{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Прогноз тенденций развития российской логистики в 2024 году

Прогнозы интересны не только тем, в какой степени они сбудутся, но и взглядами, мнениями, интересами, целями тех, кто их составляет. Мы свой прогноз строим с точки зрения логистической компании, 3PL-оператора. Второй десяток лет наша компания обеспечивает логистику для поставщиков торговых сетей, а сегодня еще и продавцов на маркетплейсах.

В ушедшем году подтвердились предположения в части общих тенденций развития рынка грузоперевозок. В части масштабов роста тарифов на междугородние автоперевозки по России действительность заметно обогнала прогнозы. В начале 2023 мы предполагали, что к концу года тарифы вырастут на 10-15%. Спрос на доставку в торговые сети был достаточно ровным - без резких всплесков и спадов. При этом за первые 3-4 месяца цены на грузовые автоперевозки подросли на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. К лету рост цен замедлился, кое-где ставки даже незначительно отыграли назад. Обычно май и первые два летних месяца –это период стабильных цен. В прошлом году по окончании майских праздников «тарифный шторм» разразился с новой силой и лето стало «временем больших перемен».

В августе, один из крупных поставщиков транспортных услуг направил в наш адрес информационное письмо по ситуации в автоперевозках. Партнеры утверждали, что «За первое полугодие спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился практически вдвое, стоимость доставки по основным направлениям в среднем поднялась на 40% за год и на 10% за последний месяц».

По данным известного портала грузоперевозок ATI.SU, по состоянию на 31.08.2023 г., количество грузов, заявленных к перевозке по России в семь раз превышало количество предлагаемых под перевозки грузовиков.

В сентябре, рост тарифов по некоторым междугородним направлениям перевалил планку в 50%. В декабре наметилась тенденция к небольшому снижению по отдельным направлениям доставки.

Среди причин роста цен, самая главная - хронический дефицит водительских кадров. Дефицит водителей автомобиля, особенно «дальнобойщиков» усугубили, события начала 2022 года, приведшие к оттоку водителей на государственную службу. Возможность набирать водителей из числа иностранных граждан для работы на междугородних перевозках отсутствует по причине существующей патентной системы. Дефицит водительского состава в прошлом году оценивался примерно в 25-30% (оптимисты утверждали, что в 10-15%).

Необходимость повышения заработных плат водителям - одна из серьезных причин увеличения тарифов в 2023 году. Водители-дальнобойщики считали минимальной заработную плату в 130-150 тыс. рублей в месяц, что на 30-50% выше уровня 2022 года. Желаемая зарплата приблизилась к отметке в 200 тысяч.

Недостаточно сделано для сокращения времени простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах. Простои снижают коэффициент полезного использования грузовых автомобилей. На простоях владельцы грузовиков теряют до нескольких десятков тысяч рублей с каждого автомобиля в сутки.

В августе-сентябре, как обычно, «внес свой вклад» в рост тарифов вывоз сезонных овощей и фруктов из южных регионов.

В 2023 году осложняющим фактором стал бум перевозок из Китая, вызвавший простои значительной части грузовиков на границах.

Заметную роль в росте цен на перевозки сыграли постоянно растущие расходы на топливо, содержание и ремонт техники.

Удорожание перевозок усилило необходимость режима экономии и сказалось на структуре спроса. Опережающими темпами росла популярность LTL-перевозок. Объемы перевозок сборных грузов показали значительный рост. Увеличилось количество складских операций, передаваемых на аутсорсинг логистическим компаниям. Наряду с хранением и коробочным сбором заказов, в нашей компании заметно увеличилась доля заказов на обработку мелкоштучных товаров: сортировку, маркировку, упаковку.

Значительное увеличение стоимости перевозок вызвало необходимость увеличения тарифов и на наши услуги. Переговоры по тарифам пришлось проводить несколько раз за год. Изменения вводили постепенно, каждый раз на минимально возможную величину. В результате большую часть года компания работала на грани рентабельности. Нам пришлось пересмотреть даже принципы тарификации, принятые ранее в компании. Например, максимальное увеличение стоимости доставки было сделано на крупные партии сборных грузов, а на доставку малых партий рост тарифов был минимальным.

Первые месяцы 2024 года прошли без потрясений. Тарифы на перевозки остановились на уровне конца прошлого года. В текущем периоде, помимо дефицита водителей, будет заметно увеличиваться дефицит складских работников. Здесь стоит вопрос серьезного повышения зарплат для основных специалистов. Это приведет к увеличению тарифов на складскую обработку. Судя по всему, тенденции развития логистической отрасли в 2024 году будут те же, что и в 2023. Эксперты ожидают в 2024 году рост рынка грузоперевозок более, чем на 10%. Рост этот будет за счет автомобильных грузоперевозок. Автомобильный транспорт мало зависит от развития транспортной инфраструктуры и управленческой бюрократии, поэтому может быстро реагировать на увеличение спроса. Рост объема перевозок сборных грузов будет идти быстрее, чем перевозок в целом. Одна из тенденций последних лет - выход на общероссийский рынок большого числа продавцов на маркетплейсах с малыми объемами продаж. Партии грузов становятся меньше и поэтому перевозятся в составе сборных грузов. По причине роста количества продавцов будет дальше расти спрос на складские услуги, в частности на услуги фулфилмента. Продавцы на маркетплейсах, которые прошли этап начального развития, но еще не вышли на рентабельность в собственной логистике, будут потребителями складской логистики на аутсорсинге.

Продолжится развитие восточного транзита, прежде всего за счет перевозок из Китая. Продолжится переход на электронный документооборот, электронные транспортные накладные и путевые листы. В отношении тарифов на автомобильные грузоперевозки остается вероятным рост до 20% к концу 2024 года. На фоне увеличения дефицита как водителей автомобиля, так и сотрудников склада, повышение средних зарплат в отрасли может достичь 20-30% по сравнению с прошлым годом. Ожидается повышение расходов на аренду складских площадей, содержание автомобильной и складской техники.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда