Правила стартапов. Make Product! Great. Again
«Капитан венчурная очевидность» продолжает листать слайды идеального инвестиционного питч-дека, делая вид, что такой существует. В сегодняшней серии разбор страницы «Продукт».
(Вставить отсылку к прошлой статье)
И поэтому «Продукт» так прочно связан с предыдущим слайдом «Решение». Хочу позанудствовать и напомнить, что в этой серии публикаций я говорю исключительно про раннюю стадию. И у вас продукта толком еще нет, есть MVP и есть что-то, что вы проверили, подтвердили. И знаете что? Это нормально! Если ваш потенциальный инвестор этого не понимает — до свидания, будем держать вас в курсе.
Сегодня говорим о том как правильно описать «Продукт». Как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.
Три тезиса, пять ссылок. Погнали!
1. Продукт на ранней стадии — это то, что вы уже проверили из ценности и набор гипотез для последующей проверки
Продукт без проверки — это идея. Один из первых вопросов, который вы услышите от инвесторов: «Что вы проверили?». Не «нагуглили», не «спросили», даже не «знаете». Именно проверили. В красивой обертке это звучит как «сняли первые риски ценности».
Вы должны быстро проверять гипотезы. Быстро перезапускать HADI-циклы и проверять, проверять, проверять. Важны выводы после каждой попытки. Иначе вы всегда будете подбрасывать монетку с неизменной вероятностью.
2. Если вы не умеете продавать свой продукт — у вас нет продукта
Фраза намеренно блестит на солнце своей жесткостью. Все не так однозначно, но мы же не привыкли к полутонам? Продавайте. Самый лучший продукт, который вы не продали — это удел непризнанных гениев. Не полагайтесь на стереотип о том, что хороший продукт продаст сам себя. Продавайте. Только продажи и первые признаки юнит-экономики делают продукт объективно хорошим. До того, «хороший» — лишь ваше оценочное суждение, которое вы не проверили. А про проверять написан п.1.
Маркетинг — это не просто привлечение пользователей. Не просто нагон дешевого трафика. Когда стартап мечтает о своем маленьком Каце (САС) — речь идет о настоящем кастомере: платящем, пользующемся, остающемся наперекор всем чернам. В общем, маркетинг это не только CPI.
Раз мы говорим слайдами, то на слайде «Продукт» за продажи отвечает позиционирование. Лучше всего работает «лучшесть». Ваш продукт должен быть в разы лучше по важному для клиента параметру. Доставляем в 5 раз быстрее.
У продукта только одна обязательная характеристика. Он работает
Не смог удержаться от пересказывали набивших оскомину мемов. Вспоминайте картинку где велосипед — мопед — мотоцикл. Продукт это то, что работает. Не то что написано на правильной архитектуре. Не то, что делается полноценной командой. Не то, что имеет pixel perfect UI. Неа. Продукт — это то, что работает. Продается, то есть.
Мне часто приходится произносить фразу: «Если это продается когда сделано из мха и шишек — это может быть интересным». Перефразируя сказанное выше. Работает = вы нашли то, что ценно. Иногда это может быть и pixel perfect. Главное бить себя по рукам при желании сделать идеально.
Пять ссылок
- Книга. Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки. Нир Эяль и Райан Хувер. Многие забывают, что один из соавторов книги — основатель ProductHunt
- Кино. Ford против Ferrari — лучшее кино о создании продукта из мха и шишек. Альтернатива — мультфильм «Вверх» от Pixar.
- Сервис/Список/Шаблон. Симулятор GoPractice — Курс управления продуктом на основе аналитики.
- Ссылка на русском. Гид по методам исследования для создания и развития продукта.
- Ссылка на английском. Pinterest Trends tracks search term usage among its more than 320 million monthly users — статья VentureBeat о весьма необычном месте для поиска продуктовых идей.
Вставьте отсылку к прошлой статье
Эта такая у автора форма юмора :) Слегка топорная
Опять Морейнис. Очередной что ли поток у него начался? В ФБ опять будете бегать, искать какие-то кейсы?
Не знаю. Не слежу за потоками Морейниса. А в канале порой встречаются мысли, которые разделяю.