Значительный вклад в становление и развитие основ теории инноваций внесен Йозефом Шумпете- ром, сконцентрировавшим внимание на экономических инновациях и высоко оценившим роль предпринимателя-новатора в экономическом прогрессе. Для Й. Шумпетера люди, которые осуществляют инновации, и есть предприниматели. Они создают ранее неизвестные комбинации факторов производства. Й. Шумпетер справедливо считал предпринимательскую способность четвертым фактором производства [7]. Кроме того, Й. Шумпетер полагал, что функция предпринимателей заключается в реформировании или революционизации производства с использованием изобретения или — в более общем смысле — новых технологических решений для выпуска новых товаров либо производства старых товаров новым способом, а также открытии новых источников сырья и материалов, новых рынков путем реорганизации отрасли, и т. д. Строительство железных дорог, производство электроэнергии в начале XX в., использование энергии пара, широкое применение стали и изобретение автомобиля — вот только крат- кий перечень инноваций, которые коренным образом изменили мир техники, технологии, экономики и оказали влияние на общественно-политическое устройство большинства стран мира. Это позволяет рассматривать инновации как одну из причин периодических подъемов, революционизирующих экономику в мировых и национальных масштабах, и периодических спадов, возникающих вследствие нарушения равновесия при производстве новых товаров или применении новых методов управления экономикой. Таким образом, реализация нововведений отражает самостоятельную экономическую функцию, поскольку все новое лежит за пределами понятных всем задач и приходится преодолевать сопротивление среды.