис Фет

Уходят когда не могут найти себя в этом месте . Поэтому среда для ракрытия может быть и на 2 и на 5 месте .

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Помещенко

модно, но по науке: я работаю на компанию, меняю свой фактор производства - труд на Капитал.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nikolaev

.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда