{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Самый популярный психический больной художник

Как это часто случается, признание к Михаилу Врубелю пришло только после его смерти. Многие считают, что талант этого художника граничил с безумием. Отдельное место в его творчестве занимала тема демонизма, это большая часть его биографии и возможно это расплата, ведь, согласно древнему поверью, того, кто осмелится изображать дьявола, ждёт наказание. У него была трагическая судьба в чем-то схожа с не менее трагической участью его современника Винсента ван Гога – оба жили и творили в конце XIX в.

Михаил Врубель(1856-1910)

В 28 лет он познакомился с русским историком искусства Адрианом Праховым, и тот пригласил его в Киев, чтобы Врубель занялся реставрацией древних фресок Кирилловской церкви. Реставратора искали долго. Дело в том, что в народе об этом храме ходили недобрые слухи: раньше в нём работала психиатрическая больница. Однако Врубель решил взяться за эту работу. Бросив учёбу, студент отправился в Киев. К реставрации Врубель отнёсся очень ответственно. Изучал работы древнерусских художников в Софийском соборе и даже побывал в Венеции, где детально знакомился с творчеством итальянских мастеров. Он неделями не выходил из Кирилловской церкви, работал, не обращая внимания на посетителей. В Киеве Врубель озадачивал горожан не только необычной манерой письма, но и некоторой заносчивостью и даже эпатажностью в поведении. Так, одевался он в костюмы, сшитые по собственным эскизам. Наряды эти не всегда соответствовали общепринятым нормам киевской моды – например, он носил бархатные костюмы в венецианском стиле эпохи Возрождения или пальто с пелеринами. Замечали за ним и другие странности – известна история, когда во время работы художник случайно выпачкал нос зеленой краской, а когда окружающие указали на это, он закрасил нос полностью и отправился в таком виде гулять по городу. Впрочем, не сколько эпатаж характеризовал Врубеля в те годы, сколько выраженная импульсивность, что не могло не сказаться и на работе. Часто он совершал необдуманные поступки – мог уехать из города, не предупредив друзей куда и зачем, а потом столь же неожиданно появиться, с легкостью раздаривал свои работы и тут же разрывал их на мелкие клочки. Будучи стесненным в средствах, умудрялся постоянно проматывать свои гонорары, увлекался женщинами и даже наносил себе порезы из-за неразделенной любви к Эмили Праховой, жене профессора-искусствоведа.

Демон у стены монастыря.

В 1902 г., в возрасте 46 лет Михаил Врубель поступил в психиатрическую клинику I Московского университета в маниакальном состоянии. Был возбужден, высказывал идеи величия – заявлял, что он император, музыкант, его голос – хор голосов, что пьет только шампанское. Поведение его в отделении нелепо – собирал мусор, нецеленаправленно проводил штрихи углем, карандашами. Через полгода состояние больного стабилизировалось, наступила ремиссия, и он вернулся к творчеству с новой силой.

Из анамнеза врачам было известно, что десять лет назад, еще до женитьбы, у Михаила Александровича был диагностирован сифилис. Неврологический статус подтверждал версии врачей, поэтому Врубелю был выставлен диагноз «paralysis progressiv», несмотря на то что клиническая картина не слишком укладывалась в классические описания прогрессивного паралича. Несколькими месяцами спустя диагноз был подтвержден Владимиром Бехтеревым. Неизвестно, лечился ли художник, после того, как ему был выставлен диагноз сифилиса в 1892 г., однако классическое противосифилитическое лечение XIX в. включало в себя терапию малоэффективными и высокотоксичными препаратами ртути и йода, поэтому даже после курса лечения заболевание довольно часто прогрессировало до третичной стадии, и различные формы нейросифилиса, в том числе прогрессивный паралич, совсем не были той диагностической редкостью, которой они являются сегодня.

Роза в стакане. 1904

Динамику болезни Врубеля и то, как отражалась она в его творчестве, можно начать изучать еще с инициальной стадии. Стадия предвестников нейросифилиса продолжается от двух до шести месяцев и включает неспецифические симптомы нарастающей астении, повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительности, слабости, нарушений сна. Вот, что происходило с Михаилом Александровичем в промежутке между 1900 и 1902 гг.: как и в молодые годы, дает о себе знать нестабильная аффективность художника – он много работает, возбужден, болтлив, становится раздражительным, рассеянным, при этом его не покидает чувство тревоги, неясного беспокойства – гипоманиакальное состояние сменяется ажитированным. Характерное ощущение тревоги художник хорошо передал в картине «Царевна-лебедь» (1900) – глаза царевны словно застыли в страхе, бледное лицо лишено румянца, руки сжаты у сердца, она тревожно оглядывается на зрителя, словно прося помощи перед надвигающимся будущем, горизонт которого окрашен серыми, зловещими тонами.

Континуум болезни Врубеля от состояния психического здоровья через инициальную стадию заболевания к психотическому дебюту можно проследить в динамике развития знаменитого врубелевского образа Демона. Некоторые исследователи даже полагают, что завершающие картины цикла передают переживания, испытываемые при онейроидном состоянии, однако в истории болезни нет свидетельств о том, что Врубель испытал онейроидный синдром.

Первая картина трилогии – «Демон сидящий» – написана в 1900 г. На холсте с невероятной реалистичностью нарисована величественная фигура задумчивого существа с мужественным торсом, но женственными чертами лица – здесь проявилась известная двойственность натуры художника. Сам Врубель противоречиво описывал своего героя: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…». Уже первая картина производит впечатление некой громадности (кажется, что фигура Демона просто не умещается на огромном полотнище), омнипотенции, которая еще более будет проявляться в последующих картинах цикла и обретет реальную жизнь в содержании бредовых переживаний идей собственного величия во время психоза.

Демон сидящий.

Если вам понравился такая тематика, вы можете увидеть больше подобного контента в моем блоге.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда