{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем нужен маркетинг вину. С чего начать. Как не допустить ошибок

Если почти 90% вина покупается по этикетке — зачем нужен маркетинг?

В эти 90% этикеточных покупок попадают вина, относящиеся к определенному региону или стране. Действительно, покупая ординарное вино для ужина из Испании, Италии или даже Грузии, покупатель чаще всего ориентируется на 2 критерия: цена, подходящая под конкретную цель (ужин, подарок) и этикетка. Как будто маркетинг и не нужен никакой. Но на самом деле

каждая страна, каждый регион уже сам по себе бренд, созданный за долгие годы.

Есть ли такая тенденция в российском виноделии? Я бы сказала, что на данный моменте ещё не сформировано категорийного понятия и бренда российского вина, особенно премиального. Тут покупатель более требовательно относится к цене, больше читает, хочет понять что за сорт, откуда вино, кто конкретно производитель (это, конечно, если речь не идёт о самом базовом и низком ценовом сегменте, где цена единственный фактор).

Поэтому однозначно:

маркетинг и стратегия нужны как самой категории — Российское Вино должно быть трендовым, стильным, модным и, по умолчанию, качественным, — так и отдельным брендам, в особенности премиальным.

Важность маркетинга для российских вин интересно оценить на стратегии аргентинского бренда Chandon, который я запускала в России. Тут важно не путать это вино с французским шампанским Moet Chandon — когда бренд появился на российском рынке, его не знал никто, более того, воспринимали как подделку шампанского Moët (при том, что оба бренда принадлежат одной компании Moët&Hennessy из конгломерата LVMH).

В портфеле бренда были всего 3 позиции: Brut, Rose, Delice — сладкое, рекомендованное для потребления в коктейлях. С точки зрения производства, изначально это игристое вино делалось традиционным методом.

Первая примерка стратегии

Разрабатывая стратегию запуска, мы решили:

  1. бренд премиальный, поэтому цену поставили около ₽2500 за бутылку
  2. флагманским продуктом попробовали сделать брют, потому что на тот момент это была самая большая и растущая категория среди игристых (конечно, за счёт просекко)
  3. глобально бренд поддерживал Формулу 1 — в России мы так же попробовали взять за основу большое событие, связанное с проведением этапа F1 в Сочи
  4. внутри компании обсудили, что если шампанское — это для праздничного события в жизни потребителя, то Chandon можно было пить хоть каждый день, то есть это продукт более lifestyle.

При всех этих вводных и первых минимальных отгрузках в сети (Metro, Ароматный мир, дискаунтер Бристоль и несколько других) продукт намертво встал на полке: покупатель оказался совсем не готов к тому, что no-name игристое из Аргентины стоит по цене шампанского Mumm на скидке (да и откуда вдруг может взяться премиальное восприятие продукта?)

С точки зрения качества продукта — в целом эти характеристики потребители оценивали высоко, но вино казалось сложноватым для lifestyle позиционирования. Ещё иногда продукт, который должен быть Rose, оказывался по цвету очень близким к Brut.

Фактически целый год мы нащупывали правильную стратегию и позиционирование, но первый шаг был важен, чтобы сделать ошибки и выводы и вовремя скорректировать курс действий.

Как сделать работу над ошибками? — начать всё с начала

Нам пришлось кардинально изменить подход к стратегии продвижения продукта:

  1. Провели качественное исследование покупательских предпочтений — фокус-группы. В ходе них мы выяснили, что именно Rose выделяют наши потребители как отличное вино. Они считали, что пить Rose — это стильно и модно. Отдельно отмечали интересный цвет Rose — нежно-лососевый, лёгкий, который был ближе к розе из Прованса. Также мы протестили несколько коммуникаций-вижуалов, которые разработали локально.
  2. Посмотрели на категорию и тренды по-другому, выдвинули новые гипотезы: решили поставить на категорию Розе. Она на тот момент была очень небольшая, тем более в игристых — десятые доли процента всего рынка премиальный игристых. Сделав ошибку первый раз, мы поняли, что просекко нам не конкурент и нужно отстраиваться за счёт другого продукта.
  3. Пересмотрели дистрибуцию. Изначально продукт поставили туда, куда смогли сейлзы. Возможно, это случилось потому, что они сами не понимали продукт и не были влюблены в него. Провели несколько красивых вдохновляющих мероприятий сначала для команды, потом и для категорийных баеров сетей. Оставили продукт в крупных сетях, убрали из дискаунтеров — это совсем не место для премиальных продуктов. Сделали фокус на бутиках и остальных «strongholds» компании, то есть выбрали те точки и клиентов, где продукты компании уже продавались хорошо. Но это все произошло не по щелчку пальца. Построение дистрибуции шло очень сложно. Дополнительно изготовили красивые стойки для Chandon: с ключевой информацией о бренде и фокусном продукте — Rose.
  4. Пересмотрели ценовое позиционирование: для lifestyle игристого цена 2500 рублей за бутылку оказалось слишком высокой. Был нащупан ценовой порог в ₽1500 как критичный для покупателя, мы также тестили это на фокус-группах. В итоге Chandon можно было купить на полке за ₽1300-1500 (если была скидка).
  5. Пересмотрели портфель. Делистовали сладкий Chandon Delice — это была самая непродаваемая позиция (обсолет). Постепенно вообще его убрали из розницы, а фейсинг на полке заменили на второй Rose. Изменили формулу продукта: теперь весь Chandon начали производить по методу long charmat, это дало свежесть продукту, которой не хватало ранее из-за традиционного метода. Помимо всего этого приняли решение сделать локальный Limited Edition, вдохновлённый историей русских сказок. В этой бутылке был, конечно, Rose.
  6. Усилили образование: включили активное участие бренд-амбассадора Эрика Штайнбрюнна, на всех тренингах и мероприятиях для покупателей.
  7. Разработали новый маркетинговый инструментарий для поддержки бренда во всех каналах. Здесь подчеркну, что
Chandon Limited Edition, посвященный теме русских сказок

во всех своих действиях я руководствовалась ДНК бренда — это то, что направляет и корректирует все действия.

Также было крайне важно всегда понимать кто наша целевая аудитория, и уже после этого находить инструменты и релевантных лидеров мнений, через которых будем доносить ценности и УТП бренда.

От торговой марки Chandon, которая продаёт 9 тыс. бутылок в год в России мы пришли к желанному бренду, продающему более 150 тыс. бутылок в год через 3 года.

С чего начать перед тем, как выводить свой продукт на рынок

  1. Прописать «Библию» бренда: это ДНК, tone of voice, позиционирование и сторителлинг бренда.
  2. Сделать стратегию маркетинга:
    - оценить рыночные тренды и данные
    - определить целевую аудиторию, желательно максимально подробно
    - определить и выбрать бренд-территорию, на которой ваш бренд будет играть (кино? вечеринки? праздники?)
    - разработать key visual — основную коммуникацию, которая будет на всех ваших материалах для вашей ЦА
    - определить фокусы дистрибуции
    - выбрать ценовое позиционирование
    - прописать поквартальный план маркетинг-активностей

Маркетинг-стратегия — это живой организм

Не надо бояться, что что-то идёт не так или мы отступаем по одному из пунктов. Стратегия даёт основное направление и ощущение, что у вас все упорядочено, а не хаотично.

Важно руководствоваться Библией бренда и не идти на компромиссы, особенно, если вы строите премиальный бренд.

0
5 комментариев
Sam

Что то мне подсказывает, что снижение цены с 2,5 до 1,5 тысяч рублей и дало основной результат

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Будь проще - и люди к тебе потянутся ! (с)
Именно так мы и продвигаем наш "Клуб любителей бесплатного вина" !

Ответить
Развернуть ветку
Julia Smirnova
Автор

Не только. Даже новая цена оказалась в премиальном сегменте. А премиальность нужно было доносить маркетинговыми инструментами.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Жаль, что жадные сомелье и жадные маркетологи убивают российский рынок вина прямо на наших глазах.
Подробнее от специалиста в ролике:
https://www.youtube.com/watch?v=vliRryvTqC4

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Известный производитель биодинамического вина под торговой маркой UPPA Winery ( Севастополь ) Павел Швец печально подтвердил правильность логики автора видеоролика:

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда