{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Сапсаны вновь полетят в Москву и Нижний Новгород? Суд обязал Siemens поставлять поезда РЖД

В марте 2022 года после всем известных событий немецкая Siemens приостановила исполнение своих обязательств по договорам на поставку поездов «Сапсан», а также объявила о том, что прекратит техническое обслуживание уже поставленных поездов с мая 2022 года. В октябре весточку об одностороннем расторжении договора получил и РЖД.

В связи с этим РЖД, который планировал получить еще 13 Сапсанов, подал в суд иск против Siemens Mobility GmbH с требованием обязать поставить указанные поезда.

Ключевой вопрос, который рассматривал суд, касался, конечно же, санкций. Причем сразу в нескольких аспектах.

Санкции как отговорка для непоставки Сапсанов

Немецкая компания ссылалась на то, что санкции не позволяют ей исполнить обязательство. В то же время суд указал, что договор был заключен в 2019 году, когда персональные санкции против РЖД еще не были введены. Согласно разъяснениям Европейской Комиссии в части исполнения контрактов следует, что действие санкций не распространяется на договоры, заключенные до марта 2022 года.

Кроме того, в договоре сторон содержалась следующая формулировка:

На момент подписания договора санкции не препятствуют исполнению договора

пункт 37.18 Договора между РЖД и Siemens

Также суд указал, что иностранные санкции, направленные против России, не имеют экстерриториального эффекта и противоречат публичного порядку России. Из этого суд делает простой вывод — Siemens не имело права расторгать договора.

Санкции как способ «перетащить» дело в российский суд

Небольшие вводные данные: после введения санкций против России в 2020 был принят «Закон Лугового». В АПК РФ появились статьи 248.1 и 248.2. Если кратко суммировать их содержание, то оно сводится к следующему. По общему правилу, например, поставщик из Германии и покупатель из России могут выбрать любой суд или арбитраж, который разрешит их потенциальный спор, и, как правило, стороны пользуются такой возможностью и выбирают нейтральное место — Лондон или Париж (по крайней мере так было раньше). Так вот новые нормы позволяют покупателю из России обратиться в российский государственный суд и сказать примерно следующее: «Великобритания и ЕС ввели против меня санкции, и в этих странах ко мне не будут относится справедливо». Российский суд в ответ может пожалеть российского поставщика и принять дело к себе на рассмотрение.

Как раз этот механизм и был задействован в этом деле. Siemens, видимо, ссылалась на наличие в договоре арбитражной оговорки, и просила российский суд отказать в рассмотрении иска, но вот что сказал суд.

Введение иностранными государствами ограничительных мер (запретов и персональных санкций) в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, обусловленное политическими мотивами, не может не создавать сомнений в том, что соответствующий спор будет рассмотрен на территории иностранного государства с соблюдением гарантий справедливого судебного разбирательства, в том числе, касающихся беспристрастности суда, что составляет один из элементов доступности правосудия.

Арбитражный суд города Москвы

Оценка решения суда

В целом это решение продолжает уже сложившуюся судебную практику, которая защищает российских лиц от необоснованного применения санкций на территории России и за ее пределами.

Остается главный вопрос — как это решение может быть исполнено? Российские приставы не могут принять в офис Siemens в Германии и потребовать исполнения, а сама Siemens в условиях санкционных ограничений вряд ли добровольно исполнит решение российского суда.

Реального исполнения и поставки в Россию 13 Сапсанов можно не ждать. Единственное, на что может рассчитывать РЖД — это денежная компенсация, но и она возможна лишь в том случае, если у Siemens остались какие-либо активы в России.

У меня также есть канал на Дзене, где я публикую другие свои материалы, а также канал в Телеграмме. Подписывайтесь, если вам было интересно и вы хотите видеть больше такого контента.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Eli

Кого волнует решение российского суда? Который уже несколько раз за последние несколько лет доказал что он не суд.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов
Ответить
Развернуть ветку
Post...

"Остается главный вопрос — как это решение может быть исполнено?"
Никак!
Хвастались же что решения ихних судов нам не указ! Ну вот и решения наших теперь им не указ!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

На каждое зло надо дать конфетку и когда у них начнется диабет думайте, что отомстили.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Федосеев

интересная стратегия

Ответить
Развернуть ветку
Право имеет значение
Автор

Вполне возможно, что какие-то активы у Сименс в России есть. Возможно, что что-то уже было поставлено, но не оплачено российской стороной. В таком случае РЖД просто не будет платить, а зачтет свои требования. Но, конечно, в любом случае вряд ли этого имущества настолько много, чтобы покрыть стоимость 13 Сапсанов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Post...

Черепанов newstyle! Возрождение легенды!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Super! Конечно взлетит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Post...

Там же где и он сам наверное...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Post...

А зачем ставить? Вокруг виллы кататься будет! Там же территория ого-го наверное...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Хорошо жить, но хорошо жить ещё лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Не думаю. Лимузин возможно, а вот поезд сомнительно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Он взлетел далеко, далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Право имеет значение
Автор

Тогда будет не на чем летать) Сухой суперджет тоже больше чем на половину из импортных деталей. И с юридической точки зрения такой обмен практически не возможен, так как он происходит не между странами, а между компаниями

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Право имеет значение
Автор

1) нужно менять всю инфраструктуру, советую посмотреть видео, как движутся такие поезда. На расстоянии пару метров от железной дороги не должно ничего быть, а у нас там нередко дачные участки и просто населеннын пункты 2) китайские компании тоже не так охотно заключают контракты с российскими компаниями, т.к. не хотят попасть под санкции как «лица, содействующие обходу санкций» 3) насколько я знаю, у нас с ними разная ширина жд, а значит нужна разработка новых поездов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Я думал ракету назвали Сапсан, полетят в Москву...

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда