{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Обзор ситуации в автомобильных грузоперевозках в 2023 году

1.Краткий обзор ситуации на рынке.

Отрасль грузовых автоперевозок в 2023 году, в очередной раз показала, что рынок непредсказуем. В 2022 году вся страна заговорила о высоком значении логистики, это слово стали употреблять к месту и не к месту, а 2023 году логистика напомнила о том, что автоперевозки - это не такое уж дешевое удовольствие. Не оправдались самые смелые прогнозы по темпам и масштабам перемен в области тарифов. Мало того, что перемены в тарифах в текущем году стали значительными как никогда, но и происходили эти перемены не по привычному сценарию. Из года в год происходило примерно так:

- Январь: стабильный короткое оживление спроса сразу после новогодних каникул мало влияло на изменение тарифов;

- Февраль, начало марта характеризовались повышением спроса в период подготовки к популярным праздникам и тарифы могли немного подниматься по ряду направлений;

- Апрель - июнь: относительно стабильны по спросу, соответственно стабильны и тарифы;

- Июль - сентябрь характеризуется обострением спроса на южном направлении в связи с активным вывозом овощей и фруктов. Цены на перевозки ползут вверх по направлению с юга, но снижаются в обратном направлении;

-Октябрь - декабрь: высокий сезон и благоприятная среда для общего роста тарифов. Этот период определял и уровень тарифов следующего года.

Изменение тарифов у грузоперевозчиков происходило примерно по одному и тому же сценарию с некоторыми вариациями. Конечно, год на год не приходился, были даже случаи снижения тарифов, продиктованные затянувшимся падением спроса, но это скорее исключение, которое подтверждает правило.

В 2023 году привычный график изменения тарифов был нарушен. Вместо стабилизации в весенне-летний период, стоимость перевозок неуклонно ползла вверх. В результате, в июле 2023 года, по мнению целого ряда экспертов, прирост стоимости перевозок, в среднем, составил около 40% за год. Это близко и к нашим собственным данным. Понятно, что где-то это было плюс 30%, а где-то свыше 70%. Как ни считай, рост цен колоссальный. В октябре - ноябре, когда обычно тарифы начинали активно подниматься, произошла стабилизация, и даже есть примеры снижения на ряде направлений, благодаря некоторому падению спроса.

2. Причины.

В 2022-23 годах все большее влияние на ценообразование стали оказывать факторы, которых раньше не было, или влияние их было не значительным. Обострение внешнеполитической ситуации привело к переориентации логистических потоков в стране. Традиционные транспортные потоки между Россией и странами Евросоюза потеряли свое значение. Вместо этого значительный прирост объемов перевозок дали южное и восточное направление. В результате увеличились расстояния перевозки, обострилась проблема простоев на пропускных пунктах, которые не справляются с потоком. Несмотря на то, что с 2022 года в России наблюдается общее снижение грузооборота, количество грузов, перевезенных автомобильным транспортом за 2022 год выросло более чем на 10%, если судить по данным Росстата. Этот рост продолжился и 2023 году.

Автомобильный транспорт, практически не зависящий от инфраструктуры и, поэтому, лучше приспособленный к изменениям, взял на себя часть перевозок, которые ранее осуществлялись другими видами транспорта. Фактически, автомобили и так обеспечивают более половины грузооборота. По данным того же Росстата в 2023 году доля автомобильных перевозок в России превысила 70% всего грузооборота, и это без учета присоединенных территорий. Ни для кого ни секрет, что у страны прибавилась территория, причем с населением. Стоит отметить, что часть перевозок вообще в статистику не попадает в силу недостаточной прозрачности отрасли.

Ускорились темпы развития промышленности. Потребности военной логистики заметно выросли. При этом, традиционные потребители транспортных услуг тоже никуда не делись. Уровень жизни населения достаточен для того, чтобы поддерживать спрос на продукты питания и другие товары. Развитие розничной торговли идет хорошими темпами. Сохранились и даже выросли потребности в транспорте для нужд таких отраслей, как сельское хозяйство и строительство. Потребность в транспорте, в результате, резко выросла, причем в короткий срок. Соответственно отреагировали тарифы.

3. Ситуация в отрасли.

При прочих равных, при таком росте потребности бизнес автомобильных грузоперевозчиков должен был стать «золотым дном». Не тут-то было. Все, что прибавилось к тарифам, по сути можно считать потраченным:

  • Рост цен на автомобили и прицепы;
  • Рост расходов на содержание и ремонт;
  • Растущие расходы на топливо;
  • Налоги;
  • Сборы системы «Платон»;
  • Платные дороги;
  • Постоянно увеличивающиеся расходы на зарплату

«съедают» доходы со скоростью голодной собаки. Над всем этим гигантский дефицит водителей, порядка 20-25%, не позволяющий полностью загрузить имеющиеся транспортные средства. Простаивающие автомобили - это прямые убытки перевозчиков. Кроме того, именно дефицит водителей ставит под сомнение перспективы развитие отрасли автомобильных грузоперевозок.

4. Что делать.

Самое важное - решение кадрового вопроса. Особенно в области дальних перевозок. То, что можно сделать быстро - привлечь иностранных сотрудников. Этому мешает несовершенство миграционной политики, а именно «привязка» места работы иностранного сотрудника к определенному региону. При пересечении границы региона происходит нарушение, и это не позволяет привлекать иностранцев к междугородним перевозкам. Можно сто раз повторять, что надо повышать престиж профессии, создавать условия для комфортного труда водителей, привлекать и обучать молодежь и прочее, прочее… Проблемы с демографией от этого не решатся. Население, по сравнению с потребностями страны маленькое, а профессия водителя - одна из самых массовых. В перспективе ослабить влияние кадрового дефицита поможет развитие беспилотного транспорта.

Необходим ряд мер по оптимизации использования транспорта, где могло бы помочь государство:

  • Продолжение курса на легализацию перевозочной деятельности. Сегодняшнее состояние «полутени» не даст возможности легальным перевозчикам на равных конкурировать с одиночками и небольшими компаниями. Перевозочный бизнес сегодня еще очень далек от прозрачности.
  • Ослабление требований к разного рода ограничениям, таким как максимальная нагрузка на ось и им подобные, не угрожающие безопасности перевозок. Необходимо окончательно избавиться от таких пережитков прошлого, как ограничения нагрузки в период весенней распутицы. Да, это повредит интересам отдельных ведомств, но эти интересы ничтожны, по сравнению с интересами экономики страны.

Одна из проблем решения насущных вопросов перевозчиков на государственном уровне - отсутствие твердой почвы для объединения усилий в лоббировании интересов. Все-таки бизнес это массовый. Множество небольших компаний и просто владельцев - одиночек, малая доля крупных организаций, с парком в несколько тысяч машин. Все разношерстные представители перевозочного бизнеса находятся в разных условиях и по отношению к рынку, и по отношению к государству, что само по себе вызывает между ними состояние вялотекущего конфликта интересов. Значительная часть перевозчиков ведомственные, т.е. являются вспомогательными подразделениями торговых, производственных, строительных и иных компаний. Эти перевозчики по сути дотируются основными видами деятельности компаний и не зависят от условий рынка перевозок.

Не все, однако, зависит от государства. Необходимо, чтобы бизнес, под воздействием растущих расходов на логистику, пересмотрел привычную модель отношений с перевозочным миром. Взять, к примеру, «вечную» проблему простоев при погрузо-разгрузочных работах, вызванную слабой организацией работы на складах. Наплевательское отношение к убыткам перевозчиков от простоев вызвано относительной дешевизной услуг. В значительно более дорогих авиаперевозках одним из важнейших методов снижения себестоимости перевозок считается сокращение времени так называемого «разворота» воздушного судна.

5. Выводы.

Не стоит негативно воспринимать происходящее сейчас значительное удорожание услуг автомобильных грузоперевозчиков. Это нормальная реакция рынка на дисбаланс между спросом и предложением. Как минимум, сегодняшний процесс удорожания транспортных услуг позволит поддержать жизнеспособность целой отрасли, значение которой для экономики невозможно переоценить. Как максимум, это поднимет интерес у предпринимателей, занятых в перевозках и позволит повысить уровень качества транспортных услуг, который еще далек от совершенства.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда