{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Правила стартапов. Go to market

На ранней стадии вы еще можете не вывести продукт на рынок, но просто обязаны убедить инвестора, что понимаете как это сделать. О слайде «Go to market» в презентации вашего стартапа рассуждает «капитан венчурная очевидность».

«Маркетинг Веры». Если вы услышите от инвестора такую оценку вашей маркетинговой стратегии — не спешите радоваться. Это очень низкая оценка, которая показывает, что никакого маркетинга (по мнению инвестора) у вас и нету вовсе. Я уже не раз говорил про «могучие» стартапы, которые делаются, потому что «могут».

К маркетингу данное клише тоже применимо. Если вы не знаете как будете привлекать аудиторию для своего продукта — это просто гоночная машина, которую вы так и не вывели на трассу. Пылится у вас в гараже, радует ваш глаз, но не более. Верить в то, что продукт сам себя продаст — путь в никуда.

У маркетинга много определений — классических, по условному Котлеру, и жизненных. Мне нравится следующие: маркетинг — это набор действий по поиску емких каналов с дешевыми платящими пользователями. Емкий, дешевый, платящий — ключевики.

Ранняя стадия — а мы говорим именно про такие проекты — это большой уровень абстракций. Вы завлекли в своей продукт тысячи пользователей, а должны убедить инвестора, что способны привлечь миллионы. Но только не стоит скатываться в «маркетинг веры» и хоронить себя тезисами вроде: «Мы как раз на маркетинг и поднимаем деньги, продукт у нас нет». Продукт — это не то, что лежит на полке, а то, что продается. Продавали? Значит есть и каналы, и стоимость, и емкость.

Говорим про вашу стратегию «Go to market» и ее описание в презентации. Как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

1. Стратегия лопаты и волшебной палочки

Инструменты. Вы должны владеть разными. Лопата — это классические инструменты. Вы должны уметь в ASO (если речь о мобильных приложениях), SEO (если речь о сайте), SMM (в обоих случаях), в прямые закупки, работу с фродом. Только не спешите это указывать как ваше конкурентное преимущество. Любой сильный игрок на рынке должен владеть этим инвентарем. Это первые 80% усилий, которые дадут 20% результата.

Волшебная палочка — это разного рода growth-решения. Когда вы можете улучшить соотношение цена-объем. Найдите уникальный канал, донора трафика, который пока никем не используется. Научитесь получать установки с TikTok. Покажите, что вы делаете что-то такое, что не делает кроме вас никто. Или делает, но существенно хуже. Это и будет буст в 80% результата, на которые вы потратите 20% усилий (денег).

Оба подхода важны. Соотношение между ними поменяется. В начале вам будет нужна магия, позже вы неминуемо придете к массовым стандартным каналам.

2. Поменьше ванили, побольше платящих

Одна из классических ошибок — путать CPI и САС. В экономике важно только второе. Вы можете с поп-андеров пригнать миллионы заходов для сайта. Но не случайно customer — это пользователь. Важно только ваше умение привлекать тех, кто пользуется вашим продуктом. Конверсия из пользователя в платящего — миссия вашего product owner. Да, на старте это вы сами.

С теми конверсиями в платящих, что есть в В2С — стоимость установки или привлечения входящего трафика становится абсолютно ванильной метрикой. А если вы делаете SaaS, то там в принципе речь только о стоимости привлечения платящего, никаких иллюзий. Не путайте себя, не обольщайтесь.

3. Обязательный KYC

Не думайте, что это только страшилка для инвесторов, которых вдруг решил не пропускать с деньгами уважаемый кипрский банк. Know Your Customer — это не только про источник денег, это и про вашего пользователя. Показывая свою стратегию Go to market убедитесь, что инвестор понял как хорошо вы знаете своего пользователя. И что лишь вопрос времени как увеличить количество платящих на два порядка.

Этот слайд сильно пересекается с «рынком». Но там мы говорим скорее про объемы, а здесь — про то как мы это объемы себе затащим, какими конкретно действиями. Какими лопатами и волшебными палочками.

Пять ссылок

Know your customer, предприниматель 😎

0
5 комментариев
Дмитрий Беговатов

– Научитесь получать установки с TikTok.

В ТикТок же тоже есть платная реклама. Или вы имели в виду коллаборации с блогерами и другие активности?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Там можно найти непрямые способы. Посмотрите какой буст получили SketchAR в установках почсле того как начали активно работать с ТТ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smolnikov

Хрень всё это для мамкиных стартаперов.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Ссылки шикарно-полезные, зачитался.
Важно: в поисках идей для старт-апа каждые летние каникулы устраивайтесь в новую отрасль.

И от себя: особенно полезно в продажи - и не важно чего.
Понимание многих рынков и потребителей - вот чего не хватает многим "высасывателям из ..." ну, вы поняли.
Кстати, жду продажников я лично.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда