{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Правила стартапов. Слайд «Почему сейчас?»

«Капитан венчурная очевидность» здесь и сейчас попробует помочь вам правильно описать слайд о том, почему ваш стартап уместно делать именно здесь и сейчас.

Внимание! Это ловушка. Да, да. Инвестор этим вопросом хочет поймать вас, готовясь к одной из классических ошибок. Слайд «здесь и сейчас» — он абсолютно не про вашу команду, а про внешние условия. Про контекст, который идеален для запуска и роста вашего проекта.

На этом слайде вы должны выступить ловким торговцем трендами. Показать, что вы хорошо понимаете рынок, знаете что-то такое, чего не знают другие (позже мы еще поговорим об этом в нечестных преимуществах) и только потом — сможете это использовать. Есть риск того, что ваша команда окажется неподходящий для трендов. Например, SpaceTech сейчас на марше, но крутых специалистов в теме штучное число. И да, если такие есть у вас, скорее всего, вам дадут денег.

Ловушка же в том, что команды часто даже не думают «сверху», а пытаются найти аргументы, отталкиваясь исключительно «снизу». Вот у нас собралась команда кодеров и потому мы решили делать это. Фактически, пошли по пути «сделаем самое интересное из того, что можем». А такую корову вы не продадите.

Сегодня говорим о том, как правильно подойти к слайду «Почему сейчас». Как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

1. Уже не рано, еще не поздно

Это все про тренды. И про важность найти SMART money, носитель которых способен увидеть тренд в зародыше. Если у него есть экспертиза — он знает о тренде, который вы подметили по первым признакам. Если такой экспертизы нет — вы долго будете убеждать, что тенденция существует и имеет все шансы набрать скорость роста.

Такой инвестор до последнего будет требовать от вас подтверждений и сам же подтолкнет вас к точке когда поздно, когда на рынок уже вывалится сотня китайских студий, делающих то же самое.

Присмотритесь к рекламе в стримах. Стримеры уже сформировались как новые медиа, показы дико растут (и не только в пандемию), а инструментов автоматической рекламы все еще не хватает. В этой гонке пока еще можно участвовать, даже несмотря на обещание Twitch раскатать на весь мир свою программу Bounty.

2. Следи за тектоническими сдвигами

Они могут как открывать возможности, так и закрывать. В первую очередь говорим о технических платформах. iPhone стал настоящим сдвигом, похоронив не одну индустрию физических гаджетов (прощай война Canon и Nikon).

А VR таковым не стал — потому что это лишь технология, дико крутая сама по себе, но не обладающая критической массой устройств. Вы уже наверняка сегодня с утра читали (или даже писали) о том, что новинка от Apple убьет кучу стартапов в нише fitness apps.

Сдвиги могут быть не только технологическими, а, например регуляторными. В свое время ужесточение позиции относительно азартных игр стало толчком к развитию такого любимого мною жанра как fantasy sports в США.

3. Смотри на шаг вперед

Изменения происходят с разной скоростью. Самый кайф — предугадать их, увидеть изменения второго порядка. Снова вспомним про iPhone. Он привел к лавинообразному росту создаваемых пользователями файлов. И через какое-то время Flickr стал уделом гиков, тогда как массы требовали файлохранилищ.

Spotify тоже сыграл на тренде второго порядка. Оседлав доступность музыки, которую, как бы это не было иронично, обеспечил их главным конкурент в музыкальном стриминге, Apple. В Spoitfy увидели будущее, в котором люди захотят простой инструмент управления музыкой, или даже её потребления — которым и стали плейлисты.

За чем смотреть сейчас? Смотреть за продажей железок. В частности, смотрите за дичайший ростом продаж наушников. Попробуйте предугадать, к чему это приведет, какой новый рынок создаст или старый похоронит. Если интересно — напишите в комментариях. Слежу за этим трендом и ищу стартапы в этой нише.

Пять ссылок

  1. Книга. «Как музыка стала свободной». Стивен Уитт. О зарождении и становлении музыкального пиратства.
  2. Кино. Генри Форд. Документальный фильм на YouTube (25 минут) — прекрасный пример человека, который правильно интерпретировал тренды. Помните его фразу про «более быструю лошадь»? Можно упомянуть его книгу «Моя жизнь, мои достижения», но книга у нас поинтереснее.
  3. Сервис/Список/Шаблон. Exploding Topics — для тех, кто следит за новыми темами, трендами. Я называю это Google trends 2.0.
  4. Ссылка на русском. Как придумать идею для стартапа: 10 советов Сэма Альтмана — собственно, как увидеть тренды.
  5. Ссылка на английском. The Startup Idea Matrix. by Eric Stromberg — автор выпустил ее в далеком 2017 году, но сам подход актуален и по сей день. Кстати, на волне успеха он сделал ее версию для В2В.
0
5 комментариев
Роналд

Не совсем понятен рисунок с инстой... че там не так?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Я видел десятки проектов, которые использовали API Instagram - кто-то вбелую, кто-то в серую. И я видел несколько "обрезаний", которые устраивал Instagram по функционалу. Часто "сотрудничество" означает "мы втихую юзаем их дату, пока нас не прихлопнули".

Ответить
Развернуть ветку
Роналд

Ну...это на любом сервисе возможно...

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

да, я делал акцент на том, когда пытаются обозвать это "стратегическим партнерством" - а его нет и близко. Instagram даже не в курсе :) 

Ответить
Развернуть ветку
Роналд

Спасибо за полезности)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда