{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Транспортные перевозки малотоннажными грузовиками и специализированные программные продукты для развития этой отрасли

В данной статье автор обобщает свой многолетний опыт руководящей работы в транспортно-логистическом секторе и, в том числе, опыт внедрения уникальных программных продуктов для цифровизации малотоннажных перевозок.

Почти 70% перевозок в России приходится на автомобильный транспорт. На чем базируются автотранспортные перевозки? В первую очередь это, конечно, крупнотоннажные грузовики, как правило включающие седельный тягач и полуприцеп.

Такой транспорт перевозит большую часть грузов по автодорогам страны. Обычно крупнотоннажные грузовики используются для доставки крупных партий товара от поставщика к покупателю, от производителя или импортера к дистрибьютеру и для перемещения между промежуточными складами или распределительными центрами. С развитием крупных сетей крупнотоннажные грузовики начали также использовать и для доставки товаров в торговые точки.

Среднетоннажные грузовики используются для доставки товаров в филиалы небольших дистрибуторов и оптовым клиентам.

Малотоннажный автотранспорт обычно используются для развоза продукции по небольшим торговым точкам. Но, помимо этого, малотоннажные грузовики могут использоваться для самых различных видов доставки. Как правило, крупные региональные дистрибуторы, а таже оптовые компании используют собственные малотоннажные грузовики для доставки продукции своим клиентам. Это может быть как внутригородская доставка, так и региональная, при этом обычно плечо доставки не превышает 150–200 километров. В данном случае грузовик загружается в одной точке и затем развозит товар получателям. Обратно грузовик возвращается пустым, а на следующий день снова загружается и доставляет товар клиентам. Если плечо доставки составляет более 200–300 километров, то продолжительность такого рейса может увеличиться до двух дней.

При доставке большого количества мелких заказов малотоннажные грузовики могут быть использованы для комбинированной доставки, когда один грузовик загружает заказы от нескольких поставщиков и развозит их по торговым точкам. Такую комбинированную доставку могут осуществлять, например, крупные дистрибуторы собственным транспортом, в том случае если вместе с доставкой собственным клиентам они оказывают логистические услуги сторонним компаниям. Инициатором комбинированной доставки может быть и перевозчик. Для такой доставки необходимо, чтобы у разных поставщиков были одни и те же покупатели и графики доставки товара этим покупателям у разных поставщиков совпадали. Такой способ доставки (по инициативе перевозчика) довольно редко применяется на практике, поскольку очень сложно скоординировать действия поставщиков, покупателей и самого перевозчика. Однако в случае успешной координации всех сторон комбинированной доставки при практически неизменной стоимости доставки доставляется в два раза больше товара, соответственно, стоимость доставки единицы товара становится почти в два раза меньше. Экономический эффект такой доставки разделяется между перевозчиком и поставщиками.

В последнее время малотоннажные грузовики все чаще применяются и для междугородних магистральных перевозок. Обычно малотоннажный автотранспорт применяется для магистральных перевозок, когда необходимо быстро перевезти небольшую партию товара в короткий срок. Для использования малотоннажных грузовиков в междугородних перевозках перевозчики оборудуют свои грузовики спальными местами, устанавливают увеличенные топливные баки и рации, чтобы водители чувствовали себя как настоящие «дальнобойщики». Для увеличения объема перевозимой продукции малотоннажные грузовики могут быть дополнены прицепами.

Некоторые перевозчики сообщают, что оборудованный для междугородных перевозок малотоннажный грузовик с прицепом может зарабатывать столько же, сколько и крупнотоннажный тягач с полуприцепом. Получение высокой прибыли достигается, с одной стороны, меньшими затратами на эксплуатацию такого оборудования. У малотоннажного грузовика проще конструкция, соответственно, меньше узлов требующих дорогого ремонта, меньше расход топлива, меньше затраты на техническое обслуживание, дешевле страховка и стоимость проезда по платным дорогам, не нужно осуществлять платежи в системе «Платон», обеспечивающей сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортных средств, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также нет необходимости устанавливать тахограф. С другой стороны, для получения высокой прибыли необходимо возить не цельные грузы из одной точки в другую, а загружать несколько грузов в разных точках и развозить их получателям. Но главное конкурентное преимущество малотоннажных грузовиков при такой доставке — это их маневренность. Они без проблем могут заехать в центр крупного города, проехать в жилой массив и развернуться на маленькой площадке, что крупнотоннажным грузовикам совершенно недоступно.

Для получения высокой прибыли от эксплуатации малотоннажного автотранспорта помимо его правильного оснащения и подготовки к длинным переездам необходимо автоматизировать работу логиста. Если логист обслуживает один или два грузовика, то искать грузы и формировать маршруты можно и в ручном режиме, но если в компании несколько грузовиков, а тем более если их счет идет на десятки или сотни, то без программного обеспечения, отбирающего грузы и формирующего маршруты никак не обойтись.

Какой должна быть такая программа? В первую очередь она должна иметь постоянный онлайновый доступ к максимально большому числу площадок, предлагающих грузы к перевозке. Программе необходим либо собственный механизм расчета и формирования пути следования, либо коммерческий доступ к платформе, предоставляющей услуги картографии и навигации. Программа должна постоянно отслеживать появление новых грузов и в режиме реального времени добавлять новые грузы и корректировать созданный маршрут. Естественно, в программе должен быть инструмент, позволяющий максимально точно настроить параметры грузовика. Также в программе должны быть гибкие инструменты для фильтрации предлагаемых грузов и настройки параметров необходимого пути следования. Весьма полезными будут опции позволяющие в один клик оформить заявку на перевозку, сформировать сопроводительные документы, произвести звонок заказчику или водителю, отправить email, сформировать платежные документы.

Исходя из личного опыта внедрения подобного продукта могу уверенно сказать, что использование специализированных программных средств существенно облегчает работу логиста. Программная обработка заказов и расчет оптимального маршрута перевозки позволяет максимально эффективно использовать имеющийся парк транспортных средств и получать прибыль от перевозки каждым малотоннажным грузовиком сопоставимую с прибылью от крупнотоннажного грузовика.

Основным конкурентом перевозчиков на рынке междугородных перевозок малотоннажным транспортом являются крупные сетевые компании, осуществляющие перевозки сборных грузов. Однако у таких компаний есть и слабые места: им необходимо содержать склады, распределительные центры и большое количество складских работников и офисного персонала. В результате дополнительные логистические затраты крупных сетевых компаний осуществляющих перевозки сборных грузов не перекрываются в полном объеме дополнительными объемами продаж, возникающими за счет «эффекта масштаба», поэтому стоимость перевозки единицы продукции у них будет всегда выше.

Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время ниша междугородных перевозок сборных грузов малотоннажным транспортом слабо занята и, на мой взгляд, является весьма перспективной при надлежащем уровне цифровизации и использовании специализированного программного обеспечения.

Роман Аксененко, специалист по логистике

0
3 комментария
Alex Kod

Цифр нет, значит это гуманитарная теория

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Кто хочет помочь поднять эту нишу в стране где нет даже аналога достависты - велкам.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zabolotni

Хм, а какие задачи мониторинга или логистики условной газели не решает Wialon?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда