Мария Клетанина: "Производство веганских продуктов только кажется чем-то необычным"
О том, каким был первый предпринимательский опыт, сырках АММ и новой продукции веганских чокопаев, нашему порталу рассказала veg-нутрициолог, предприниматель - Мария Клетанина
Мария, добрый день. Вы нутрициолог, предприниматель.
Ваши сырки АММ давно на прилавках, таких известных магазинов, как Вкуссвилл. Но сейчас вы запускаете абсолютно новый продукт.
Какой он будет?
Да, я продолжаю работу в сфере производства веганских продуктов. Пища на растительной основе становится все более и более популярной, а это значит, что мое направление future food супер-актуально. Сейчас я запускаю новый продукт - дримпай, чем-то похожий на чокопай, только веганский и очень полезный. Планирую выпустить целых пять вкусов, но пока что раскрою только один - дримпай “соленая карамель”.
Это был ваш первый предпринимательский опыт?
Да, моим первым опытом в бизнесе было производство сырков АММ. Несмотря на то, что сейчас я уже не являюсь частью компании, я с гордостью вспоминаю свои первые шаги в предпринимательстве. Я давно продала свою долю в бизнесе и больше никак не связана с АММ. Но с другой стороны, когда я вижу, что люди покупают сырки в магазинах или отмечают бренд и меня в сторис, мне безумно приятно - я понимаю, что не зря потратила полтора года жизни, посвятив их созданию и продвижению продукта.
Расскажите, с какими нюансами вы столкнулись?
В бизнесе много нюансов - каждый проект индивидуален. Лично для меня самым сложным становится этап стартапа. Даже если есть опыт и продажи, первый год для компании - это нелегкое испытание. Главное - сохранять позитивный настрой и продолжать верить в свое дело, а также окружить себя профессионалами, настроенными на развитие бизнеса. От команды зависит многое, поэтому она должна быть слаженной и заряженной на успех.
По своему опыту я поняла, что быть первопроходцем всегда тяжело, и нужно просто быть к этому готовым. Два года назад, когда я только начинала запускать линию веганских продуктов, общество еще не совсем понимало ценность растительной пищи. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону - все больше людей переходит на веганское питание, да и в целом отношение к веганам стало куда лояльнее, чем раньше. Рынок полезной еды медленно, но верно растет - выпуском веганских товаров занимаются уже более 50 компаний в России.
Во время организации производства тоже пришлось столкнуться с проблемами - подбор команды и оптимизация процессов отняли много сил и времени. Часто на бизнес влияют ситуации, которыми предприниматель не может управлять. Например, наше производство пострадало из-за пандемии. 60% нашей продукции выкупали кафе и рестораны, а тут они закрылись - пришлось искать новых клиентов. Главное - не паниковать и всегда искать новые возможности. Для тех, кто обладает гибкостью ума и коммерческими способностями, безвыходных ситуаций не бывает. Кстати, именно эти качества нужно постоянно развивать.
Какие навыки нужно развивать в себе, чтобы управлять таким необычным бизнесом?
Производство веганских продуктов только кажется чем-то необычным. С точки зрения бизнеса это обычный производственный процесс, а не предпринимательство для “девочек”. Есть немало сложных задач, которые приходится решать чуть ли не каждый день - договариваться с поставщиками, искать клиентов, улучшать производство, продумывать маркетинговые стратегии.
Залог успеха - постоянное прокачивание предпринимательских навыков, а именно умения адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку. Также важно научиться договариваться с совершенно разными людьми и строить партнерские отношения.
Мне кажется, что сейчас мало просто выпустить классный продукт - нужно еще превратить его в бренд и наладить продажи. Я уверена, что заниматься построением бренда должен его владелец - тогда товар будет максимально привлекательным, интересным и востребованным. Разумеется, действовать нужно вместе с профессионалами из различных сфер бизнеса, но полностью перекладывать на наемных сотрудников заботу о бренде не стоит, какими бы классными они ни были.
Здоровое питание. Это дорого?
Это очень популярный миф. На самом деле, питаться здорово можно расходуя всего 6 тысяч рублей в месяц, если закупаться правильными продуктами и планировать бюджет. Например, вместо свежих ягод можно покупать замороженные - они стоят 5-6 раз дешевле. В целом, питаться здорово - это делать осознанный выбор и не скупать пищевой мусор (чипсы и конфеты), который стоит относительно недорого за одну штуку, но за месяц может перерасти в кругленькую сумму. На эти деньги можно с легкостью выстроить классный и здоровый рацион. 6. Как вы считаете возможно ли приучить жителей нашей страны к правильному питанию? И как?Я считаю, что никого приучать не нужно . Гораздо правильнее будет популяризировать эту тему, рассказывать какие преимущества дает здоровое питание и мотивировать людей хотя бы попробовать. Уже когда они попробуют, у них появится положительный опыт и исходя из него они смогут принимать окончательное решение и вырабатывать полезные привычки. 7.Поделитесь вашими планами на ближайшее будущее
Главная цель сейчас - запустить проект до весны и наладить торговлю через супермаркеты. Уже сейчас наша команда работает над новыми продуктами.
В течение года мы хотим выйти на российский рынок, а потом начнем продвигать бренд в других странах. Собственно, моя цель не изменилась - я буду производить полезные и вкусные альтернативы привычным продуктам. Думаю, за 5 лет мы сформируем полноценную прибыльную компанию.