Последствия урбанизации в Стамбуле. Плюсы и минусы.

Урбанизация – это глобальный процесс миграции населения из сельской местности в городскую, что в итоге приводит к стремительному росту городов. Сам термин «УРБАНИЗАЦИЯ», происходит от латинского слова «urbanus», что буквально переводится как: городской. Процесс урбанизации длится уже достаточно долго, и с каждым годом его темпы увеличиваются. Рост городов вызывает как позитивные, так и негативные последствия. Рассмотрим их на примере Турции. Турция — это крупная развивающаяся страна с достаточно разнообразной экономикой. Соответственно, ее вполне можно использовать как своего рода образец, по которому можно оценивать результат тех или иных событий, в том числе и процесса урбанизации. Крупнейшим городом Турции является Стамбул. На данный момент в нем проживает около 17,5 миллионов человек. В недалеком 2010 цифра составляла чуть больше 12 миллионов жителей. Как мы видим, происходит активный прирост населения. Безусловно этот фактор оказывает положительное воздействие на экономику страны. Производительность труда в больших городах существенно выше, чем в среднем по стране. Увеличивается разнообразие потребительского рынка, из этого следует, что город, предлагая больший ассортимент товаров, услуг и ресурсов, увеличивает полезность для населения. Также, аэропорт Стамбула стал новым глобальным транспортным хабом, что тоже положительно сказалось на экономике Турции, а ещё открыло новые возможности гражданам и туристам страны. В 2019 г. на полную мощность, наконец, заработала Marmaray — интегрированная с метро пригородная ж/д линия, проходящая в сейсмостойком тоннеле под Босфором и соединяющая прибрежные территории Мраморного моря. По обе стороны пролива на Marmaray есть пересадки на линии метро, что сразу же удвоило долю ж/д транспорта в общем пассажиропотоке Стамбула с 18% в 2017 до 40% в 2019. Но не всё так хорошо, как кажется. За последние 70 лет население Стамбула увеличилось более чем в 15 раз. Столь быстрая урбанизация второй половины 20 века за счёт внутренней миграции не могла не вызвать быстрый рост числа неформальных поселений на окраинах Стамбула, называемых здесь gecekondu («геджеконду», с тур. буквально переводится как «построенный за ночь»). Вплоть до 1990-х годов муниципалитеты закрывали глаза на возникновение самостроя на государственных землях (общая проблема для быстро урбанизированных развивающихся стран). Переломным моментом стало разрушительное землетрясение 1999 года (20 тыс. погибших). Если до этого в Турции поощрялась легализация неформального жилья, построенного на государственных землях, то с 2004 года были введены штрафы и уголовное наказание со сроком лишения свободы до 5 лет. В 2019 г. Turkish Airlines за 45 часов перевела всю свою операционную деятельность из аэропорта Atatürk (планировалось закрыть и застроить жильём) в новый Istanbul Airport. Для этого пришлось разобрать, перевезти на 30 км к северу и заново собрать около 10 000 единиц оборудования общей массой 43 000 тонны, что в мировой практике прецедентов не имеет. Между тем строительство огромного аэропорта в прибрежной полосе Чёрного моря вызывало резкую критику экологов и безуспешные массовые протесты в попытке сохранить 1,5 млн деревьев от вырубки. Именно через лесные массивы к северу от Стамбула проходит сезонная миграция перелётных птиц. Эти же леса являлись «лёгкими» мегаполиса. Окончательно вывести из себя местных экологов Анкара предложила проектом строительства нового канала-дублёра Босфора “Chanel Istanbul” к западу от Стамбула (длина 40 км, ширина 150 м, глубина 25 м, общая стоимость $65 млрд). Безусловно, новый канал разгрузит Босфор, однако помимо нарушения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, строительство судоходного канала грозит разрушить хрупкую экосистему Мраморного моря, а Стамбул потеряет четверть доступных запасов питьевой воды. С середины прошлого столетия Стамбул неуклонно «расползался», что вызывало некоторые проблемы. Но теперь власти борятся с местными «трущобами», строя на их месте многоэтажки, проводя коммуникации, магистрали, общественный транспорт и прочую инфраструктуру.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда