{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Адаптация методов управления компанией и компетенций топ-менеджеров к существующему миру

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о том, в каком мире мы сейчас живем с точки зрения общих метрик, и какой тип менеджмента будет максимально эффективным. Также в процессе раскрытия данной темы я укажу на те качества топ-менеджера, которые максимально соответствуют текущей картине мира.

За время моего становления как топ-менеджера и бизнес-консультанта я лично наблюдал смену 3 типов миров:

  • VUCA – концепция, появилась в 1980г., но в российский бизнес пришла после 2000г.
  • BANI – пик этого мира пришелся на 2020г. (признак – COVID19).
  • SHIVA – сформировался буквально за последний год — 2022 (признак – санкции и СВО).

До всего этого был SPOD, но сам я его не застал, поэтому сильно много про него писать не буду (в нашей стране, наверное, до 1991 года), кроме того, что напишу расшифровку аббревиатуры:

  • Steady (устойчивый)
  • Predictable (предсказуемый)
  • Ordinary (простой)
  • Definite (определенный)

Теперь поговорим по порядку о тех средах/мирах, в которых я наблюдал бизнес, принимал решения, и установим взаимосвязь между ними, чтобы вы могли уловить цепочку трансформации требований к топ-менеджерам и методам управления компанией.

Вопрос управления будущим компаний всегда волновал и будет волновать собственников и первых лиц, поэтому очень важно научиться оценивать параметры внешней среды, особенно для бизнеса секторов B2C, B2B.

Первая концепция — мир VUCA:

  • Volatility (изменчивость)
  • Uncertainty (неопределенность)
  • Сomplexity (сложность)
  • Ambiguity (неоднозначность)

Этот мир характеризовался так называемой моделью «Хаоса и порядка» (модель Мальденброта), которая имела признаки гонки технологий и неконтролируемого потока развития. Создавались и умирали тысячи стартапов и проектов, причем одна прорывная технология ломала сотни устоявшихся компаний/рынков (телефоны, соцсети, гаджеты, скорость интернета и т. д.). Как пример – трансформация рынка рекламы в ТВ, наружной в сторону блогеров и соцсетей, отмирание почты, смена технологии продаж с перекосом в онлайн и многое другое.

Для топ-менеджеров этот мир демонстрировал новые правила к устойчивости бизнеса: если бизнес-система выдерживает нагрузку на предельных значениях при самой малой вероятности наступления риска, только тогда она является стабильной.

Для управленцев формируется новый навык и компетенция – риск-менеджмент как способ принятия решений в трудных условиях, когда надо научиться соотносить риски и потери, а так же выгоды в случае успешной реализации проекта или идеи.

Я имею в виду риск-менеджмент в разрезе таких качеств, как:

  • Видеть несколько вариантов развития событий
  • Уметь высчитать выгоды и потери по этим проектам и событиям
  • Умение системно мыслить и делать нелинейные расчеты
  • Умение принимать риск, как часть своей работы и не терять время на сомнения (не затягивать время на принятие решения)

Отдельно также хочу упомянуть такие признаки этой эпохи как произведения Нассима Талеба – «Антихрупкость» и «Черный лебедь».

Эта концепция существовала реально долго, аж до 2020 года, когда на мир обрушилась пандемия и рынок перевернулся, логистические цепочки поломались, сотрудники не могли контактировать, заводы встали и скорость принятия решений выросла в разы, как и риски, связанные с этими решениями. Тут и пришла на смену концепция BANI мира.

Вторая концепция – BANI. Мир, где:

  • Brittle (хрупкий)
  • Anxious (тревожный)
  • Nonlinear (нелинейный)
  • Incomprehensible (непостижимый)

Попытки справиться с нелинейностью и загнать бизнес в структуру резко сменились невозможностью прогнозирования будущего и тревожностью, как собственников, так и сотрудников компаний.

В этом мире реальным инструментом работы и обеспечения стабильности стало использование метода тестирования гипотез, то есть выпуск продуктов без долгой и тщательной подготовки, для оценки спроса и только потом «докручивание» продукта до финальной коммерческой версии.

При том появляется концепция – ты сначала продай, потом будешь разбираться с производством продукта, как часть метода тестирования гипотез.

На первое место у руководителей компаний выходит навык оценки быстро меняющихся трендов. Как следствие в топ управленческих навыков выходят такие качества, как умение креативить и взаимодействовать, управлять рисками и выстраивать антикризисные стратегии.

При том, нетрудно заметить, что навыки не формируются за 1-2 дня, это долгий процесс и получается, что большинство компаний просто не успевают за изменениями, как и топ-менеджеры, как следствие – потеря бизнеса или позиций на рынке и выход новых игроков. В это время не надо бороться с крупными компаниями капиталом, как это было раньше, порог входа в бизнес меняется и маленькие игроки быстро растут за счет своей гибкости и креативности, несмотря на пул устоявшихся компаний.

Я отдельно хочу отметить такую концепцию, которая сформировалась в BANI мире – LLL (life-long learning – обучение всю жизнь), и, к моему счастью, я уже давно жил именно в этой концепции.

Но BANI не задержался надолго, так как в 2022 году с началом СВО мир перевернулся вновь и новая концепция мира – SHIVA, пришла на смену.

Третья концепция – SHIVA:

  • split (расщепленный)
  • horrible (ужасный)
  • inconceivable (невообразимый)
  • vicious (жестокий)
  • arising (возрождающийся)

В литературе я читал такое трактование: что это не просто кризис в мире, а сам этот мир SHIVA и есть кризис.

Все ранее приобретенные топ-менеджерами и сотрудниками качества по-прежнему имеют большое значение в работе компаний, но ключевой компетенцией становится управление рисками или риск-менеджмент.

Теперь как никогда нужно не просто оценить риски по проектам и вероятность их реализации, но и уметь принять решение о выборе сценария, при котором потери будут минимальные. То есть должно прийти понимание того, что выйти из определенных процессов и ситуаций без потерь не удастся и достижением является вообще выход и сохранение компании.

Наши собственники привыкли видеть рентабельность бизнеса, но иногда не задумываются о том, что топ-менеджер, минимизируя потери, тоже сохраняет деньги компании и собственника, увольнение таких людей сейчас = кризис.

Неплохим скилом будет и умение диверсифицировать бизнес и связанные с ним риски, чтобы сохранить целиком бизнес, несмотря на временные убытки его частей.

Выводы, которые я могу сделать на основе своего опыта и изученной информации:

Если вы внимательно читали статью, то вы наверняка заметили, что через все три концепции идет линия компетенций по управлению рисками и умение принимать решения в условиях неопределенности. Именно эти два качества с моей точки зрения будут определяющими при оценке компетенций топ-менеджеров в ближайшие 2-3 года, и, те, кто первые придут к выбору именно таких управленцев, окажутся в выигрышной позиции по отношению к конкурентам.

Надеюсь, эта статья была вам интересна и полезна – ставьте лайк.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда