Как выбрать франшизу, чтобы не было больно за бесцельно потраченные деньги
В последнее время рынок франшиз увеличился в несколько раз и продолжает активно расти. Предложения идут и от крупных компаний, и от совсем крохотных, которым, как говорится, «три дня отроду».
Задумавшись об открытии бизнеса, начинаешь изучать предложения компаний, оставлять запрос на коммерческое предложение, чтобы узнать условия, и тебя накрывает этой информационной волной. Причем, трудности испытывают и предприниматели, которые хотят открыть очередной бизнес, чтобы не хранить деньги «в одной кубышке», и те, кто только планирует уйти из найма и открыть свое дело.
Даю спасательный круг, чтобы вы не утонули в море информации
Итак, первое, на что стоит обратить внимание при выборе франшизы, — сколько лет работает компания в выбранной сфере. Почему это важно? Представим, например, что инфобизнесмен начал продавать франшизу кофейни. Понятно, что опыта ни в сфере общепита, ни в сфере обслуживания нет. Соответственно, такая франшиза весьма сомнительна хотя бы потому, что нет обкатанной рабочей бизнес-модели.
Второй, но не по важности, момент – наличие собственных точек. Только так компания может отработать и усовершенствовать все бизнес-процессы, понять, что пользуется наибольшим спросом, и научить управлению своих партнеров, которые купят франшизу. И чем больше собственных точек, тем лучше. Это показатель того, что компания действительно умеет зарабатывать в этом бизнесе и видит перспективы развития.
Третьим немаловажным фактором является и «упаковка» бренда. Цвета должны вызывать правильные ассоциации, хорошо сочетаться и выделять среди конкурентов.
Продолжаем собирать информацию о компании. Выясняем, кто является основателем, как он себя позиционирует, какие у него ценности, какие ценности у компании. Все это легко узнать, просмотрев профиль в соцсетях. А вот информацию о том, перепродавалась ли компания, лучше смотреть в интернет-изданиях.
Скажете, зачем все это знать, ведь я просто хочу открыть бизнес и зарабатывать деньги?
Как раз все это отражается на выручке. Если у компании и его основателя небезупречная репутация, это сказывается на количестве покупателей, которые выбирают продукт компании. Если вы планируете долго работать с компанией, лучше в этом вопросе подстраховаться. Сарафанное радио дурные вести разносит особенно быстро. О судебных тяжбах компании тоже лучше узнавать до подписания договора.
Нелишним будет узнать и скорость развития компании. Как правило, слишком быстрый рост указывает на использование кредитных средств. А это рискованно, особенно во время кризиса. Согласитесь, если компания, у которой вы приобрели франшизу, объявит себя банкротом, приятного будет мало. Предпочтение лучше отдавать компаниям с постепенным ростом. Они более устойчивы к внешним переменам.
Теперь переходим непосредственно к самому франшизному пакету.
Первое, на что стоит обратить внимание, — стоимость (паушальный взнос) и роялти.
Паушальный взнос – это плата за право работать под данным брендом, использование товарного знака и непосредственно бизнес-модели. Он платится единоразово. Кстати, не забудьте проверить, действительно ли торговый знак зарегистрирован.
А вот роялти – плата ежемесячная. Это доля, которую вы отдаете компании из своей прибыли. В идеале, за это вы должны получать помощь и поддержку от компании. Обычно это прописывается в коммерческом предложении и договоре.
А вот то, насколько обещанное соответствует действительности, лучше узнать у действующих партнеров. Также стоит поинтересоваться контролем со стороны компании и возможными штрафами.
Следующий пункт – подсчет средств, которые потребуется вложить в открытие франшизной точки. Как правило, редко кто указывает все расходные материалы, поэтому здесь придется немного больше потратить времени и усилий. Как вариант, можно собрать подобную информацию у всех компаний и свести все в одну таблицу. Это даст больше шансов узнать конечную сумму, в которую обойдется открытие бизнеса. Учтите тот факт, что чем больше сумма вложений, тем дольше будет окупаемость проекта.
Не забудьте прибавить стоимость аренды за 2-3 месяца, возможные затраты на ремонт, покупку банковского оборудования и систему видеонаблюдения. Про эти пункты забывают чаще всего.
Обязательно посчитайте сумму ежемесячных расходов, включая автоматизированную систему учета, маркетинговые сборы, расходы на рекламу, интернет, канцелярию. Не говоря уже о расходах на закупку товаров, налоги, эквайринг, логистику и зарплату сотрудников.
Франшиза всегда предполагает работу по определенным стандартам, поэтому важно знать, насколько хорошо они прописаны и как осуществляется контроль за их соблюдением.
Лучший вариант, — когда компания проводит бесплатное обучение и партнеров, и их работников. Передача опыта из первых рук дорогого стоит. Иначе можно потом долго удивляться, почему бизнес не приносит прибыль? А ответ зачастую прост – несоблюдение стандартов. Не нужно заново изобретать велосипед – просто делайте так, как рекомендовано. Ведь схема уже проверена и приносит доход. Иначе зачем покупать франшизу?
Хорошим бонусом будет и наличие партнерских программ. Например, сниженная ставка по эквайрингу от банка, скидки на закупку оборудования, расходников, ведение бухгалтерии. И обязательный пункт – система лояльности. Без этого привлечь клиентов будет тяжело. Как существенный плюс – мобильное приложение. Оформление в Роспатенте за счет компании тоже добавляет бонусные баллы.
Обязательно проверьте количество закрытых точек. Если их больше 10% от общего количества работающих, – это не лучший показатель. Можно посмотреть отзывы в интернете, но всему, что написано, верить не стоит. Часто отрицательные высказывания – происки конкурентов.
И напоследок – самое важное. Не исключено, что вы наберетесь опыта и решите выйти в самостоятельное плавание. Или условия сотрудничества с компанией вас перестанут устраивать – причин может быть много. И здесь вас может ждать главное разочарование – штраф за выход из франшизы. В некоторых компаниях он начинается с суммы в 500 тысяч. Про этот пункт добровольно вам не расскажет ни один менеджер по продажам. Поэтому внимательно читайте договор. Если есть возможность — отдайте на проверку юристам.
Надеюсь, эти советы помогут в выборе прибыльной франшизы и избавят от разочарований.
Я думаю, что нужно просто выбирать прибыльную и раскрученную франшизу.
К сожалению, не всегда раскрученная франшиза на деле оказывается прибыльной. Иногда это просто красивый фантик(
Ну я же и написал, что нужно не только раскрученную, но и прибыльную.