​​Кино как социальное явление. «Поехавшая» Антона Маслова - об идее безоглядности и инстинкте кочевника

Вроде бы фильм о дауншифтинге: героиня ведет SMM у гламурной инфлюэнсерши, пока не бросается головой в омут, вернее, в путешествие на велосипеде на край земли. Но дауншифтинг хитрый, через него можно получить гораздо больше, чем было в исходной точке - и славу блогера с армией подписчиков, и решение гендерных проблем, ну и личную трансформацию, если не просветление. Именно такие беспроигрышные дауншифтинги и нужны московскому интеллектуалу. На меньшее он не согласен. Но и есть и более глубокая канва. Фильм - поэзия дороги, вечного пути, ухода и за физическую, и за психологическую линию горизонта. Отрыв. Русский номадизм, зашитое глубоко в культурный код кочевничество. Дорога от всего лечит, и ни в одной точке нет чего-то такого, за что по-настоящему стоит держаться. Цель тоже не так важна: ее можно было бы достичь гораздо проще, но тогда пропадает идея пути. Если цель начнёт сдвигаться, не беда, путь всегда можно удлинить или начать заново. Как говорил филолог Ричард Уортмон, в любом языке есть харизматичные слова. «Такие слова могут возбуждать страх, экзальтацию, увлеченность, экстаз, отвлекая индивида от обыденности… Они имеют неясные границы, их значение варьируется в соответствии с идеологическим настроем эпохи». В нашей культуре одно из таких слов - безоглядность. Если путь начат, худшее, что может случиться, цепляться за прошлое. Разумеется, для такого отрыва нужен ангел-хранитель. Все попытки его прогнать, поскольку ангел принимает вид бородатого мужика из Белоруссии, не удаются: ангел появляется вновь и вновь, иногда в самых пикантных местах. Он сам нуждается в помощи, потому что силовые структуры не дремлют. Ангел им может показаться интересным, но уже по своей полицейской части.

Поэтому наступает момент, как демонстрирует фильм, когда не ангел должен двигаться к тебе, но ты к нему. Здесь и произойдет настоящее слияние, дорога обретет свой сакральный смысл. Что еще скажешь? Наверное, что в цифровую эпоху любой отрыв крайне условен, как бы ни хотели (декларативно) того герои. Инстаграм создает эффект постоянного соприсутствия, перемещения прозрачны, фотоотчеты обязательны. Поэтому люди-кочевники как бы в пути, но при этом всегда с нами и на виду. Все в одном цифровом пространстве. Хорошо, что еще остались места, где связь не берет. Данная рубрика не предполагает эстетических оценок фильмов и мотиваций к их просмотру.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/sociocrisis

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда