{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Современные кочевники — кто они и как развивается этот тренд?

Эта статья подготовлена командой Pushim Global: Алиной Сусловой, Юлией Цапковой и Фёдором Жуковым.

В мире все чаще говорят о цифровых кочевниках (digital nomads) с учётом удалёнки и переездов в другие города и страны. При этом термин существует давно — с 2010 года. А по прогнозу Питера Левелса, голландского предпринимателя и основателя сайта рейтинга городов Nomad List, к 2035 году число кочевников достигнет одного миллиарда!

Когда в 2022 году ковидные ограничения полностью сняли, удалённых сотрудников стало больше: на 9% в сравнении с 2021 годом и на 131% по меркам 2019 года. Ведь такой новый формат работы предоставил многим людям возможность поменять образ жизни. Хотя нам не удалось найти данные по русскоязычной аудитории, но делимся информацией по США. Вот что показало исследование, проведенное MBO Partners:

  • 16,9 млн американцев уже идентифицируют себя как цифровые кочевники
  • Еще 25 млн планируют стать кочевниками в течение 3 лет
  • А 48 млн потенциально рассматривают для себя такой образ жизни.

Если эти цифры окажутся точными, то к 2025 году 30% населения США могут стать цифровыми кочевниками.

Для многих россиян в 2022 году такой образ жизни в формате путешествия 24/7 стал вынужденным решением после февральских событий. Мы в Pushim Global решили опросить людей, кто уже является цифровым кочевником, планирует им стать или просто у которых есть в планах переезд в другую страну.

Важный момент по терминологии. Не всем нравится называть себя цифровыми «бродягами», «кочевниками», потому что digital nomad дословно переводится именно так. Поэтому в исследовании мы решили оставить англицизм «номад». И, кстати, мы нашли альтернативные названия — full time traveller (постоянный путешественник) или serial traveller (серийный путешественник).

Исследование среди русскоязычной аудитории

Конечно, это не идеальный пример кастдева: это формат, смешанный с исследовательским интервью. Мы искали боли аудитории и пытались узнать, как мыслят люди при принятии решений о переезде или смене работы, профессии и формы занятости.

Мотивация начать жизнь номада

Самый быстрый и практичный способ собрать респондентов — сделать клич в своих социальных сетях. Мы получили большой отклик, так как у каждого ответившего был свой мотив поучаствовать в исследовании.

Вот что рассказали люди, которых мы проинтервьюировали:

  • Одна треть респондентов, будучи уже номадами или переехавшими в другую страну, просто хотели поделиться свои опытом.
  • Вторая треть откликнулись, потому что такой образ жизни их притягивает, но они не решаются его начать. Они объяснили, что им мешают страхи и ограничивающие мысли. Для них это было «как лечь в направлении мечты». Им также хотелось узнать про практическую часть образа жизни номадов или тех, кто переехал в другую страну, и понять применимость к себе.
  • Оставшаяся часть опрошенных подчеркнули, что для них выбор альтернативного образа жизни связан с получением независимости. То есть, это даже не про номадизм, а про наличие свободы. Они чётко понимают, что в работе на текущем месте и/или в городе, где они живут, для них нет развития. Возникает ощущение, что их возможности ограничены.

«Номадизм — это как океан, в котором ты ничего не знаешь, и у тебя должна быть сильная мотивация, чтобы там оказаться. Что-то должно случиться поворотное, что-то эмоциональное, чтобы решиться на это»

Респонденты считают номадов прогрессивными и смелыми людьми, которые задают тренд альтернативного образа жизни, поэтому им хочется быть сопричастными.

«Хотелось быть причастной к тем, кто меняет мир. Это актуальная тема независимо от национальности и происхождения, без привязок и с поиском новых возможностей — живой интерес поспособствовать и помочь тем, кто занимается этой темой»

Вы думаете, на этом поезд остановился? Конечно, нет! Мы решили узнать больше и понять, как часто респонденты задумываются о смене места жительства, образа жизни, работы или формы занятости.

>50% уже работают удалённо из другой страны, ведут тот самый кочевнический образ жизни или просто часто путешествуют. При этом они понимают, что все ещё недостаточно интегрированы в новых локациях и/или не выстроили международный нетворк, который позволил бы ощущать себя увереннее. Многие очень быстро решали переехать, поэтому остались важные вещи, над которым они размышляют. Включая то, что делать дальше и какую страну выбрать для постоянного места жительства. Поэтому для них особенно важно перейти от стратегических мыслей к плану действий и тактическим шагам.

Именно в нестабильное время появляются мысли о переезде или смене работы и даже профессии. В такие моменты возникает четкое ощущение отсутствия безопасности и стабильности. Отсюда происходит переосмысление ценностей и поиска ответа, что же является главным в жизни.

«Я потеряла основную работу, вокруг всё стало меняться. Всё очень нестабильно каждый день, особенно сейчас»

Есть ещё группа людей, которые хотят изменить жизнь, но в текущей рутине и потоке дел у них нет времени и сил нормально подумать над этим. И в этой гонке «как в колесе» чувствуют, что что-то идёт не так.

«Задача первого месяца задуматься, что я хочу. Очистить мозг и понять, что на самом деле мне хочется»

Это экватор статьи!

Если вы дошли до этой части и чувствуете усталость от чтения, рекомендуем сразу перейти к детальной аналитике. Делимся результатами исследования в Notion и приглашаем стать частью нашего проекта Pushim Global.

Что хочется изменить в своей жизни

Самый большой запрос на work-life balance. Большинство респондентов — это состоявшиеся профессионалы, они хотят не иметь границ в общении, передвижениях по миру и балансе своего времени. Они позиционируют и чувствуют себя как люди мира, для них важно сохранять это ощущение. Управление собой и своим временем — это, то что их драйвит и даёт чувство удовлетворения своей жизнью.

«Интересно понять, а как это жить в таком формате как digital nomad. Как это вообще — иначе жить?»

Работа в найме определяет образ жизни. В желаниях респондентов преобладают такие вещи как научиться жить и работать в другом формате. Однако есть следующие моменты:

  • Одни рассказали о том, что не хватает смелости начать что-то своё.
  • Другие боятся вести деятельность в одиночку, потому что привыкли работать в команде или под брендом большой компании.
  • Отсюда и возникает запрос на развитие личного бренда и международного нетворкинга.

Из-за санкций в отношении России становится всё меньше масштабных международных проектов. Однако многие эксперты в своей сфере хотят работать с такими компаниями, чтобы расти в своей профессии.

«Смогу, всё есть, но внутри стоит блок, чтобы начать. Возможно, мне ещё надо делать нетворк и строить личный бренд. Ещё я привыкла работать в команде: пока есть сомнения, что могу работать одна. В общем и целом, надо тренироваться в продаже себя как независимого специалиста»

«Я хотела делать более масштабные проекты. Но в РФ это стало невозможно, масштаб проектов и их суть уменьшились. Хочу вести глобальную деятельность»

Что по лайфстайлу?

Респонденты говорят о том, что им хочется находиться в приятной для них среде. Многие признают, что Москва — отличный город для жизни по большому количеству факторов. Однако именно работа в путешествиях даёт им постоянное ощущение новизны и расширяет мировоззрение. Даже нашлись те, кто любит свою работу, с удовольствием выполняет задачи, но… для этого им нужна смена обстановки и свобода передвижения.

Также есть запрос на призвание. Но мы считаем, что люди хотят не просто работать работу, а быть причастным к изменениям в мире. Им хочется внести свой вклад во что-то более весомое, чем текущая деятельность. Для многих выбор номадизма — это возможность стать частью чего-то глобального, чтобы вместе со всеми менять традиционные устои общества.

«Чувствую, что сейчас я в таком возрасте, когда можно поэкспериментировать и разделить жизнь на две части: первая — работа как работа, а вторая — дело как призвание. Мой идеальный формат: найти свое ремесло и им заниматься. А я не человек-ремесло. Я больше организатор-аналитик и маркетолог, и хотелось бы с такими навыками найти своё дело»

Что стоит учитывать на пути к изменениям

Выход из зоны комфорта

Большинство опрошенных признают, что их останавливает (или останавливало) страх выхода из зоны комфорта. Что сложно поменять привычный уровень жизни. Они хотят понять, как создать такой план, который поможет вывести карьеру на новый уровень и психологически настроиться к временным неудобствам и понижению уровня жизни.

«Когда ты привыкаешь к определенному уровню комфорта, очень сложно принять, даже на время, что-то ниже этого уровня»

Среди тех, кто сейчас меняет свою профессию, тоже есть такие мысли. Им также сложно выйти из привычной зоны комфорта и поддаться соблазну, чтобы остаться на текущем месте.

«Нас всегда зовут в те сферы, где мы являемся профессионалами. Как только ты принимаешь какие-то решения идти дальше — тебе приходит предложение-крючок. И оно сразу возвращает привычный уклад и стабильность, не давая сделать шаги дальше»

При этом некоторые респонденты признали, что их сфера деятельности стагнирует, и поэтому переобучаются в совершенно другой профессии. К примеру, event-менеджер стала UX/UI-исследователем, так как в России индустрия мероприятий после пандемии до сих пор не восстановилась и по объёмам, и по зарплатам для специалистов.

Трудности переезда

В начале многие романтизируют переезд из-за стереотипа, что «переедешь в новую страну и проблем станет меньше». Но переезд — это тоже работа. Можно столкнуться с бытовыми и социальными проблемами, которые могут эмоционально изматывать человека. В рамках выбора стиля жизни digital nomad важно быть готовым к выходу из зоны комфорта, принимать изменения и быстро адаптироваться.

Потеря прежнего статуса

Когда ты имеешь узнаваемость и успех в своем окружении, очень трудно потом начинать с нуля. Это может быть связано с тем, что личный бренд не был заточен под это или он вообще отсутствует. Или с тем, что уйти в удаленную работу по проектам — это как быть выброшенными из привычного круга общения, потому что «фрилансер звучит так, словно ты безработный».

Любые изменения требуют подготовки и освоения новых ролей, понимания задач и адаптации к реальности. В новых условиях меняется список обязанностей и окружающая среда: это приводит к еще бОльшему стрессу. Поэтому важно продумать, какие компетенции могут помочь успеху реализации этих задач и что ещё нужно нарабатывать.

Барьеры на пути к изменениям

Мы обозначили все препятствия, о которых рассказали респонденты. Практически никто не называл «деньги» барьером. Несмотря на то, что может казаться, что деньги являются основным препятствием, мы считаем, что это как раз первый показатель того, что человек не готов действовать. Во всяком случае, все наши респонденты понимали, как они могут заработать деньги для реализации изменений.

  • Внутренние блоки.
    Мы также это ещё называем ограничивающим мышлением.
  • Много сомнений в необходимости всех изменений.
    Они задают себе вопросы: стоит ли оно того? Не романтизируют ли они переезд? Может, важно просто иметь мечту, но не менять жизнь кардинально?
  • Корни и семья.
    У некоторых есть сомнения отъезда, потому что придётся оставить родителей. Если есть дети, то это тоже отягощает, так как придется заниматься их адаптацией. Есть чувство долга или вины, если уедешь. Те, кто уехал, рассказали о положительном влиянии разговора с близкими и объяснением, почему для них важен переезд.

«В силу того, что я любящий сын, мне сложновато уехать»

  • Страхи.
    Наше реактивное поведение, базирующееся на массе комплементарных страхов: «чужая страна», «нестабильный заработок», «отсутствие нетворка», «делать с нуля».
  • Недостаток опыта.
    Многие респонденты открывают для себя новые сферы и профессии. Поэтому недостаток опыта в новом направлении и отстутствие понимания, как его быстро прокачивать, тормозит их на пути к изменениям
  • Синдром самозванца.
    Опрошенные нами люди признавали о наличии такого состоянии: они не уверены в своих профессиональных навыках. Некоторые отметили, что периодически сталкиваются с ощущением, что они не заслуживают свою работу. Будто обманывают своих коллег или окружение, заставляя их поверить, что хорошо с ней справляются.

Выводы

В рамках исследования на ответах респондентов заметно, что они заявляют противоречивые ценности: с одной стороны, свободу развития и возможности полноценной жизни без ограничений. С другой — желание безопасности и стабильности.

Однако психологический запрос на безопасность и стабильность обусловлены происходящим в России. Турбулентность времени определяет запрос людей на поиск места, где им будет спокойно и безопасно.

«В России было ощущение захлопывающейся над головой консервной банки. Хотелось подышать и наблюдать за этим извне»

Для большинства уехавших или собирающихся переехать в приоритете стоит запрос «прийти в себя». Почувствовать опору под ногами, снизить уровень тревожности, осмотреться и уже только потом принимать решение, куда ехать дальше и чем заниматься. То есть, они уже и так были вне зоны комфорта, поэтому не готовы выбрать дополнительный стресс. Это также объясняет, почему только треть опрошенных живут как номады.

В этом есть кардинальное различие номадов из США и номадов из РФ.

  • Если у американских кочевников мотивация начать такой образ жизни — это запрос на расширение кругозора, посмотреть мир, возможность пожить в странах, где цены ниже.
  • То среди большинства русских номадов это вынужденный шаг. Для некоторых перемещаться из точки в точку и при этом параллельно работать — тоже стресс, поэтому они выбирают осесть на время и осмотреться.

Многие респонденты признают, что давно хотели стать частью глобального масштаба, получить международный опыт, но никак не могли вытолкнуть себя из зоны комфорта.

  • Также запрос на более свободный образ жизни базируется на желании распоряжаться своим временем и не зависеть от работодателя. Люди хотят выбирать проекты, иметь возможность влиять на них и находить баланс работы и жизни.
  • Ещё те, кто хотел сменить профессию на более диджитальную, тоже начали этот процесс: для них это возможность работать откуда угодно и легко уехать из страны.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Нам будет интересно узнать ваши мысли насчет номадов в комментариях. Возможно, кто-то из вас как раз и является цифровым кочевником: будет здорово ваше мнение по этой теме!

Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в исследовании. А ещё приглашаем вас стать частью проекта Pushim Global. Это практикум для тех, кто хочет изменений в жизни: от карьеры до места жительства. Свяжитесь с любым из авторов проекта в в социальных сетях:

*Относятся к Meta, запрещенной в РФ организации

0
1 комментарий
Fedor Zhukoff

Начну с себя — хотя я и нахожусь в Москве, но выступления по другим городам действительно помогают разгрузить голову и выполнять свои задачи быстрее. Это и есть та самая смена обстановки, которая помогает поднять продуктивность и поработать из другой локации. Конечно, работа из кафе дает эффект, но он сильнее, когда видишь за окном другой город — по которому после рабочего дня можешь пройтись, увидеть для себя новые достопримечательности и в некотором роде получить заряд вдохновения

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда