Правила стартапов. Доминируй, нанимай

Найм первых сотрудников — ключевой момент для стартапа. О том, как правильно заложить фундамент, рассказываем по опыту общения с более чем 1000 проектами.

Почему я решил это написать

Последние три года я плотно связан со стартапами ранней стадии. На них фокусирует свою работу FunCubator, который мы создавали с нуля в рамках FunCorp. С ними же плотно работает Genesis Investments, где я ищу новые истории как Venture Partner.

Прямо сейчас можно найти десятки книг и тысячи статей о стартапах, написанных на русском языке. Если вы читаете на английском, то числа вырастут на два порядка, как минимум. Но реальность такова, что большинство из материалов описывают окутанный ореолом «долиновский» сценарий. Кремниевая (и местами Силиконовая) Долина — прекрасное место и колыбель стартап-культуры. Но чтобы следовать правилам Долины нужно начать с простого правила — быть в Долине.

Я не был. Не хочу слыть живым примером крылатой фразы «не читал, но осуждаю» — потому не буду говорить о том хорошо или плохо там. Могу лишь рекомендовать канал Ивана Новикова, который рассказывает про реалии Долины и проводит ликбез для начинающих .

Мой опыт связан с местными стартапами и предпринимателями с постсоветского пространства. Все эти три с половиной года я общаюсь с командами, которые только начинают свой путь. Чаще всего они повторяют одни и те же ошибки, кажущиеся очевидными инвесторам и всегда новые для тех, кто совершает их в первый раз. Часть этих проблем уникальны для среды, их не встретить «там» — взять, к примеру, юридическую базу.

Мы всегда даем развернутый фидбек почему не готовы инвестировать. Не прячемся за стандартными фразами, а предметно разбираем слабые места проекта. Да, мы субъективны, но чаще всего проекты нам говорят спасибо после таких разборов. Мы говорим о «желтых флагах», которые с высокой вероятностью оттолкнут и других инвесторов.

Свою обратную связь, мы даем простым языком, не сыпя непонятными терминами. Общение должно быть простым, а не как решения VAR в матчах «Спартака».

Какое-то время назад я начал писать в своем facebook короткие заметки с тэгом #стартапкомикс , а потом #стартап . Сначала это были просто картинки по мотивам, потом добавились комментарии, еще позже — полезные ссылки по теме.

Все эти короткие заметки написаны если не кровью, то уж точно потом сотен реальных встреч и переписок. В них боль от того, что разваливались интересные команды и не взлетали интересные проекты. Венчур — это игра в риски. Слишком многое может пойти не так, задача инвестора — убрать самые очевидные из них, через свой опыт увеличить вероятность. Если наш опыт кому-то поможет — я буду рад.

Работа по найму

Вступление затянулось. Я постарался объяснить, почему вдруг счел себя «самым умным» и стал делиться «мудростью». На мудрость не претендую. Суровая правда жизни, которая, возможно, кому-то позволит увеличить вероятность успеха.

Dream team

Одно из неписаных правил гласит, что основатель стартапа львиную долю времени тратит на поиск инвестиций. Далеко не все проекты идут по этому пути. Но вот на что фаундер точно обязан тратить свое внимание — на найм. Работа по найму — это не работа на кого-то, это труд по привлечению в свой стартап сотрудников.

Вот три простых совета, которые, надеюсь, помогут вам не собирать грабли.

1. Корпоративная культура — это вы

Читая книжки про Netflix и Pixar, написанные директорами по персоналу, вы много узнаете про корпоративную культуру. Про социо-культурные ценности, про спасение мира. На каком-то этапе масштабирования вы тоже придете к такой необходимости. Но на старте вся корпоративная культура — это вы. Из плоти и крови, со своими принципами и стереотипами. Не усложняйте и будьте сами собой.

2. Вам не нужен HR для найма первых 20-ти сотрудников

Вы — и есть HR. Эту функцию нельзя делегировать. Привлекайте помощников, нанимайте кадровое агентство (на самом деле нет) — но последняя миля только ваша. См п.1. Нанятый человек должен соответствовать корпоративной культуре.

3. Раздавайте опционы с умом и закрепляйте отношения

Страшная ошибка новичков, которые считают чем-то некорректным подписывать какие-то соглашения и идти дальше рукопожатия (в наше то время пандемий). Но это жизненно необходимо. Не раздавайте доли просто так. Владеть частью компании, пусть и минорной, должен только тот, с кем вы готовы пройти путь до конца. И кто сам готов. И даже в таком случае должен быть вестинг доли.

Три простые совета. Очевидные настолько, что хочется крикнуть «Спасибо, кэп» в комментариях. Кто-то улыбнется, а кто-то вспомнит, что где-то в этих трех строчках некролог их весьма перспективного проекта.

5 ссылок по теме

1. Упоминавшийся канал Ивана Новикова про стартапы в Долине. Передовой опыт, человеческий язык. Смотреть даже более обязательно чем тот самый выпуск Дудя.

2. Исследование «Стартап-барометр» за прошлый год. Лично знаю коллег, которые его делали. Есть плотный блок про найм и проблемы в нем.

3. Гайд про вестинг от моего коллеги Алмаса Абулхаирова. Не поленитесь посмотреть там другие материалы. Алмас очень просто объясняет сложные вещи, буквально раскладывает на пальцах и понятиях.

4. Суровая напоминалка почему вам придется столкнуться с таким явлением как «кадровое делопроизводство». Найм — это не просто «буду тебе отдавать столько денег за таку-то работу».

5. Морейнис и его 6 правил найма в стартапы. Аркадий — один из тех, кто рассказывает важные вещи простым языком.

P.S. Какой-то не текст, а страшилка получилась. Найм — это еще и интересный квест, который можно решать самыми разными способами.

0
5 комментариев
Prolis Labkk

После вступления расхотелось хейтить очередного капитана. Советы неплохие, но желательно сразу их подкрепить кейсами, типа Вася не подписал соглашение а Петя сделал то-то и то-то.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Спасибо. Начну с п.1. Реальная история. Есть фаундер, суровый такой человек с жизненным опытом из 90-х. Не бандит, но со шрамами. Пришел в ИТ. Сделал продуктовую компанию. Набрал первую команду. Все летит. Встает вопрос масштабирования. Как из 5 превратиться в 50, делать продукт быстрее. А фаундер дико не принимает вот эти все тренды, про ментал велнес для зумеров, про гамаки в офисе и смузи с ДМС. По принципу "я плачу очень хорошую зарплату, а няньчить никого не хочу". Рекрутеры убеждают его, что надо конкурировать со всеми компаниями большими, где все это есть - иначе лучшие кадры не привлечь. В итоге пару лет найма впустую - люди приходят в одних ожиданиях, сталкиваются с реалиями - и уходят. И так по кругу. Пока в итоге не начали нанимать таких же суровых ребят, с похожей системой ценностей. С такой же корпоративной культурой. 

Ответить
Развернуть ветку
miteigi nemoto

Вступление заняло половину материала. Думал будет лонгрид. Что ж это за опыт такой, что из тысячи проектов накаполо три самых заезженных в литературе пункта,  никаких кейсов, еще и ссылок пачка в довесок. Промо пст. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Ага, есть такое ощущение. Вступление написал потому что сам не люблю разного рода советчиков. Потому постарался объяснить чего вдруг я сам считаю свое мнение релевантным. А три совета - это формат. Формат для серии постов, это лишь первый. Постараюсь рассказать про свой опыт, связанный с разными аспектами. Про кейсы подумаю, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Парамыгин

Всё понятно в решениях ВАР по "Спартаку", чего ты нагнетаешь ))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда