{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы бросаем любимый бизнес

В 2004 году я вошла в помещение своего будущего ресторана «Стоп-Кадр». Впереди был полный ремонт и чуть более 10 лет жизни душа в душу с моим бизнес-первенцем.

Но в какой-то момент я поняла, что больше не могу.

У меня с ресторанным делом была настоящая любовь

Из ресторанного бизнеса люди уходят по-разному.

Я бы выделила два основных случая.

Либо человек не может быть ресторатором, не справляется с этим делом – такие истории обычно продолжаются около года или полутора. И заканчиваются продажей еще почти новой мебели и оборудования.

Либо же человек справляется, но уже не хочет продолжать. Такие владельцы иногда закрывают или продают свои рестораны и через много лет после открытия.

В первом случае мы имеем грустную историю о том, что человек сначала не понимает, во что ввязывается.

Например, кулинар прекрасно делает борщ или строганину, слышит от всех друзей и родных – ты так замечательно готовишь, тебе пора открыть свой ресторан. Но ни он, ни эти друзья и родные не понимают – ресторан это не про еду, ресторан это про бизнес, причем бизнес очень жесткий и сложный.

Существуют бизнесы типа «продажа» — купил дешевле, продал дороже. Существуют бизнесы типа «услуга». Существует «производство» — как из дешевых компонентов сделать то, что будет продаваться дорого. А ресторан – то, что сочетает в себе всё это сразу.

Итак, начинающий ресторатор набрасывает бизнес-план.

Стоимость еды, аренда, зарплата сотрудникам. Всё сходится? А вот и нет: есть масса вещей, о которых узнаешь только уже войдя в этот бизнес. Например: все коммунальные услуги для юридических лиц тарифицируются совсем не так, как для населения. Электричество, газ, вода, канализация, телефония, Интернет – всё получается намного дороже, чем запланировано. Продукты тоже имеют свойство постоянно дорожать. Но о большинстве расходов начинающий ресторатор даже не подозревает! Это бесконечные платежи за микро-услуги, которые он обязан оплачивать. От проверок СЭС и аттестаций сотрудников по технике пожарной безопасности до рекомендованных средств для уборки кухни, которые от не рекомендованных отличаются бумажкой с печатью и ценой в 5 раз выше.

Вторая засада:

Когда человек впервые открывает ресторан, он обычно предполагает, что все сотрудники будут работать на совесть, что посетителям понравится его концепция и меню.

На деле – все происходит совершенно не так. Повара и официанты – это, чаще всего не похожие на вас люди. Возвышенных соображений о доставке гастрономической культуры у них обычно нет. Работать они могут кое-как, и учитывая, что вакансий поваров и официантов в городе сотни и тысячи, им всегда есть куда от вас уйти. Итак, если вы не будете платить им огромные деньги, вы не заставите их хорошо работать. А если вы будете платить огромные деньги, вы проиграете конкуренцию. Выход только один – заниматься эквилибристикой на тонком льду, не хуже Плющенко – и поддерживать нужный климат в коллективе.

Та самая фри. 10 лет назад — обязательное блюдо в любом ресторане.

Гости – еще один вопрос.

Когда я открывала свой итальянский ресторан – я составила меню из аутентичных итальянских рецептов. И оказалось внезапно, что гостям при этом нужна обычная картошка фри – о ней просили все без исключения посетители. Пришлось ввести в меню эту картошку, пришлось адаптировать итальянские рецепты той же пиццы под русские вкусы… Все это требует времени, расходов.

Поэтому можно понять тех идеалистов, кто устал сражаться со всеми этими и другими проблемами – и закрывает ресторан, протянув всего год или даже меньше.

У тех, кто выжил в первый год и не закрылся, появляется новый список вопросов и трудностей.

Прежде всего – это тот факт, что владелец ресторана не может быть уверен ни в чем. В нашей жизни могут мгновенно поменяться правила игры. Акцизы на алкоголь, например: некоторое время назад был случай, когда ввели акцизные марки нового поколения, при этом напечатать их в нужном количестве не успели. Оказалось, что не хватает печатных станков. Продажи алкоголя встали. Возможно, вы даже помните эти времена — алкоголь тогда исчез не только из ресторанов, но и с полок супермаркетов.

А для ресторана, который обычно торгует едой практически по себестоимости и зарабатывает только на алкоголе – это смерти подобно.

Или продовольственные санкции: в одночасье ресторан лишается всех привычных продуктов, на перестройку меню и снабжения нужно время.

Или даже простая авария: была история, когда на пути из Турции затонуло судно, груженное лимонами, и все поставщики на волне паники дружно повысили цены на эти фрукты в несколько раз. А моему ресторану нужно было несколько десятков килограммов лимонов ежедневно!

Проверки различных госорганов – тоже фактор неожиданности. Например, пожарный инспектор провел проверку, предписал поменять какие-то вещи – мы это сделали. А инспектор вдруг сменяется, и его преемник требует уже других вещей. Например, у нас как-то раз требовали сертификат безопасности на краску, которой покрасили двери шесть лет назад! Мы, конечно же, давно выбросили эту бумагу, которой прежние пожарные инспекторы никогда не интересовались… Или дверь: прежний инспектор согласовал дверь, а новый потребовал ее заменить. А когда он сменится, что делать?

С этим можно справляться, да.

Например, я научилась лавировать, решать эти проблемы, привыкла со временем к постоянным неожиданностям. Но прожив в таком режиме 5-6 лет – ты вдруг понимаешь, что умеешь в бизнесе практически всё.

Ресторан – это действительно универсальная и очень жесткая деловая школа. И появляются мысли – а не заняться ли чем-нибудь другим?

Возможно, в другом бизнесе не будет больше денег, но уж точно там будет меньше нервотрепки и неожиданностей. Вот, мне кажется, основная причина, по которой уходят из ресторанного бизнеса те, кто научился в нем работать. Во всяком случае я ушла поэтому. Хоть и любила свой первый бизнес сильно. А вам как? Приходилось полностью менять сферу деятельности? Что подтолкнуло вас?

0
99 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт отморожен

Галина, а как вы умудрились открыть итальянский ресторан, не будучи при этом итальянкой и не имея ни одного итальянца на кухне?

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Галина - вполне себе итальянское имя, если вы понимаете о чем я )

Ответить
Развернуть ветку
Isaac Vatn

Вполне даже очень хорошо поднимает настроение итальянцам))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Громов

Требуется пояснительная бригада

Ответить
Развернуть ветку
SegaNew

гугл транслейт вам требуется

Ответить
Развернуть ветку
96 комментариев
Раскрывать всегда